Когда прошло достаточно времени и он больше ничего не сказал, то наши спросили:
- Скажи нам подробнее, было ли принято дело, как мы о нем говорили, или не было принято?
Император ответил:
- Поскольку мы говорим, что сделали все хорошо, и очень хорошо, то избыточно выяснять, как мы это сделали. Вот ведь и патриарх здесь, и пусть он скажет сам, если желает.
Патриарх сказал:
- С Божией помощью мы все хорошо сделали , как говорит об этом император , и весьма хорошо сделали то, что решили вместе с вами.
Наши вновь спросили:
- Скажите нам, как принял это папа и каково общее заключение?
Император ответил, что папа это принял хорошо, и мы нашли его в этом деле гораздо лучше , нежели мы надеялись , и хорошо это сделали.
Мы же вновь сказали:
-Поскольку вы все сделали хорошо, как вам кажется, то что мешает и почему вы не сообщаете о происшедшем более полно?
Император ответил:
-Поскольку здесь не присутствуют кардиналы, по этой причине папа не хочет слухов, что он решил что-либо в их отсутствие.
Сразу мы сказали?
- Так если придут кардиналы и не одобрят то, что вы как говорите, хорошо сделали?
Патриарх ответил:
- Они говорят нам так, что все, что бы папа ни сделал, они все это одобряют, будто это произошло от Бога. Так примите и вы, что мы хорошо сделали то, о чем вы спрашиваете.
Мы не переставали спрашивать , чтобы нам сказали ясно, что же произошло. И император и патриарх сказали:
- Мы все хорошо сделали , и сделали все, что хотели. Должно вам быть уверенными, что мы сделали хорошо.
Духовник сидел рядом с деспотом на земле и тоже просил вместе с остальными разъяснения происходящего. Обернувшись к деспоту, он сказал:
- Может , твоя царственность скажет нам, что мы ищем, поскольку и ты был у папы , когда было сделано то, что мы сейчас хотим узнать.
Деспот же ответил:
- Не спрашивайте меня, потому что я ничего не скажу из того, что вы спрашиваете.
Мы же все спрашивали один за другим и настаивали , желая ясно узнать, что произошло. Император же и патриарх не говорили ничего больше , кроме "мы все хорошо сделали, ведь как мы можем не заботиться о том, что касается нашей пользы и чести, и не печься об этой пользе больше , чем все вы?"
После многочисленных слов, вопросов и ответов, патриарх сказал:
- Вот смотрите, как же так? У папы были два владыки , имею в виду императора и патриарха , и вернувшись, они говорят - "Мы хорошо сделали все что хотели", - и этого недостаточно для слушающих, но смеют все исследовать и обо всем любопытствуют?" (История Ферраро-Флорентийского собора, с. 159)
Кто-нибудь, скажите новыммаркамэфесским в ОВЦС , что это история вероотступничества , а не инструкция по проведению встреч в Гаване.
Journal information