ortheos (ortheos) wrote,
ortheos
ortheos

Categories:

Лицевой толковый откомментированный Апокалипсис. Ч 1.

Книгу Священного Писания под названием Апокалипсис знают многие.
Чуть меньше людей слышало о книге под названием "Толковый Апокалипсис", которая есть текст Апокалипсиса с изъяснением и толкованием святых отцов.
А вот что такое "лицевой толковый апокалипсис" в курсе разве что совсем специалисты. А это в переводе на русский означает "иллюстрированный апокалипсис с толкованиями".

Иллюстрации на конец мира всегда вызывали у человечества особый интерес - причем даже у неверующих в его наступление. Поэтому крайне любопытно, как он представлен в эпоху составления этой книги -  в середине XVII века.

И оказалось, что эти иллюстрации очень интересная штука.

Автор заранее извиняется за разухабистый тон, и пытается оправдаться тем, что это все ж таки иллюстрации - картинки к книге, хоть и Священной, но все же не книга и не икона.


(без названия)

Итак, на этой иллюстрации мы видим, как святой апостол Иоанн диктует книгу своему ученику святому Прохору.  Первое, что мы понимаем, что дело происходит не на острове Патмос , а в России. Или остров Патмос - это Россия. Во-первых,  мебилировка золотыми столами дач пещер -  чисто-русская традиция (а куда их еще девать?)
Во-вторых, обратите внимание , что в то время как апостол чинно изрекает святые глаголы, Прохор (ну у кого еще, как у русского, может быть такое имя) сидит НА столе, небрежно закинув ногу на ногу, совсем не смотрит  на то, какую белибердень он сейчас накарябает вслепую пером, но в полной прострации  наблюдает за тем, как апостол размахивает рукой.

Если мы обратим внимание на задний фон, то никаких сомнений о том, что действие происходит где-то под Калугой, не останется. Мы видим, что город строили по русскому проекту , причем таджики. Это видно как из того, что отделана лепниной и зубцами только передняя половина стены, а задняя, которая из пещеры не видна - нефиг на нее тратить ресурсы. Так и из того, что в попыхах строители города совершенно забыли сделать хотя бы одни врата внутрь.

Итак, дальше у нас идет видение св.апостола.
(без названия)

Помимо богословского смысла (кстати, интересно, что ангел с трубой за престолом изображен нагим - обычно нагими изображаются только демоны), мы также находим подтверждение , что дело происходит в России, потому как из семи светильников Церквей , предусмотренных текстом и сметой, в наличии только четыре, остальные три, видимо, поставщики привезут в следующем квартале.

Еще интересна штука в руке, которую Явившийся держит в руке. Она похожа на державу, но это семь звезд Апокалипсиса. Если присмотреться - то их хорошо видно. Может быть, иллюстратор подразумевал под семью звездами семь планет средневековой космологии (которые помещались также на одной сфере). Но скорее всего , тут имелась в виду аналогия Церковь=Мироздание. То есть Явившийся держит в руке Церковь, представленную семью звездами, как зародыш будущего мироздания - "град Божий" блаженного Августина. В этом отношении интересно сопоставить "семь дней творения" - "семь звезд Апокалипсиса"-"семь чаш"- "семь светильников".

Затем мы видим первого ангела - Эфесской Церкви.
(без названия)

Это совершенно русский ангел. Во-первых, в нем нет никакой аристократической снисходительной утонченности греческих ангелов. Он любит покушать (возможно даже, что у него есть бабушка). Посмотрите, как он весело размахивает свитком со Священным Писанием.
Греческий аристократический ангел всегда священнолепен, чинно предстоятельствует и  держит свой свиток изящно двумя пальчиками  и с глубокомысленной скорбью о грешниках , дерзающих поднять свои недостойные очи на святой образ.
Это же наш, русский ангел-разгильдяй,  у него не только свиток летает по всему изображению, он и второй рукой размахивает столь же энергично. Вся его поза выражает "Братан! Сколько лет! давай, заходи, не стесняйся! Что? Свиток? Да, дали какой-то, говорят, раз ангел - на тебе вот свиток, положено по инструкции.  Да забей, потом почитаем!" Судя по взметнувшемуся иматию и положению ног, он нарисован как раз в тот момент, как подпрыгнул от радости при виде взирающего на изображение.

Также мы видим, что дело происходит в церкви, причем в церкви несомненно русской.  Это легко доказывается тем, что судя по симметрии, планировалось четыре колонны с позолотой , резьбой и инкрустацией, но тямы хватило только три, а четвертую просто покрасили масляной краской и сделали вид , что так и было задумано, главное, чтоб владыко не заметил.

Обратим также внимание на то, что здесь всего по три - три луча с неба, три главы на церкви, три главы на колокольне , три колокола и три веревки.
Еще видна лестница, приставленная к колокольне. Ее смысл мы узнаем в дальнейших иллюстрациях.

(без названия)

Ангел Смирнской Церкви. Видимо, ангел Эфесской Церкви получил такой нагоняй, что этот ангел на всякий случай повернулся совсем в другую сторону от греха подальше. На этот раз он встречает нас вне церкви под некоей сенью (церковь из предыдущей иллюстрации виднеется на заднем плане) . Руками он уже не размахивает, а чинно указует десницей на нужный текст (выглаженнй и накрахмаленный)  Это делает он не спроста, а отвлекает внимание в противоположную сторону от того, что эта сень держится всего на одной колонне и слегка покосилась.

Кроме того, мы видим странную лестницу ведущую в черную пустоту.

На заднем плане та же самая колокольня. Внимательно смотрим.
Ну да. Кто-то спер один колокол.
А говорите - не Россия.
Помните лестницу на предыдущей картинке?
Судя по всему, художник застал злоумышленника как раз в момент тыренья колокола. Тому удалось спрятаться, а после он осторожно снял один колокол и забрал с собой лестницу.

(без названия)

Ангел Пергамской Церкви.
Судя по всему, терапевтический эффект от взбучки Эфесскому ангелу продлился недолго. Снова пошло веселье. До размахивания свитком еще не дошло , но крыло залихватски сдвинуто набок.

Автора иллюстрации, видимо, начал беспокоить растущий черный провал за спиной ангела, поэтому он его начал закладывать кирпичом. Кирпича , естественно , не было, поэтому автор решил разобрать на кирпичи что-нибудь ненужное.
Ненужной ему показалась ступенчатая лестница.  Видимо, лицо ангела, которому после этого приходится эквилибрировать на стоящей на ребре каменной плите,  выражает , что он по этому поводу думает,

Если мы посмотрим на задний план, то сначала покажется, что на этот раз никто ничего не спер. Это Россия, братцы.
Присмотритесь повнимательнее.
Да.
Сперли веревки, идущие от крестов на двух куполах.

(без названия)

Ангел Фиатирской Церкви.
Черный провал автору заложить не удалось, кончилась лестница, а вместе с ней и кирпичи. Каменная плита рухнула, разумеется, в никуда и ангелу приходится парить в воздухе. Что он и делает с невозмутимым видом.

Помимо странной манеры , в которой написан свиток, можно только добавить, что воровство веревок с куполов продолжается. То ли веревок неизвестному понадобилось очень много, то ли у вора какой-то план, но на этот раз сперли веревки даже с колоколов.

(без названия)

Ангел Сардийской церкви со свитком, написанным вверх ногами, кого-то этим свитком дубасит (судя по направлению его взгляда, жертва осталась за кадром). Видимо, предыдущий свиток был переходной формой между нормальным и вверх-ногамным.

С оставшимся черным провалом на заднем фоне решили поступить сурово, по армейски. Закрасить желтой масляной краской. Краски, естественно, тоже не хватило (хотя по смете должно было еще остаться на покраску стен, куда делась - неизвестно)

По поводу заднего плана . Веревки стырили все до одной и принялись за купола.

(без названия)

Ангел Филадельфийской Церкви.
За время прошедшее с предыдущего Ангела, произошли существенные перемены. Видимо, приходил Хозяин и досталось всем.
Черный провал на заднем фоне отскоблен от желтой краски.
Кирпич разобран и возвращен в первоначальные ступеньки (причем после сборки лестницы, как всегда, остались лишние детали, из которых соорудили четвертую непредусмотренную конструкторской документацией ступеньку).
Достали из пропасти каменный помост.
К павильону , наконец , приделали вторую колонну ,
вернули все купола и веревки на колокола.
Видимо, втык получила и бухгалтерия , потому что теперь все пронумеровано и описано, и даже на самом облаке написано "облако", чтобы никто не перепутал.
Единственная проблема осталась с тем, что свиток опять написали вверх ногами. Естественно, что держать его приходится только так, как это делает ангела - проявляя чудеса балансировки и эквилибристики

(без названия)

Ангел Лаодикийской Церкви.
Изображение почти ничем не отличается от предыдущего.
Кстати, интересно, что почти у всех нарисованных людей хитон и гиматий (нижняя и верхняя одежда) красно-синего цвета. Судя по орнаменту вокруг иллюстраций, это никак не связано с канонически-иконописными цветами риз Спасителя, а просто у автора иллюстраций просто было завались и дофигища красной и синей краски и он не знал , куда их девать.

Также интересно, что у ангелов цвета верхней и нижней одежды чередуются. Только на Ангеле Филадельфийской Церкви это чередование сбивается и они совпадают с Сардийским.

Нижняя иллюстрация для меня представляет совершенную загадку тем, что с одной стороны из уст Спасителя выходят три линии, с другой - из уст солнца. По тексту это может быть иллюстрацией к "изблевати тя имам от уст Моих", но причем тут тогда солнце? Причем тут вообще солнце при любом из толкований?

(без названия)
Двадцать четыре старца кладут свои венцы к подножию престола Творца.

Светильников  на этот раз комплект. Причем не только комплект, а перекомплект. На этот раз их девять, хотя по спецификации - должно быть семь.

Но поскольку действие этого Апокалипсиса происходит целиком в России, то  на этот раз некомплект в золотых тронах. Двоим старцам слева приходится  в лучших традициях мимов делать вид , что у них троны есть. Еще четырем старцам справа и слева приходится сидеть вдвоем на одном троне. После того, как нам в голову приходит пересчитать на всякий случай самих старцев, мы обнаружим, что старцев тоже некомплект и всего двадцать два. Двое, видимо, застряли в пробках и доберутся к концу церемонии.

Причем венцов золотых двадцать три. Кто-то (а именно старец в левом нижнем углу) пытается прикрыть опаздывающего и второй рукой незаметно подсовывает венец отсутствующего старца

Интересно, что у некоторых из этих старцев даже бороды нет. То есть эти "двадцать четыре старца" старцы не по возрасту. Прямо по Соломону "не седина возраст старости, а житие нескверное". Это вызывает восхищение. Наши ученые европейские иллюстраторы апокалипсиса так 24 брадатых маститых старца и рисуют.

Кто-то по-любознательнее уже прочитал в тексте Откровения "ви́дѣхъ двáдесять и четы́ри стáрцы сѣдя́щыя, облечéны въ бѣ́лыя ри́зы".
Ну да.
Я уже говорил, что автору иллюстраций синюю и красную краску реально дофигищи некуда девать.


Синий круг вокруг престола в центре - это "Дуга видом подобная смарагдови". Нам это интересно потому, что "дуга" в славянском языке - это не "часть окружности " и не нечто изогнутое, а сам круг.

Также интересно, что четыре херувима в виде животных расположены не в старообрядческом "посолонь", а именно против солнца начиная от льва и кончая орлом.

Сидящий на престоле - сидит не на троне , а на столе. Вспомним русские летописи - "и прииде Владимир на стол Киевский". Стол в русской традиции - это место для сидения (вспомним Прохора с первой иллюстрации). Так что когда говорят, что на столе сидеть неприлично - это как раз по-русски. А пре-стол - это квадратная штука под Его ногами. Подставка под ноги перед (пред-) столом. Собственно и в алтаре престол - это стол.

Красные линии, идущие от престола - это, судя по всему - "молния, громи и гласи", исходящие от Престола. А вода чуть ниже старцев - "и предъ престóломъ мóре сткля́но, подóбно кристáллу"


Tags: Иконопись, История, На склад, богатыри не мы, дух пытлив, тонкое дело
Subscribe

promo ortheos september 18, 2014 10:40 25
Buy for 10 tokens
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments