ortheos (ortheos) wrote,
ortheos
ortheos

Виноград и Преображение.

Все знают, что на Преображение освящается виноград.
Все знают, что Господь взошел на гору с апостолами,
Потом явилось облако
И состоялось само преображение.

Какая связь между этими событиями? Восхождением , облаком, апостолами, преображением и... виноградом?

Сложно ее представить, кроме как сказать "все это праздник Преображения".

Вот как эту глубочайшую связь открывает блаженный Августин в изъяснении 103 псалма.


"Полагаяй облаки на восхождение Свое".

«И это хорошо понимается буквально.
Господь на глазах всех взошел на небо. Каким образом положены облака восходящему на небо?
«И сiя́ рéкъ… и о́блакъ подъя́тъ егó от óчiю и́хъ.» (Деян 1,9). Имеешь также предсказание о нашем воскресении : «и мéртвiи , говорит, о Христѣ́ воскрéснутъ пéрвѣе:
потóмъ же мы́, живýщiи остáвшiи, кýпно съ ни́ми восхищéни бýдемъ на о́блацѣхъ въ срѣ́тенiе Госпóдне на воздýсѣ, и тáко всегдá съ Гóсподемъ бýдемъ.»
(1Сол. 4,15-16)

Имеешь облака  для восхождения на небо. Явлю  и облака чего – то есть Божественных Писаний. Что же  это, братья? Если бы Господь Бог мой удостоил меня причислить к каким угодно облакам из тех.
Увидит Он, какое я туманное облако.

Примите, что облака- это все прорицатели слова истины. Следовательно, кто бы ни оказался небессилен взойти на это небо, то есть к пониманию Священных Писаний, восходит на этих облаках. Твердым небо создано для вас, так что если что либо и делаем, если труд и пот наш не бесплоден, восходите на небо Божественных Писания, то есть к пониманию их восходите на наших наставлениях.

Как высоко небо в самом псалме! Ибо никто не видел, что в выражении «Простираяй небо яко кожу, покрываяй водами превыспренняя своя» заключается принадлежащее вам. А это то же самое, что сказано «Полагаяй облаки на восхождение Свое» (в лат. eius – Его) Вот, это уже понимается, как Бог даровал, - «на наших наставлениях». Ибо облака не своими дарованиями проливают дождь. Вы взойдите должным разумением и в самом разумении плодоносите, если не жаждете стать таким виноградником, о котором сказано пророком «облакóмъ заповѣ́мъ, éже не одожди́ти на негó дождя́ (Ис 5,6). Ибо осуждается такой виноградник, что вместо грозди терния отдавал , не воздавал должной благодарности нежному дождю. Ибо кто благое слышит и злое действует, тот омывается нежным дождем и рождает терния. Не в других землях, как мы считаем, братья, и не этот видимый виноградник – поле Господне. И действительно, не под темнотой речей скрывается оправдание беззаконий,а  сам Господь в самом пророчестве показывает, что понимается под виноградником и говорит о нем «Виноградник Господа Саваофа – дом Израилев» (Ис. 5,7) Что вас носит , о неразумные, сердцами вашими по горам и холмам виноградарей?  Знаю, говорит, о каком винограде ты скажешь, знаю, где искал я грозди и нашел терния. Без основания все что угодно, кроме правды, подразумеваете и мните,- не хотите понять,потому что  надо будет делать добро.

Действительно, и это в Писании есть. «не восхотѣ́ разумѣ́ти éже ублажи́ти» (Пс. 35,4). Отбросьте все подразумевания ваши из среды. «Виногрáдъ бо Гóспода Саваóѳа, дóмъ Изрáилевъ éсть, и человѣ́къ Иýдинъ нóвый сáдъ возлю́бленный:» ( кстати, блаженный Августин снова цитирует по LXX, а не по вульгате : «Vinea Domini Sabaoth, domus Israel est; et homo Iuda, novellum dilectum» , в Вульгате «Vinea enim Domini exercituum domus Israel est, et vir Iudae germen eius delectabile» - «Виноград бо Господень лишенный покоя дом Израилев есть и муж Иудин отрасль его возлюбленная». ) Возлюбленный, когда насажден, и проклят, когда сотворил терния. Значит, братия, дом Израилев точно был виноградом, а мы не виноград? Со страхом услышим и увидим, что сказано Иудеям. Смотрите, Апостол точно так же устрашает ветви привитые ветвями отломившимися , в отломившихся советует бояться суровости, а привитым советует любить благое. Не желай быть бесплодным в благости, чтобы не испытать оставления в суровости. Но мы не лоза, скажешь мне. Но где же тогда глас Господа «А́зъ éсмь лозá, вы́ [же] рóждiе:», «и Отéцъ мóй дѣ́латель éсть:» (Ин 15,1-5)? Где голос апостола «ктó насаждáетъ виногрáдъ, и от плодá егó не я́стъ?» (1 Кор 9,7). Значит, виноград – ты, о Церковь, и имеешь виноградарем Бога. Никто из виноградарей людей не одождяет виноградник. Итак, братья возлюбленнейшие, чада Церкви, плод любви Церкви, сыновья небесной матери, услышите во благовремении. Понуждает Бог тот виноград жесточайшей угрозой: ««облакóмъ заповѣ́мъ, éже не одожди́ти на негó дождя́». И было так. Пришли апостолы к иудеям и те выплюнули их. И сказали апостолы им : «Мы посланы к вам, но поскольку вы отвергаете слово Божие, идем в народы» (Деян. 13,46). Вы видете каким образом Тем же Духом Божиим, Который повелевает внутри тех, в сердцах которых обитает, повелевается облакам от Бога не одождять на виноградник, который вместо ожидаемых гроздей приносит терния. Вот какие облака полагает на восхождение Свое и простирает небо яко кожу. Это не то, что вы ищете. Когда авторы Священного Писания простираются яко кожа над земным шаром , облака не неучаствуют, изрекаются слова истины,являются на свет все, что было скрыто - и сердцами нашими восходим на облаках на небо."


------------------
Так что в празднике Преображения  все - выбранный для  праздника день, обстоятельства события до мельчайших подробностей, богослужебный чин вплоть до "народного" освящения винограда и строгого запрещения устава вкушать виноград до этого дня - складывается в одну прекрасную симфонию смыслов.
Subscribe

promo ortheos september 18, 2014 10:40 25
Buy for 10 tokens
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments