ortheos (ortheos) wrote,
ortheos
ortheos

Category:

Поминайте наставников ваших

Оригинал взят у flavianos в Поминайте наставников ваших
Моё монашеское имя – Флавиан. Был наречён при монашеском постриге в честь святителя Флавиана, Патриарха Константинопольского, Исповедника. Это мой Небесный покровитель.

Но есть в моей жизни ещё один замечательный человек, в память о котором именно это имя и прозвучало над моей совершенно неседой тогда двадцатидвухлетней головой в день пострига. Это архиепископ Флавиан (Дмитриюк), который в шестидесятых годах двадцатого столетия управлял церковной жизнью на Урале. Носил он тогда титул: Епископ Свердловский и Курганский, Управляющий Челябинской епархией. Получается, что три области были поручены его руководству.




В молодости, когда он был ещё священником, во время Великой Отечественной войны помогал партизанам, был у них связным, и его заслуги в приближении великой Победы были отмечены государственными наградами СССР. И вот в память о таком заслуженном архиерее меня и нарекли звучным древним именем: Флавиан.

Рассказывал мне о нём покойный ныне протодиакон Анатолий Головин, много где послуживший и много чего в жизни повидавший. Приходилось отцу протодиакону даже служить в должности секретаря Епархиального Управления, что встречается иногда в церковной жизни, но довольно редко. Обычно эту должность занимают священники. Всё-таки второе лицо после Правящего Архиерея. По церковным делам отец Анатолий часто бывал в приёмной уполномоченного по делам религии, государственного советского партийного чиновника, задачей которого было «не пущать», и тщательно контролировать, не намечаются ли где ростки развития жизни Церкви, чтобы вовремя напугать, запретить и одёрнуть. Решать вопросы с уполномоченным обычно приходил архиерей, а отец Анатолий чаще общался с секретаршей, человеком втайне верующим, но по отношению к людям понимающим - открытым и общительным. В силу этих обстоятельств некоторые моменты чиновничьего служения уполномоченного выходили из тени партийных секретов, что и показательно в этой истории, которой, со слов отца Анатолия, хочу поделиться.


Каждый визит епископа Флавиана к уполномоченному происходил примерно одинаково. Приходит архиерей в приёмную по записи, проходит в кабинет, рассказывает чиновнику о текущих церковных нуждах. Где-то нужны строительные материалы, которые не купишь просто так, без разрешения государства, где нужно одобрение уполномоченного на ремонт храма, или на рукоположение нового священника. И по каждому вопросу – отдельное письмо, так что в сумме получается небольшая пачка листов.

Уполномоченный смотрит строго, обращается к епископу по-светски, Фёдор Игнатьевич, а песня на его устах старая, песня привычная. Политика партии, недопущение распространения религиозных предрассудков, которые помеха прогрессу, так что, Фёдор Игнатьевич, будьте готовы, что, после рассмотрения всех ваших обращений, Вы получите отрицательный ответ.

И епископ уходит со склонённой головой, ведь не переспоришь партийного чиновника в стране строителей коммунизма. Пачка листов так и остаётся на столе. А в кабинет заглядывает секретарша: надо ли печатать резолюции? Уполномоченный одним движением руки отсылает её, а сам ходит, ходит по кабинету наискосок. Назад и вперёд. Назад и вперёд. А потом выходит в приёмную, бросает перед секретаршей всю пачку, и, хрипло:
- Печатай!
- Отрицательные? – робко вопрошает секретарша, смотря на раскрасневшееся лицо чиновника.
- Положительные. – И, после секундной паузы, добавляет: - Понимаешь, он же в войну партизанам помогал, государственных наград удостоен. Мы с ним, можно так сказать, в одном окопе сидели. Ну как такому человеку откажешь? Печатай положительные. Политика партии – это политика партии, а война – это война. Печатай.

После Урала, епископ Флавиан управлял паствой в Нижнем Новгороде. Тогда этот город назывался Горьким, по имени советского писателя. В 1968 году был удостоен сана архиепископа.

Господь послал Владыке очень примечательный день для перехода в вечность. 3 марта 1977 года, в день своего Небесного покровителя, архиепископ Флавиан принимал по этому поводу поздравления в рабочем кабинете Епархиального управления. Проводил последнего посетителя. Сел в кресло. И преставился ко Господу.
Subscribe

  • Академия наук пишет.

    "Историков давно вызывает вопрос, насколько достоверными источниками являются жития. По оценке известного русского исследователя П. Безобразова,…

  • Блаженный Августин о светском государстве.

    "Государство (республику) Цицерон определяет кратко, как дело res народа publica. Если такое определение верно, то римского государства не…

  • Марксизм как религия вечных мук.

    Сильная простуда сопровождается лихорадкой. То морозит так, что невозможно согреться ни под какими одеялами. То такой жар, что не холодно даже в…

promo ortheos september 18, 2014 10:40 25
Buy for 10 tokens
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 10 comments

  • Академия наук пишет.

    "Историков давно вызывает вопрос, насколько достоверными источниками являются жития. По оценке известного русского исследователя П. Безобразова,…

  • Блаженный Августин о светском государстве.

    "Государство (республику) Цицерон определяет кратко, как дело res народа publica. Если такое определение верно, то римского государства не…

  • Марксизм как религия вечных мук.

    Сильная простуда сопровождается лихорадкой. То морозит так, что невозможно согреться ни под какими одеялами. То такой жар, что не холодно даже в…