Любите ли вы вещи?
Люди, ведущие духовную жизнь, с негодованием отвергнут даже саму постановку вопроса. Любить вещи - это вещизм! Это глубокое извращение человеческой природы.
Они и правы и не правы. Правы они целиком, а неправы ... тоже целиком. А все из-за ... порчи языка. При чем в данном случае даже не порчи самого языка, а порчи понимания языка.
Еще большее непонимание хранится в душе каждого христианина, читающего 90 псалом "от вещи во тьме приходящия". Что за вещь во тьме приходящая? После недолгих размышлений мы успокаиваемся на мысли, что это синоним слова "какая-то штука", "от какой-то штуки , во тьме приходящей".
А отгадка кроется в употреблении слова "вещь" в церковнославянском тексте.
Вот . например, утренняя молитва "помози ми во всякой вещи, и избави мя от всякия мирския злыя вещи"
или "и бесов, и страстей, и от всякия иныя неподобныя вещи"
Или апостол Павел: "От всякия вещи злыя огребайтеся"
Или вот, из Киево-Печерского монастыря: "Слышах вещь предивну от блаженых тех старець, яко реша слышавше оть самовидець тех таковаго дивеси бывшаго."
"Аще ли изгониши мя, иду во ину страну и потомь взращюся, семо, егда вещь си минеть"
Что же такое эта загадочная "вещь"? Мы видим совершенно очевидно, что эта "вещь" - совсем не материальная "вещь".
Святые Кирилл и Мефодий перевели словом "вещь" греческое слово "прагма". "Занятие" , "попечение".
А то, что мы называем сейчас вещами, называлось в древности мшель , рухлядь,
Впрочем , в этом переименовании нечто глубокое.
Вызывают ли в нас внутренний диссонанс слова "это хорошая вещь" или "это дорогая вещь"? Нет, никакого противоречия мы не усматриваем. напротив, эти слова представляются нам похвальным качеством здравомыслия.
А вот в древности сказать "сия есть добрая мшель" (хорошая вещь) или "честная рухлядь" (дорогая вещь) было нелепо и смешно. в этом было что-то от сумасшествия. Сказавший так человек изобличал себя в каком-то странном повреждении мозга.
Что произошло ? Мшели дали новое незаслуженное имя - имя занятия , попечения. Очень точно и даже иронично - действительно, чем дороже вещь, тем большие заботы и попечение она производит. А человек, который собирает вещи, собирает себе заботы - от протирания пыли на фарфоровых статуэтках до инфаркта от потерянного айфона.
Но злой результат налицо. Мы потеряли древнее здоровое пренебрежение к мшели и окружили ее вещью. И заодно перестали понимать Священное Писание.
Journal information