
Жена Льва Толстого.
Внезапно возникла мысль - может, Лев Николаич был всего лишь простым , не очень далеким проводником идей , источник которых был вовсе не в нем. Может, она не была совсем той демонстративной простушкой и "скромной сиделкой Великого Человека"?
Это объяснило бы странности последних дней жизни - когда Лев Николаич попытался вырваться из тьмы вокруг него, но его блокировала именно драгоценная супруга. Это объясняло бы и трогательное бессмысленное переписывание всех сочинений мужа по нескольку раз (мужа ли?). Это объяснило бы совершенно нетипичное для мужчины и очень типичное для женщины расплывание по чувствам и эмоциям персонажей чуть ли не на каждом шагу толстовской прозы. Это объяснило бы то, что Толстой создал множество ярких и достоверных героинь , но ни одного героя. Это объясняло бы совершенно непонятное и несовместимое сочетание унылого морализма в стиле протестантских боевых листков с надрывной пропагандой "свободной любви над разорванными оковами мертвого общества". Это объясняло бы и то , что "издание неизданного" продолжалось после смерти графа Толстого до самой смерти его жены и потом резко сбавило темпы.
Π.Σ. На бака-Вики написано, что Пастернак отмечал, что Софья Андреевна - не менее "великий человек", что и Лев Николаич. Стало быть, не у одного меня такие мыслишки в голове летали.
Journal information