ortheos (ortheos) wrote,
ortheos
ortheos

Category:

Псалтирь - ключ к пониманию времени

Чудесная аналогия - с порядком баховских кантат в BWV. Он тоже считается случайным, не соответствует ни хронологии создания, ни церковному году, ни другим каким-то понятным критериям. Однако он очевидно "правильный": благовещенская BWV 1 именно что "первая" (в т.ч. и потому, что "спасения главизна"), и, когда начиная с нее слушаешь кантаты подряд - видишь некую невидимую, но убедительную логику. Должно быть, это тоже проекция гиперкуба или что-то вроде.В дополнение к посту о времени в Церкви.

Евфимий Зигабен , рассказывая о составе Псалтири, обращает внимание на то, что псалмы в ней расположены не в хронологическом порядке. И затем пересказывает древнее Предание, что на самом деле псалмы расположены в хронологическом порядке, просто этот порядок аналогичен тому, который мы наблюдаем в годичном круге Богослужения.
Смотрим: начинается год с Благовещения (древний год начинался 1 марта)- вполне естественно, как "днесь спасения нашего главизна". Затем  идет вход Господень в Иерусалим и Пасха. Затем Вознесение и Пятидесятница. А затем Преображение Христово, сразу за ним - Успение Богородицы. После Ее преставления следует Ее рождение, после которого Воздвижение Креста , введение Богородицы во храм и логически завершает круг Рождество Христово , Богоявление и Сретение.

Мы видим, что есть какие-то фрагменты, логически связанные между собой, но они расположены совершенно "хаотически". Рождество Богородицы, которое идет через месяц после празднования Успения - вообще странность. Впрочем - почему это так - достаточно очевидно. На год спроецированы события . которые занимают гораздо большее пространство.

Это мы можем видеть даже в геометрии. Если например, пронумеровать в любом порядке вершины куба, потом спроецировать аксонометрически эти вершины на плоскость, а потом спроецировать на прямую - то номера вершин будут расположены совершенно хаотически. А все потому, что куб гораздо больше линии даже по числу измерений.

То есть, порядок псалмов в Псалтири можно назвать линейной проекцией некоего иного порядка, недоступного рациональному исследованию, порядка , который больше самой Псалтири.
И как смысл и порядок великих праздников реализуется и становится понятным в круговращении года, так и смысл структуры Псалтири открывается только в безостановочном ее круговращении в виде богослужебных кафизм (и сложном, но упорядоченном уставе относительно их чтения). Так что упрек преподобного Серафима священнику , опускавшему на богослужениях полностью кафизмы, - "почему не любишь царя Давида?" -  может быть связан и с этим в том числе.

Кстати, это также показывает, что Псалтирь так же не принадлежит иудеям, как и остальное Священное Писание. У них такого круговращения кафизм  нет, порядок им недоступен  и почитается случайным.

zakivimiarch
" Чудесная аналогия - с порядком баховских кантат в BWV. Он тоже считается случайным, не соответствует ни хронологии создания, ни церковному году, ни другим каким-то понятным критериям. Однако он очевидно "правильный": благовещенская BWV 1 именно что "первая" (в т.ч. и потому, что "спасения главизна"), и, когда начиная с нее слушаешь кантаты подряд - видишь некую невидимую, но убедительную логику. Должно быть, это тоже проекция гиперкуба или что-то вроде."

http://itimo.livejournal.com/9589.html
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo ortheos september 18, 2014 10:40 25
Buy for 10 tokens
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments