ortheos (ortheos) wrote,
ortheos
ortheos

Category:

Три статьи

Традиционно чтение статей на погребение Спасителя вызывает не очень много эмоций или внимания. С одной стороны, это вполне объяснимо по человеческой немощи - особенно священнослужителей, церковнослужителей  и клироса, которые уже неделю (а некоторые и 40+ дней) служат почти в режиме 24/7 и сил на глубокомысленное чтение у них уже не остается. Тем более в Великую Пятницу - когда многие ничего не ели с утра, и единственная цель у них иногда - просто продержаться эти статьи.

Не то что упрекать, но и слово сказать я бы не осмелился, если бы не предполагал, что это утомление, эта цель "продержаться до конца службы" - как раз входят в цель и смысл богослужений страстной седмицы. Может быть, это томление стоит больше самых глубокомысленных и тонких размышлений многовещанного ветии. Ведь, в самом деле, разве Пресвятая Дева, апостолы, мироносицы, Никодим  и Иосиф- разве они глубокомысленно и тонко богословствовали в этот день? Нет. Он для них был также днем на износ, на беспредельное утомление,  - сплошной незаживающей смертельно больной язвой.  Постясь и утомляясь мы не столько Христу подражаем (где уж там), сколько им.

Однако, статьи на погребение заслуживают все же некоторого внимания хотя бы для спокойного последующего разбора. Если присмотреться, то они при всей своей трагичности и  великосубботности носят и пасхальный характер, то есть кто-то предполагал интерес к ним и на пасхальных днях.




Вот почти цитата из учебника литургики.
"В этом чине после каждого стиха  заупокойной 17 кафисмы духовенством торжественно читаются похвалы — краткие, но ёмкие стихословия в честь принявшего Свою смерть на Кресте за нас Спасителя."

Откроем же текст и посмотрим начало статей

http://orthodoxy.org.ua/sites/default/files/attached/pogreb_2014.pdf

Первое, что замечает читающий - это хаотичность статей. Они постоянно перепрыгивают с предмета на предмет. Временами у них появляется некая последовательность (например, несколько стихов подряд передают речь Пресвятой Девы, или они словно продолжают друг друга), но по большей части они совершенно несвязаны. Это накладывается на утомление и ожидание скорейшего завершения службы, и в результате от статей остается впечатление продолжительного благочестивого расплывчатого облака. в котором что-то такое поэтичное говорят.

А все горе, как всегда - не от самих текстов, а от "науки".
В данном случае - от слова "после".
Ученые люди любят системное мышление. И любят его пихать везде , где надо и не надо.

Фраза "после каждого стиха  заупокойной 17 кафисмы духовенством торжественно читаются похвалы" - плод системного мышления. Ученый человек, видя стихиры на Господи воззвах и песни канона, распространил тот же самый принцип на статьи погребения Спасителя. Именно приняв этот принцип, мы видим в статьях хаос. В то время, как это цельный единый  стройный изумительный гимн, переполненный связями и имеющий предельный порядок и гармонию , по сравнению с которым цепные стихотворения-рэнга и греческое баловство со сквозным акростихом  - детский лепет.

Структура погребальных статей ПРОТИВОПОЛОЖНА стихирам и песням канона. В них СНАЧАЛА идет стих из чина Погребения, а потом  логическим продолжением, ответом  - стих из 118 псалма.

Посмотрим, как это происходит.

Начинается чин с
Благословен еси Господи, научи мя оправданием Твоим.

Это стих того же псалма, но зачем-то вынесен на первое место. Зачем?
Первый стих 118 псалма - это ответ на него . Это испрошенное благословение от Погребенного Христа.
"Блаженни непорочнии в путь, ходящии в законе Господни"

Затем идет вопрос
"Животе, како умираеши? Како и во гробе обитаеши, смерти же и царство разрушаеши, и от ада мертвыя восставляеши"?
на который снова приходит тихий безмолвный  ответ Погребаемого
"Не делающие бо беззакония в путех Его ходиша"

Ответ  совершенно точный, конкретный ответ на вопрос .Это не просто ответ на "како умираеши", но и ответ на "како мертвыя восставляеши?". Ответ надрациональный. разверзающий бездны.

"Величаем Тя, Иисусе Царю, и чтем погребение и страдания Твоя, имиже спасл еси нас от истления"

Что это? Это ответ, естественная реакция  изумленного ума на предыдущий ответ Погребаемого. И на него снова приходит ответ

"Ты заповедал еси заповеди Твоя сохранити зело"


Передать связь между этим стихом и предыдущим практически невозможно не потому, что она очень тонка и невидима, а потому что этих связей слишком много. "Заповедал заповеди" словно нитями связано и
с "Величаем тя" - когда кого-то поднимают и ставят на трибуну ("величают"), возвеличенный не что иное говорит людям, как заповедает им
- с "Иисусе Царю" - заповедает заповеди Царь, заповедает заповеди Бог,
с погребением - по слову апостола "пока кто жив, завещание не вступает в силу",
с "имже нас спасл еси от истления" - кто хочет быть спасенным из истления, Я заповедаю сохранять Мои Слова
с Евангельской последней беседой "аще слово Мое соблюдоша и ваше соблюдут"
с молитвой "молю да сохраниши их от неприязни"

и  еще и еще.

Даже слово "зело" приковано к этому стиху неразрывной цепью - потому что сила "сохранити зело" черпается из погребений и страданий Христа.

Из заповедания заповедей вытекает
Меры земли положивый , в малом обитаеши гробе Иисусе Всецарю днесь, от гробов мертвыя восставляяй


Опять бездна связей - Заповедает земле, и Сам Свои заповеди исполняет, вселяясь в малый гроб
Но  какая  связь со следующим  ответом
"Дабы исправилися путие мои  , сохранити оправдания Твоя"

меры земли полагаются, дабы исправились пути человека
во гроб входит Всецарь, чтобы исправились пути человека
мертвецы восставляются из гробов  - этим исправляются пути человека

мера земли полагается, чтобы сохранить оправдания Бога (т.е. действия, которыми Бог спасает человека)
в малый гроб вселяется Всецарь, чтобы сохранить оправдания Бога (кладбище - это дословно "склад", "хранилище")
от гробов мертвые восставляются, чтобы сохранить оправдания Бога (вернуть из разложения праведников)

Легче ничего не писать, чем попытаться передать всю глубину этого ответа.

Смотрим дальше:
Иисусе Христе Мой, Царю всех, что ища к сущим во аде пришел еси , или род отрешити человеческий?
и снова ответ на этот вопрос нетленного Мертвеца:
"Тогда не постыжуся внегда призрети на вся заповеди Твоя"
Христос отвечает, что сходит в ад, чтобы избавить Адама от его стыда ( "познаста яко наги беста")
Христос отвечает, призирает на Адама, чтобы Ада призрел все заповеди Бога.
Христос сходит в ад, чтобы исполнить все заповеди Отца  - "послушен быв даже до ада"
Христос принимает стыд и позор человека, пока не сошел во ад, чтобы отрешить род человеческий, после чего исполнив все заповеди - прославляется.

И так далее. Причем большинство связей таково, что совершенно ясны и очевидны, вполне осознаются, но при попытке их выразить словами, мозг отказывает, теряется перед бездной.

 Думаю, на эту тему можно написать целую работу страниц на тысячу, в которой просто будут приводиться связи между стихами статей друг с другом, связи стихов статей и 118 псалма, связи стихов 118 псалма и как эти связи соотносятся друг с другом и отражают друг друга. А потом бы автор сошел с ума в бессильной попытке объять необъятное.



----------------------------------------------
Статьи на погребение Спасителя  изумительны - как если бы кто взял совершенную поэму, добавил к ней другую совершенную поэму, взял по очереди по одному стиху из каждой поэмы и составил из них  третью совершенную поэму ,, причем каждый стих неразлучно связан с остальными и ни одного стиха нельзя ни отнять ни убавить,

причем форма этих стихов образовывала бы 3D стереопанораму и в ней были бы рифмы к каждому слову.






1
Tags: Загадки Вселенной, Секретные материалы, церковно-славянский
Subscribe

  • Цыгачесса и кузина Лилибет.

    Мухосранская самозванка решила пропиариться на смерти летального принцовируса Филиппа. И сделала это одновременно и хитрожопо, и предельно тупо. (…

  • Буддизм как учение сатаны.

    Из завещания Гунавармана (одного из проповедников буддизма в Китае) "Нужно правильно знать пути созерцания; Их можно назвать, но нельзя…

  • Не издевайтесь над чемпионами по каратэ.

    Мужик делал харрасмент и абьюз чемпионке мира по каратэ путем размахивания бамбуковым мечом, а она плакала и не хотела ходить на тренировки. Япония…

promo ortheos september 18, 2014 10:40 25
Buy for 10 tokens
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments