ortheos (ortheos) wrote,
ortheos
ortheos

Category:

Образчик современного академического богословия.

Оригинал взят уhttp://ninaofterdingen в Византийская мозаика. Григорий Нисский
Журнал опубликован в Харькове в феврале 2016. Доступен по ссылке

Лекция 18. Архимандрит Владимир (Швец). Святоотеческое наследие Святителя Григория Нисского и влияние его трудов на сущность духовности, с.33
-------------------------------

Позволю себе процитировать некоторые тезисы уважаемого старца. Это цитирование будет сопровождаться посторонними звуками , не обращайте внимания.


"Установление официальной догматики Церкви поставили перед христианскими философами и теологами новые задачи" (с.20)
"Необходимо было доказать верность принятых на Соборах догматов".
Господи.
Доказать верность догматов Соборов.
(звук хлопка ладони по лбу и сдавленные рыдания)
То есть соборы несли чего хотели, а потом в дело вступали духовные (от слова духИ) богословы и отчаянно эти постановления обосновывали по заданию партиии.. Видимо, отец архимандрит проецирует собственную деятельность на святых отцов.

А вот просто шедевр церковноакадемического канцелярита:
"Григорий Назианзин одно время исполнял функции константинопольского епископа." (там же)
ну да. Был такой византийский обычай , будучи епископом, исполнять функции епископа.

"Главный смысл труда Василия Великого, Григория Богослова и Григория Нисского заключался в устранении конфликта между христианской верой и греческим миропониманием"
(слышатся приглушенные маты)

"Каппадокийцы пришли к выводу, что лучшим средством толкования догматических истин является философия".
Это какую же надо иметь совесть (не говоря уже о научности), чтобы Василию Великому, который смеялся над всеми философами скопом в своем Шестодневе приписывать мнение, что толковать догматику надо эллинской философией?


"С их точки зрения силы разума должны помочь укреплению христианской веры"
(звук удара лбом об стол)

"В качестве философской базы теологии они использовали принципы неоплатонизма"
(второй звук удара лбом об стол)
Писал бы уж сразу - гностиков. Чего так скромно.
(З.Ы, Батюшка напишет.)

"утвердить ортодоксию, закончив философскую обработку догмата о Троице."
Слышите рев движка и стук резца по железу? Это святитель Василий заканчивает философскую обработку догмата о Творце. Причем в качестве резца неоплатонизм.


"Василий Великий, Григорий Богослов и Григорий Нисский – творцы новоникейской ортодоксии. " (стр. 21)

Батюшка перещеголял даже мусульман. Те хоть апостола Павла записывают в творцы православной веры. А тут всего лишь каких-то три епископа. А до этого в Церкви была другая (судя по терминологии - староникейская ортодоксия или вообще неникейская ортодоксия)

", Василий Великий победоносно ввел ее в церковную практику, а Григорий Нисский дал ей государственное завершение"
(глухой удар головой о стенку и вой:"ГОСУДАРСТВЕННОЕ ЗАВЕРШЕНИЕ ... ПРАВОСЛАВНОЙ ВЕРЫ! ГРИГОРИЙ НИССКИЙ! А до Василия Великого православная вера не была в церковной практике!")

Дальше отец архимандрит приводит список сочинений Григория Нисского, в которых упоминает и трактат "против судьбы" к "некоему языческому философу". Почему к некоему - это прекрасно понятно. После смелого открытия о том, что Григорий Нисский был неоплатоником, сообщать широкой публике о том, что Григорий Нисский писал трактаты против неоплатоников - это значит нервировать эту самую публику.

"Вслед за Василием Великим св.Григорий Нисский опирается в толковании на Шестоднев ... на комментарии к "Тимею" Платона - прежде всего Посидония" (с. 27)
Видимо, отец архимандрит и правда поставил себе научную задачу узнать, ести ли предел терпения у святых Василия и Григория.
У меня лично он давно закончился.

"В поздних экзегетических трудах святитель Григорий является односторонним аллегористом"(с. 27-28)
(слышен исступленный вопль "дайте мне это развидеть")

"Григорий Нисский, опираясь на неоплатоническое учение, утверждал, что три лица Святой Троицы обладают единой, Божественной сущностью, но свое выражение находят в трех ипостасях" (с. 31)

НИКОГДА! Слышите, отец архимандрит? НИКОГДА не утверждал святитель Григорий, что Три Лица находят выражение в Трех Ипостасях. Потому что это ахинея. ЧУДОВИЩНАЯ АХИНЕЯ . Ну и  Плотин охренел бы от того, что он , оказывается учил о Троице и лицах,

неужели действительно в высших академических эмпиреях гностицизм и неоплатонизм стали Единственно Верным Учением на замену марксизма-ленинизма, на которое Истинные Последователи опираются даже в тех случаях, о которых это ЕВУ ни сном ни духом?

"Божественная сущность выражает единство Бога и существует как бы самостоятельно от Лиц" (с. 31)
(в воздухе слышится шевеление волос и ощущается отчетливый запах серы)

"Усилиями Григория Нисского в христианской теологии закрепилось и представление о Боге, как нематериальном, бессмертном и непознаваемом существе." (там же)
(слышится удар тела , упавшего со стула и треск проломленного пола)
Теперь то мы узнали апостол Петр думал, что Бог из дерева и смертен.


Но это отец Владимир только приходил в раж. Самые обороты он только набрал. Глубоко вздохните.

Я серьезно.

Я не шучу.

Вздохните, честное слово.

Ну, как хотите.
" в отличие от многих современных ему и последующих христианских философов, Григорий Нисский приходит
к убеждению, что человек не может и не должен в земной жизни соблюдать насильно навязываемые ему христианские добродетели, ибо «добродетель – вещь неподвластная и добровольная»


(с. 32)
Видимо, эта лекция и есть результат свободы не соблюдать насильно навязываемую христианскую добродетель не лгать.

Затем отец архимандрит с радостным гиканием оседлывает любимую тему новых оригенистов - мнимый "апокатастасис" у святителя Григория, причем в доказательство этого он приводит тезисы совершенно с этим апокатастасисом не связанные (например, что по отвергнутому Церковью учению св.Григория Нисского , препятствуя диаволу, Бог оказывает ему благодеяние .Видимо , отец Владимир искренне считает, что это для обычных людей Страдивари делал скрипки, а для настоящих пацанов - барабаны, это для людей Бог представляется делающим добро, а для сатаны Он специально делает зло.)

Радостное гиканье по поводу апокатастасиса у отца архимандрита здесь мало отличается от аналогичного музыкального произведения в исполнении Алексей Ильича, поэтому и рассматривать его не буду.

Поэтому переходим к кульминации.
За сценой бьют колокола ,стучат барабаны, трубят трубачи и богословы.

"Другие же компоненты учения Григория Нисского стали достаточно влиятельными. Так, учение о человеке и его свободе в земной жизни оказало значительное влияние на формирование не только западного христианства, но и образа жизни всей западной цивилизации. Это учение соответствовало и даже в какой-то предопределило направленность западной
цивилизации на возвеличивание человеческой свободы на земле, что особенно ярко проявилось в более поздние времена в гуманистических, протестантских и просветительских теориях."


Да. Гуманизм, Вольтер, Робеспьер и Декамерон с Франсуа Рабле богословски происходят от учения св.Григория Нисского.

Нет, я понимаю, что у отца архимандрита стратегическая задача - сделать приятное "нашим западным партнерам" в условиях необходимости поиска объединяющего начала при полном отсутствии такового. Но почему это надо делать столь чудовищным способом, от которого я в третий раз свалился с дивана?
Если отцу архимандриту не жаль меня, пожалел бы хотя бы мой диван.

"Каппадокийские Отцы Церкви немало способствовали популяризации христианства,"
(глухой удар об пол)
Извините. это я опять.
Уже никого не удивит, что святитель Григорий несмотря на написанный Шестоднев , оказывается злейшимэволюционистом самого гностического пошиба:
"Все вещи и события были созданы богом сразу, в едином вневременном акте, однако только в потенциальной форме, в форме «сперматических логосов», семян, содержащих в себе скрытую энергию и, так сказать, программу будущего развития. Затем все это множество семян последовательно, каждое в свое время, естественным путем и без дополнительного вмешательства бога развивается во все явления, которые составляли, составляют и будут составлять мир. Творение и дальнейшая эволюция (развертывание семенных начал) мира происходят под опекой провидения, и совокупный мировой логос, т. е. совокупность всех потенций всех вещей, изначальносодержится в божественном Логосе, им познается и предопределяется." (с.34)

Тут все прекрасно - и эволюция без дополнительного вмешательства Бога но под Его опекой, и мировая душа
гностиков, застенчиво и ненавязчиво предлагаемая отцом архимандритом для всеобщего усвоения. И то, что святитель Григорий Нисский учил прямо противоположному -

" Когда же разделены между собою воды и видимые, и умопредставляемые, и среднею гранью двоякого естества вод оказалось небо, о котором сказано, что приведено в бытие в начале вместе с землею и со всем, положенным в основание устройству мира, а теперь довершено и наименовано при явлении тверди, определеннойвращением огня; тогда второе круговращение света снова стало вместе и омрачать и освещать лежащую нижечасть. А сие и наименовано, как одно за другим следовало, в совокупности же составило день. Вследствие жесего по необходимости привзошло в тварь и свойство числа; потому что число не иное что есть, как сложение единиц. Все же, представляющееся в каком-либо определенном очертании, именуется единицею. Посему, так как
круг, сам себя определяющий, со всех сторон полон; то Слово прекрасно чем-то единым наименовало одно обращение круга, сказав: «и было утро и был вечер: день один» (Быт. 1,5). И опять другое обращение назвало также единым; сложив же то и другое, составило два. Так Слово вместе с частями твари ввело и число, последовательность в порядке означая числительными именами. Ибо говорит: «и был вечер, и было утро: день второй» (8) Когда сие совершилось, естество существ, держась последовательности, снова производит, чему необходимо следовало быть за произошедшим прежде. Но и сему Божию делу предшествует Божие повеление; потому что Моисей везде обезопашивает наш ум, чтобы ни одного из существ не представлял себе состоявшимся без Бога,но удивление каждому из сотворенных существ возводило его к Сотворившему."


Собственно, чтобы убедиться в том, что у святителя Григория нет даже малейшего следа эволюции , мгновенного творения или "совокупности мировых логосов" - достаточно просто открыть его творения.
Мне интересно - НА КОГО рассчитана эта  вопиющая ложь?

Но если вы считаете, что отец архимандрит исчерпал всю мощность вдохновенного вранья - вы ошибаетесь.

Затем он прямо влагает в его уста гностическое учение об освобождении души из темницы тела и воспарение ее к эмпиреям.

"Через катарсис душа возвышается до первого неба, за которым открывает-
ся область умственного света. Сбросив прежние телесные покровы, кото-
рые были тяжелее ее самой и влекли ее вниз, и облачившись в одеяния из
света, которые в силу своей легкости влекут ее вверх, душа человеческая
возвращает себе первозданный вид, т. е. образ бога, и через просветле-
ние достигает второго неба. Очищенная и просветленная душа постигает,
что все реальное в этом мире реально настолько, насколько оно причастно
божественной реальности, что красота чувственных вещей есть лишь от-
блеск истинной, умопостигаемой, красоты и что вещи этого мира служат
лишь символами, по которым душа должна узнавать их создателя (Толко-

вания на Песнь Песней 6, 11)." (с.35)

Что означает эта ссылка совершенно непонятно.
Дело в том, что толкование святителя Григория заканчивается в 15 книге на 6 главе 8 стиха
Видимо, отцу архимандриту доступно скрытое от всех продолжение.
Потому что истолковать эту ссылку как 6 беседа 13 глава невозможно.

Во всей шестой книге http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Nisskij/izyjasnenie-pesni-pesnej-solomona/6
нет ни малейшего следа этого бреда.

Идем дальше. Вот архимандрит объясняет апостолу Павлу , в чем он ошибался.
" Апостол Павел однажды попытался прибегнуть к философскому подходу, стараясь угодить вкусу афинян
(Деян. 17: 19–34), но, как известно, его проповедь в Афинах оказалась безуспешной."


Тут я пришел в растерянность. То есть философский подход безуспешен? А по мнению отца архимандрита чем
занимались "каппадокийцы"? И в чем философский подход апостола Павла? В цитировании трех слов из поэта ??

"Все же он не отвергает платонизм до конца: в акте творения Бог сотворил все потенциально, способным меняться и развиваться. понимание творения отцами не противоречит принципу эволюции. Теория эволюции как раз и объясняет пути развития органического мира"

Это не св.Григорий Нисский. Это отец архимандрит приписывает ему свои эволюционные бредни.

" Этот святоотеческий «платонизм» " (с.37)
Вою.

"Детали библейского рассказа о шести днях творения святой Григорий (как и его брат Василий) понимал иносказательно." (с. 37)

Василий Великий: " Опять новый предлог к баснословию, новые основания к нечестивым построениям для тех, которые извращают слова по собственным догадкам! Ибо не объясняют по обыкновенному, что тьма есть какой- нибудь не освященный воздух, или место затененное от преграждения света телом, или, вообще, место,лишенное света по какой ни есть причине, но толкуют, что тьма есть злая сила, лучше же сказать, самое зло, само от себя имеющее начало, противоположное и противодействующее Божией благости. Если «Бог свет есть» (1Ин 1.5), то сила Ему противоборствующая, говорят они, в сообразность сей мысли, очевидно будет
тьма — тьма, не от другого кого имеющая бытие, но самобытное зло, тьма, нечто враждебное душам, нечто производящее смерть, противление добродетели. И в самых словах пророка, по ложному их разумению, показывается, что тьма сия существовала, а не Богом сотворена. И на этом предположении каких не построено лукавых и безбожных учений! Kaкиe «волцы тяжцы» (Деян 20.29), расточающие Божие стадо, устремлялись на души, ведя начало от сего краткого слова ! Не отсюда ли Маркионы? Не отсюда ли Валентины? Не отсюда ли мерзкая ересь Манихеев, которую, если назовет кто гнилостью в церквах, не погрешит в приличии наименования? Для чего, человек, бежишь вдаль от истины, сам для себя вымышляя случаи к погибели? Просто и для всякого удобопонятно слово; сказано: «земля бе невидима»"

Не отсюда ли и архимандрит Владимир?

" Святой Григорий придерживался библейского понимания человека. Имя Адам – общее, собирательное, в переводе с еврейского означающее просто«человек». Адам не отдельная личность, а все человечество." (с.38)
(устало)
каббала детектед.

" Вслед за Платоном отцы описывали зло как болезнь или слепоту" (39)
Чем, ради всего святого, занимался Христос и апостолы, и вся Церковь на протяжении 350 лет,если св. Григорию Нисскому для того, чтобы узнать , что зло - это болезнь, надо последовать Платону и Посидонию?

" Неоплатонически настроенные умы считали тело источником зла, в то время как библейский семитский дух вполне одобрительно относился к телу. Христианству предстояло избавиться от первой тенденции и «приручить» вторую. Взгляды Григория Нисского по этим вопросам не отличаются четкостью и несут отпечаток влияния Оригена."

Ну это если в глаза не видеть взглядов св.Григория Нисского.
Глава 28 Большого Огласительного Слова.
"О том, что наше рождение и соответствующие члены тела — не зло, но, напротив, должны быть в почете"

"В «Большом Катехизисе» святитель Григорий говорит, что в книге Бытия Моисей описывает грехопадение аллегорически, под видом исторического повествования: "
Опять ложь. Вот что говорит святитель Григорий

" Такой же догмат излагает нам Моисей исторически и загадками. Впрочем, и в загадках заключающееся учение ясно. Ибо говорит он, что, когда первые человеки коснулись запрещенного и обнажили себя от оного блаженства, тогда Господь налагает на первозданных «ризы кожаны» (Быт. 3:21), как мне кажется, не к этим именно кожам обращая смысл речи (ибо с каких закланных животных сняты кожи и придумано одеяние людям?). Но поскольку всякая кожа, отделенная от животного, мертва, то думаю, что после этого Врачующий нашу порочность, чтобы не навсегда в нас оставалась она, конечно промыслительно, наложил на людей возможность умирать, которая была отличием естества бессловесного."

Святитель говорит, что история совершена была буквально , но в ней присутствует и тайна.


" В его писаниях совершенно отсутствует «юридическая» терминология: мы нигде не найдем рассуждений о наказании, возмездии" (с. 40)

Опять ложь.
Большое огласительное слово.
"Да и мучительная жизнь грешников не имеет никакого сравнения с тем, что огорчает чувство к здешней жизни — напротив того, какими известными здесь наименованиями ни назовешь тамошние наказания, не в малом будет разность. Ибо, слыша слово «огонь», научен ты представлять мысленно иное нечто от огня здешнего, потому что огню тому предается, чего нет в здешнем. Ибо тот огонь не угасает, для этого же огня открыто опытом много угашающих средств, а между огнем угашаемым и не допускающим угашения великая разность. Поэтому последний есть нечто иное, а не то же, что и первый."


"Вслед за Оригеном святой Григорий считает, что эта стадия аллегорически описана в книге «Исход» в той ее части, где Моисей поднимается на гору и вступает в темное и влажное облако. Перед этим он разувается – это интерпретируется как снятие тех самых «одежд кожаных», то есть страстей, греха" (с. 41)

Опять ложь.
"Весь народ не имел столько сил, чтобы выносить видимое и слышимое; и потому общее всеми приносится прошение Моисею, чтобы он стал посредником закона, и народ не отказывается, как Божию велению, верить всему, что ни возвестит Моисей по научению свыше. Посему снова все сходят к подошве горы, оставлен один Моисей, показавший в себе противное, или то, чем был он действительно. Ибо когда все, сообща участвуя в деле, предаются паче страху, Моисей, оставшись один, поступает смелее окружавших его. Почему и из этого делается явным, что не собственною его немощью был тот страх, который объял его в начале, но потерпел он это по сочувствию с пораженными страхом. Посему когда, как некое бремя, сложив с себя боязнь народа, пришел он в себя; тогда осмеливается вступить и в самый мрак, и пребывает внутри незримого, став уже невидимым для взирающих на него (ибо, проникнув в неисповедность Божественного тайноводства, там, и сам уже незримый, сопребывает с Незримым). А тем, что сделано им, научает он, как думаю, что намеревающемуся быть в единении с Богом, должно выйти из всего видимого, напрягая разумение свое к Незримому и Непостижимому, как бы к какой вершине горы, уверовать, что Божество — там, куда не восходит понятие."

Никакой аллегории тут нет. Святитель повторяет историческое повествование, и добавляет, что это урок.


Дальше еще 20 страниц таких же откровений. Но у меня уже не хватило сил.
Все отравлено.
Насквозь.

Отцы-братие. Не читайте академиков и "богословов" ни по утрам, ни по вечерам, ни вообще никогда. Лгут. Просто и топорно лгут.
Tags: Убей правмир - спаси вселенную, Ужасы вселенной, гностики
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • "Явление на кладбище Иоанна Кронштадтского" - 2.

    В конце февраля - было ли описываемое Клаудом Роммелем явление св.Иоанна Кронштадтского на кладбище в действительности или оно выдумано (им самим или…

  • Дна нет.

    @Олимпийский комитет России (ОКР) и официальный экипировщик олимпийской команды России ZASPORT провели презентацию экипировки для сборной России на…

  • Как княгиня Дашкова бивала пруссаков.

    "Русские всегда прусских бивали" - говорил незабвенный Александр Васильевич Суворов. Но среди всех многообразных и многочастных способов,…

promo ortheos september 18, 2014 10:40 25
Buy for 10 tokens
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments