Иллюстрация к тому, что кровный патриотизм не имеет не только отношения к добродетели, но откровенно враждебен Самой Церкви.
Вторая половина 19 века, Османская империя
Город Битол , население 75% болгарское, 20% турецкое,5% греческое.
"Из его (местного благочинного) рассказов мы узнали, что хотя в городе 11 приходов, но церковь всего одна. - эта самая. На наше дивление подобному обстоятельству и желание узнать причину его, рассказчик только тоже как бы вопросительно посмотрел на нас и пожал плечами,- что не посвященный в тайны местной администрации мог переводить очень просто - что тут спрашивать? Разве не знаете, что над нами турок?
Между тем смысл умолчанного ответа был другой. Нам объяснили его уже дома. Митрополит противится всякой мысли о постройке новой церкви, боясь, чтобы строители не подняли при этом вопроса богослужения на славянском языке в новой церкви по примеру Филиппополя, Адрианополя и прочих мест.
- Да ведь мы то слышали, что преосвященный здешний, из болгар - заметили мы комментатору.
-Как же - Попович по фамилии. Чего же вам больше сего? И не только так зовется, но и при всяком удобном случае старается напоминать всем об этом. А все-таки грекоман от подошвы до кончиков волос.
Вчера мы упомянули, что в Битоле одна всего навсего православная церковь. Гуляя же вчера же по городу узнали мы , что есть еще новая церковь за городом на кладбище. Из расспросов выяснилось следущее.
Случилось, что несколько прихожан по усердию ли к месту, отмеченному каким-либо священным преданием, или просто из желания придать больше святости месту общего покоя верующих, выпросили у владыки, и через него у правительства позволение построить на народном кладбище небольшую церковь во имя святой Кириакии. Позволение было дано без всяких оговорок. Церковь была выстроена и поставлена в каноническую зависимость от городской церкви. Но чуть это было сделано, как новый храм в народе огласили именем не Кириакии, а Недели (Кириаки = воскресный день, по славянски - недели). Мало того,Патриоты соглядатаи не замедлили донести владыке, что служивший в "Святой Неделе" священник имел при себе русский служебник и осмелился давать славянские возгласы. Не прошло нескольких дней после того случая, как местный паша был уведомлен о том, что среди жителей заговор и этот священник покушается на жизнь митрополита. Злоумышленник немедленно был схвачен и брошен в тюрьму.
Возглашат в Кириакии по-славянски было больше некому и интрига была пресечена в самом корне. Вот так Попович! К счастью, у паши того были и десница и шуйца , из коих ни та ни другая не ведала что творила (т.е. брала) в известное время ее подруга. Оттого вскоре по расследовании дела оказалось, что ни заговора не было никакого в городе, ни драгоценным дням владычним ничто не угрожало. Таким образом через полтора месяца тюремного заключения неосторожный о.Константин был выпущен на свободу со строжайшим запрещением служить по русским книгам. "
Journal information