ortheos (ortheos) wrote,
ortheos
ortheos

Внутренняя логика десяти казней.

Мне всегда было интересным , почему именно такие, а не какие- то еще десять казней были наведены на Египет.
Поскольку точно такие же казни (по-крайней мере, аналогия совершенно прозрачная) будут наведены на последнее человечество, то мысль о том, что смысл именно в таких казнях и именно в таком порядке несомненный. Причем смысл должен быть достаточно на поверхности, ведь это наказание (в слав. научение) , а наказание-научение без смысла и без понимания того , что происходит - абсолютно бессмысленно.

Совершенно не претендуя на проникновение в глубины , вот какая пришла в голову мысль.


Что десять казней совершенно ясно связаны с десятью заповедями. Что учение-наказание было не столько для фараона и египтян, сколько для созерцавших их израильтян. Разница - тоже очевидная - в том, что заповеди идут от самой великой и важной к самой легкой, а казни наоборот, были от самой легкой до самой тяжелой.

Поэтому естественно сопоставить 10 казней и 10 заповедей, взятых в обратном порядке - от самой простой к самой важной. И действительно, суть казней коррелирует с сутью заповедей.
10.

"Не пожелáй жены́ и́скрен­няго тво­егó, не пожелáй дóму бли́жняго тво­егó, ни селá егó, ни рабá егó, ни рабы́ни егó, ни волá егó, ни ослá егó, ни вся́каго скотá егó, ни всегó, ели́ка сýть бли́жняго тво­егó."

"и взéмъ Аарóнъ жéзлъ свóй, удáри вóду рѣ́чную предъ фараóномъ и предъ рабы́ егó, и преложи́ всю́ вóду рѣ́чную въ крóвь:
и ры́бы я́же въ рѣцѣ́ изомрóша, и воз­смердѣ́ся рѣкá, и не можáху Еги́птяне пи́ти воды́ от­ рѣки́, и бя́ше крóвь по всéй земли́ Еги́петстѣй"... "Ископáша же вси́ Еги́птяне о́крестъ рѣки́, да пiю́тъ вóду: и не можáху пи́ти воды́ от­ рѣки́."


Вода из реки - "богатство аще течет - не прилагай сердца". Чужое достояние через зависть превращается в кровь и отобранное -отчаянно смердит, так что человек не в состоянии им пользоваться.

9. Не послýше­ст­вуй на дрýга сво­егó свидѣ́тел­ст­ва лóжна.

"А́зъ побивáю вся́ предѣ́лы твоя́ жáбами: и изры́гнетъ рѣкá жáбы, и излѣ́зшя вни́дутъ въ дóмы твоя́ и въ клѣ́ти лóжницъ тво­и́хъ, и на постéли твоя́ и въ дóмы рабóвъ тво­и́хъ и людíй тво­и́хъ, и въ тѣ́ста твоя́ и въ пéщы твоя́, и на тя́ и на рабы́ твоя́ и на лю́ди твоя́ воз­лѣ́зутъ жáбы."


Жабы, которые лезут и в дома, и в еду и в печи, и залазят на самих людей - точнейшее и доходчивейшее изображение клеветы и лжи.

8. Не укрáди.

"Прострé ýбо Аарóнъ рукóю жéзлъ и удáри въ пéрсть земнýю: и бы́ша скни́пы въ человѣ́цѣхъ и въ скотѣ́хъ, и во вся́кой пéрсти земнóй бы́ша скни́пы во всéй земли́ Еги́петстѣй."


Неуловимый комар, неслышно и нечувствено садящийся на человека , ворующий кровь и оставляющий после себя зуд - это вор, который неслышно ворует у человека его "кровь" - средства к существованию и оставляющий после себя зуд - постоянную досаду о внезапной потере. Причем образ точный до мелочей. Как комар пьет кровь не для того, чтобы насытиться , а для откладывания яиц, так и любимое самооправдание воров - "я не для себя стараюсь, а для детей". И опять деталь - в десятой заповеди собственность ближнего связана  с кровью - и здесь.

7. Не прелюбы́ сотвори́

"Сотвори́ же Госпóдь тáко: и прiи́де пéсiихъ мýхъ мнóже­с­т­во въ дóмы фараóновы и въ дóмы рабóвъ егó и во всю́ зéмлю Еги́петску, и поги́бе земля́ от­ пéсiихъ мýхъ."


Опять точнейший образ блудной страсти - как навязчивая осенняя муха, которую стоит согнать, как она тут же садится рядом на то же самре место. .Причем не просто мухи, а "песии мухи". Почему "песии"? "Пес возвращается на свою блевотину" - описание апостолом Петром человека, подверженного блудной страсти. Кстати , и еще одна любопытная деталь в совпадении - мухи вьются вокруг еды и напитков, и блудная страсть атакует в первую очередь любящих поесть и попить .

6. "Не убíй."
"И сотвори́ Госпóдь глагóлъ сéй на ýтрiи, и и́змре вéсь скóтъ Еги́петскiй"


Опять совпадение - там не убий - здесь умерщвление животных. Может быть, животных по той причине, что убийство не есть полная смерть (которая вторая), а только умерщвление тела, или показывает, что как египтяне после умерщвления животных вынуждены были переносить тяжести сами, став животными, так и убийца становится из человека вьючным животным, обременным тяжестью преступления .

5. "Чти́ отцá тво­егó и мáтерь твою́, да блáго ти́ бýдетъ и да долголѣ́тенъ бýдеши на земли́ блáзѣ, ю́же Госпóдь Бóгъ твóй даéтъ тебѣ́."

"Речé же Госпóдь къ Моисéю и Аарóну, глагóля: воз­ми́те вы́ пóлны рýцѣ пéпела пéщнаго, и да разсы́плетъ Моисéй къ небеси́ предъ фараóномъ и предъ рабы́ егó: и да бýдетъ прáхъ по всéй земли́ Еги́петстѣй, и бýдутъ на человѣ́цѣхъ и на скотѣ́хъ гнóйнiи стрýпи, горя́щiи на человѣ́цѣхъ и на скотѣ́хъ по всéй земли́ Еги́петстѣй."


Там "да благо ти будет и долголетен будеши на земле" , здесь - "да будет прах по всей земли Египетстей и да будут гнойнии струпи".
Явное противоположение.

Кидать прах в небо - точный и лаконичный образ греха Хама.

4. "Пóмни дéнь суббóтный, éже святи́ти егó: шéсть днíй дѣ́лай и сотвори́ши [въ ни́хъ] вся́ дѣлá твоя́: въ дéнь же седмы́й, суббóта Гóсподу Бóгу тво­емý: да не сотвори́ши вся́каго дѣлá въ óнь ты́ и сы́нъ твóй и дщéрь твоя́, и рáбъ твóй и рабá твоя́, и вóлъ твóй и осля́ твоé и вся́кiй скóтъ твóй, и при­­шлéцъ обитáяй у тебé: занé въ шести́ днéхъ сотвори́ Госпóдь нéбо и зéмлю, мóре и вся́ я́же въ ни́хъ, и почи́ въ дéнь седмы́й: сегó рáди благослови́ Госпóдь дéнь седмы́й и освяти́ егó."

"Прострé же Моисéй рýку на нéбо, и Госпóдь дадé грóмы и грáдъ, и течá­ше óгнь по земли́, и одожди́ Госпóдь грáдъ по всéй земли́ Еги́петстѣй: бя́ше же грáдъ и óгнь горя́щь со грáдомъ, грáдъ же мнóгъ зѣлó зѣлó, якóвъ не бы́сть во Еги́птѣ, от­нéлѣже бы́ша лю́ди въ нéмъ. Порази́ же грáдъ во всéй земли́ Еги́петстѣй от­ человѣ́ка до скотá, и вся́ку травý я́же на пóли порази́ грáдъ, и вся́ древá я́же на поля́хъ сотрé грáдъ:"


И здесь точная параллель. Там в сотворении - небо и земля. и все , что в них - здесь с неба побивается огнем и градом земля и все, что в них. Но и этого мало - немаловажная деталь и в словах Господа перед седьмой казнью, которая прямо относится к "дню покоя" :"ны́нѣ ýбо потщи́ся собрáти скóтъ твóй, и ели́ка ти́ сýть на пóли: вси́ бо человѣ́цы и скóти, ели́цы áще обря́щут­ся на поля́хъ и не вни́дутъ въ дóмъ, падéтъ же на ня́ грáдъ, и́змрутъ.""



3. " "Не вóзмеши и́мене Гóспода Бóга тво­егó всýе: не очи́ститъ бо Госпóдь прiéмлющаго и́мя егó всýе."

"И воз­дви́же Моисéй жéзлъ на нéбо, Госпóдь же наведé вѣ́тръ ю́жный на зéмлю во вéсь тóй дéнь и во всю́ нóщь: ýтро бы́сть, и вѣ́тръ ю́жный взя́ прýги,и наведé я́ на всю́ зéмлю Еги́петскую: и нападóша на вся́ предѣ́лы Еги́петскiя мнóзи зѣлó: прéжде си́хъ не бы́ша сицевíи прýзи, и по си́хъ не бýдутъ тáко, и покры́ша лицé земнóе, и истлѣ́ земля́: и снѣдóша всю́ травý земнýю и вéсь плóдъ древéсный, и́же остáся от­ грáда: не остáся зелéно ничтóже на дрéвѣхъ и во всéй травѣ́ пóльнѣй, по всéй земли́ Еги́петстѣй."


Саранча делает напрасным великий труд земледельца и мгновенно уничтожает все, о чем он заботился. Там призывание имени Господа всуе (как сделал перед этим фараон), здесь - все труды всуе. Может, здесь в виде саранчи изображаются и мысли. которые тучами атакуют человека во время молитвы, делая ее всуе, пожирая ее подчистую.

2. "Не сотвори́ себѣ́ кумíра и вся́каго подóбiя, ели́ка на небеси́ горѣ́ и ели́ка на земли́ ни́зу, и ели́ка въ водáхъ подъ землéю:
да не поклони́шися и́мъ, ни послýжиши и́мъ: áзъ бо éсмь Госпóдь Бóгъ твóй, Бóгъ ревни́тель, от­дая́й грѣхи́ отéцъ на чáда до трéтiяго и четвéртаго рóда ненави́дящымъ менé,
и творя́й ми́лость въ ты́сящахъ лю́бящымъ мя́ и храня́щымъ повелѣ́нiя моя́."


"Прострé же Моисéй рýку свою́ на нéбо, и бы́сть тмá, мрáкъ, бýря по всéй земли́ Еги́петстѣй три́ дни́:
и не ви́дѣ никтóже брáта сво­егó три́ дни́, и не востá никтóже от­ одрá сво­егó три́ дни́, всѣ́мъ же сынóмъ Изрáилевымъ бя́ше свѣ́тъ во всѣ́хъ [жили́щахъ], въ ни́хже пребывáху."

Идолослужение - как кромешная тьма вплоть до самых домов, в которой человек не в состоянии увидеть в другом человеке брата - и даже встать никто не может душой. Только в домах Богопочитателей был свет - причем он переходил вместе с ними из дома в дом , как Богопочитание - настоящий свет.

1. Азъ éсмь Госпóдь Бóгъ твóй, изведы́й тя́ от­ земли́ Еги́петскiя, от­ дóму рабóты:
да не бýдутъ тебѣ́ бóзи инíи рáзвѣ менé."


Самый страшный грех против самой высокой заповеди - и самая страшная казнь - умерщвление первенцев.

Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • "Явление на кладбище Иоанна Кронштадтского" - 2.

    В конце февраля - было ли описываемое Клаудом Роммелем явление св.Иоанна Кронштадтского на кладбище в действительности или оно выдумано (им самим или…

  • Дна нет.

    @Олимпийский комитет России (ОКР) и официальный экипировщик олимпийской команды России ZASPORT провели презентацию экипировки для сборной России на…

  • Как княгиня Дашкова бивала пруссаков.

    "Русские всегда прусских бивали" - говорил незабвенный Александр Васильевич Суворов. Но среди всех многообразных и многочастных способов,…

promo ortheos september 18, 2014 10:40 25
Buy for 10 tokens
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments