ortheos (ortheos) wrote,
ortheos
ortheos

Еще про Туркестанъ

Загадка: Шляпа свѣтлая, подрясникъ свѣтлый, лошадь подъ нимъ бѣлая, покоритель Мордора, а не Гэндальф,

Отгадка:
Оригинал взят у platonicus в Еще про Туркестанъ
Скоро мы увидѣли вышедшую изъ алтаря фигуру старца, котораго нельзя забыть, увидѣвши разъ. Ему на видъ казалось лѣтъ сто. Спина его уже согнулась, и ноги съ трудомъ двигались. Бѣлая длинная борода и такіе же, какъ серебро, бѣлые волосы обрамляли сухощавое, суровое лицо, среди старческихъ морщинъ котораго горѣли смѣлымъ, вовсе не старческимъ огнемъ, энергическіе черные глаза. На старцѣ была митра, хотя остальныя одежды его были не архіерейскія, а священническія.
Твердымъ и мужественнымъ голосомъ проговорилъ онъ во время обѣдни ектенію, хотя держалъ чашу со Святыми Дарами порядочно дрожавшими руками; ему нужно было употребить несколько минутъ, чтобы съ замѣтнымъ усиліемъ повернуться къ алтарю.

– Кто это такой? – спросилъ я, пораженный своеобразною фигурой старца, внушавшей невольное благоговѣніе.

– А это самая большая знаменитость Ташкента, священникъ Маловъ, – отвѣчали мнѣ. – Онъ у насъ называется покорителемъ Туркестана.

– Какъ это, покорителемъ Туркестана?

– Да такъ просто; онъ дѣйствительно былъ однимъ изъ главныхъ героевъ, завоевавшихъ намъ этотъ край. Онъ лично бралъ приступомъ и Ташкентъ, и Ходжентъ, и Хиву, и Кокандъ, словомъ, почти всѣ здѣшнія крѣпости.

– Онъ былъ прежде военный?

– Нисколько; онъ всегда былъ священникомъ. Въ 1889 году мы праздновали пятидесятилѣтіе его священства. Онъ, въ сущности, не такъ старъ, какъ кажется, ему всего 76 лѣтъ, а это его походы да битвы уходили; отъ ревматизма ноги почти отнялись. А то бы онъ, пожалуй, и теперь на приступъ полѣзъ! – улыбнулся мой собесѣдникъ.

– Чего жъ его архіереемъ не сдѣлаютъ? Вѣдь онъ, вѣрно, вдовецъ?

– Сѵнодъ ему еще въ 1871 году предлагалъ сдѣлаться первымъ туркестанскимъ архіереемъ, когда епархія учреждалась, да о. Андрей не захотѣлъ; почести его не особенно соблазняютъ, а съ семьей разстаться не хочетъ; у него тутъ дочь замужняя, внуки, правнуки… Онъ ихъ ужасно всѣхъ любитъ и живетъ всегда съ ними. Къ тому же, чѣмъ онъ здѣсь меньше архіерея. Почетъ и уваженіе къ нему во всемъ Туркестанѣ такіе, что никакому архіерею не оказываютъ: и генералъ-губернаторы, и начальники всѣ – все это его почитатели самые искренніе, большею частью даже соратники его по походамъ, офицерами молодыми при немъ были; звѣзды и кресты у него всякіе есть, народъ чуть не молится на него. Ни одинъ солдатикъ не уйдетъ отсюда на родину, не купивъ портретика «дедушки Малова», какъ величают здѣсь его. Это, знаете, въ родѣ какой-то местной святыни у насъ… Общій любимецъ и общая слава наша.

– Вотъ такъ попъ! – искренно удивился я.

– Да ужъ имянно попъ, я вамъ скажу; такого другого нигдѣ не отыщете. И вѣдь что замѣчательно: онъ въ походъ-то пошелъ въ первый разъ вовсе не полковымъ священникомъ; никакой его обязанности не было съ полкомъ ходить, потому что онъ просто городскимъ священникомъ служилъ въ Перовскѣ, ну а вотъ явилось вдругъ желаніе непобѣдимое пороху понюхать, онъ и присталъ доброю волей къ четвертому Туркестанскому батальону, да и продѣлалъ съ нимъ всю кампанію… Мнѣ говорили, что онъ еще съ малолѣтства у отца въ военную службу просился – отецъ его тоже священникомъ былъ гдѣ-то въ Самарѣ – значитъ, всегда призваніе это чувствовалъ. И въ семинаріи, говорятъ, товарищи его иначе не звали, какъ «генералъ»… Стало быть, онъ и тамъ о битвахъ все мечталъ. Вотъ и добился своего.

– И такъ-таки самъ въ битвахъ участвовалъ? Безъ всякаго преувеличенія?

– Помилуйте, какое преувеличеніе! Тутъ же все его товарищи, у всѣхъ на глазахъ было. Всѣ эти его кресты, звѣзды, митры – все вѣдь это онъ за военныя заслуги получилъ, на полѣ брани, а не за что-нибудь. Крестъ въ руку – и лѣзетъ впередъ всѣхъ на валы, на стѣны; оружія у него никогда никакого, а на груди дароносица виситъ. Солдаты за нимъ какъ за какою-нибудь священною хоругвіею шли. Гдѣ батюшка, тамъ и они. Сколько разъ случалось, не выдержутъ огня неприятельскаго, смалодушничаютъ наши солдатики, назадъ удираютъ отъ крепости – батюшка появится, крикнетъ им по-своему: «Что жъ вы, братцы, одного меня умирать оставляете, крестъ святой на поруганіе нехристямъ отдаете?» Ну и сейчасъ какъ переродятся всѣ, напрутъ опять молодецки – смотришь, и взяли крепость…

– Чудеса да и только! – замѣтилъ я.

– Дѣйствительно, чудеса. Замѣтьте, что онъ ни разу раненъ не былъ, несмотря на то, что на всѣхъ приступахъ всегда былъ впереди. Да еще одѣвался такъ, что въ глаза всѣмъ кидался. Шляпа свѣтлая, подрясникъ свѣтлый, лошадь подъ нимъ бѣлая, крестъ высоко въ рукахъ поднятъ – азіаты думали, что это-то и есть самый главный военачальникъ нашъ, потому что видятъ, все войско за нимъ идетъ; вотъ и сыпались въ него всѣ ихъ пули. Да Богъ миловалъ… Вы знаете, что подъ Ходжентомъ он даже надъ артиллеріей начальствовалъ.

– Какъ такъ?

– Да, побили тамъ и поранили чуть не всѣхъ артиллерійскихъ начальниковъ; онъ и возьмись командовать. Что жъ вы думаете, вѣдь цитадель ихъ разбилъ и пушки свои туда перетащилъ. А то при Ирджарѣ тоже было. Нашихъ всего пять тысячъ, а кокандцевъ шестьдесятъ. Въ Сырдарьѣ всѣхъ бы нашихъ и потопили, потому что бухарцы съ трехъ сторонъ насъ охватили и къ рѣкѣ прижали. Батька-то и крикни солдатикамъ: «Ошибка это, братцы! Барабанщикъ ошибся! Какой теперь отбой! На уру надо! Впередъ, ура!» Тутъ офицеры храбрые были, Абрамовъ покойный, что потомъ губернаторомъ былъ въ Ферганской области, Пистолькорсъ и другіе еще. Поддержали попа, тоже кричатъ: «Впередъ! Ура!» Солдатики бросились на уру и расколотили бухарцевъ такъ, что пухъ отъ нихъ полетѣлъ… Вотъ каковъ у насъ старичокъ-то этотъ, Андрей Ефимовичъ [правильно: Евграфовичъ – прим. rus_turk]…

– Ай-да Андрей Ефимовичъ… Вѣдь это Іоанна д’Аркъ своего рода, – сказалъ я, искренно утѣшенный разсказами своего приятеля.

– Оттого-то безъ него не обходилась у насъ ни одна кампанія. Къ Черняеву, положимъ, онъ самъ пріѣхалъ, когда тотъ Чимкентъ взялъ. Ну, Черняевъ уже слышалъ о немъ, какъ онъ въ 1861 году Динъ-Курганъ бралъ да Туркестанъ, принялъ его, конечно, съ распростертыми объятіями. Съ той поры он и перешелъ въ батальонные священники, въ четвертый Туркестанскій батальонъ. Такъ знаете ли, что онъ сдѣлалъ тогда? Повѣрить трудно… Праздникъ Свѣтлый подходилъ, а въ походной церкви антиминса нѣтъ. Вотъ Андрей Ефимычъ и надумалъ думу: съ двумя казаками черезъ непокоренныя киргизскія степи за 700 верстъ въ городъ Вѣрный верхомъ слеталъ, въ Семирѣченскую область, къ владыкѣ, и привезъ къ Пасхѣ антиминсъ, да еще по дорогѣ у разбойника какого-то ночевалъ, кунакомъ съ нимъ сдѣлался. Кауфманъ тоже его съ собою пригласилъ въ Хивинскую экспедицію, потому что при Андреѣ Ефимычѣ солдаты совсемъ другими дѣлались.

– Да еще что сказалъ про него при всѣхъ начальникахъ, наглядѣвшись на его безстрашіе и находчивость: «Если бы, – говоритъ, – священникъ Маловъ былъ военный, я бы считалъ за величайшую честь служить подъ его командой!» Онъ ему и митру выхлопоталъ за Хивинскій походъ. А Скобелевъ, когда завоевалъ Кокандское ханство и на Алайскія горы ходилъ кара-киргизов смирять, такъ безъ Малова не хотѣлъ въ походъ отправляться, упросилъ его непремѣнно съ собой ѣхать, тотъ тамъ и ноги на алайскихъ ледникахъ потерялъ; хоть звѣзду потомъ за это Анненскую получилъ, а все безъ ногъ остался… Это ужъ его послѣдняя пѣсенка была.

– Михаилъ Григорьевичъ Черняевъ вотъ недавно, какъ ужъ генералъ-губернаторомъ здѣсь былъ, шутилъ какъ-то съ батюшкой, спрашиваетъ его: «Ну, а что, Андрей Ефимычъ, если бы теперь открылась опять война? Пошли бы вмѣстѣ съ нами?» Такъ тотъ отказался: «Нѣтъ, говоритъ, духомъ-то бы я еще хоть куда, да плоть оплошала, силъ уже больше нѣтъ…» Черняевъ ему и говоритъ: «Нѣтъ, ужъ какъ хотите, батюшка, а безъ васъ походъ не въ походъ; мы васъ въ арбу покойную посадимъ, а ужъ съ собой увеземъ!»

– Потомъ, когда завтракъ Черняеву давали въ Никольскомъ, на закладкѣ храма, такъ онъ при всемъ народѣ объявилъ: «Не могу принять тоста за покорителя Ташкента. Безъ такихъ сподвижниковъ, как отецъ Маловъ, ничего бы я одинъ не могъ сдѣлать. Выпьемте жъ прежде за его здоровье!»
Е. Л. Марковъ. Россія въ Средней Азіи: Очерки путешествія по Закавказью, Туркменіи, Бухарѣ, Самаркандской, Ташкентской и Ферганской областямъ, Каспійскому морю и Волгѣ. — СПб., 1901
Subscribe

promo ortheos september 18, 2014 10:40 25
Buy for 10 tokens
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments