ortheos (ortheos) wrote,
ortheos
ortheos

Category:

Хитрые святые отцы.

Три примера, как легко и непринужденно святые отцы вдохновением свыше разрешали самые хитрые и запутанные ситуации.

История первая.

Однажды пришли к преподобному Антонию два философа-язычника , желая искусить его и одолеть в споре, он же встал на высокой горе и ждал их, увидев же , спустился к ним и через брата-переводчика (преподобный Антоний мало того, что читать и писать не умел, так и греческого не знал - совершенно нефилософская личность) , спросил


: зачем они , такие премудрые и всеведущие перлись в такую даль, чтобы спорить с неграмотным и сумасшедшим стариком.  Философы пришли в замешательство как от того, что их намерение было раскрыто, так и собственно от вопроса, на который не знали, как ответить. Но философы же, не халамбалам. Говорят преподобному Антонию : "Это ты на себя наговариваешь, ты на самом деле не сумасшедший , а очень умный". Тогда Антоний говорит: " Если пришли спорить с сумасшедшим и неграмотным, пустое дело ваше. Если же говорите, что я умный и имею мудрость, то вам надо меня слушаться и следовать тому, что я ,по вашим словам, из мудрости говорю.  Если бы я к вам пришел, вы могли бы еще отказываться. А как сами говорите, что пришли ко мне ,как к мудрецу, то должны следовать тому, что я говорю, и немедленно станьте христианами.



История вторая.

Приходили к нему же другие философы  и смеялись над ним, что он неграмотный и ни одной книги прочитать не в состоянии, а учит других и смеет спорить с ними о догматах веры.


Тогда спросил их преподобный Антоний : "Вы мне одно скажите. Что было первым - разум составился из письменности или письменность произошла от разума?" Те отвечали: "Конечно, что за дурацкий вопрос, письменность произошла от разума. А через книги мы усовершаемся, принимая разум от других людей"  Тогда преподобный Антоний им и говорит: "Вот и получается, что имеющим здоровый разум письмена без надобности, а  как больным требуется много костылей и повязок, так и вам требуется множество книг, чтобы едва-едва собраться с мыслями".



История третья.

В Медиолане по приказу цезаря  Констанция состоялся собор для извержения святителя Афанасия Александрийского. В Медиолан собрались около тридцати арианских епископов , не дожидаясь православных, они сами от себя составили осуждение на Афанасия, и все подписались. Епископом же самого Медиолана был Дионисий - молодой да ранний, которого маститые арианские богословы разве что не пинали, как сосунка, да еще был только-только рукоположенный, всего боялся и всех слушался. После многочисленных уверений маститых арианских богословов он тоже подписал осуждение святителя Афанасия.

А духовником у него был православный Вирцелаинский епископ Евсевий, который в политике собаку съел, и к тому же был старцем и духовником Дионисия Медиоланского. Его тоже на собор вызвали. Приезжает он в Медиолан , зовет Дионисия и говорит ему :
- Ну,чадо , давай, рассказывай, чего у тебя тут происходит.
 А тот всхлипывает потихоньку и невнятное бормочет.
- Чего ты там говоришь? Ничего не пойму.
- Подписал я...
- Чего подписал? Да хватит уже соплями шмыгать, говори человеческим языком.
- На Афанасия... чтобы это... низвергнуть.
  Евсевий аж со скамейки привстал :
- Чадо мое возлюбленное, ты рехнулось ?
-  Я не хотел, владыко святый, но тут они все насели, ... я не знал что делать... И потом они сказали, что это понарошку. Чуть-чуть низвергнут для вида, чтобы императора порадовать, и обратно возвергнут...
- Вот спасибо тебе, удружил, сын мой. Большое тебе спасибо от всех православных . Земной поклон , так сказать. Симплиций! Симплиций!
-  Да владыко, звали?
- А ты что, оглох, голоса уже перестал различать? Иди глянь, полюбуйся на нашего Дениску. Гляди, вон красный какой стоит. Герой. Раадуйся низложителю Афаанасия превелииикий.
- Простите владыко...
- Так Симплиций, бери трость и пиши тете Аглае из епархиального в Александрию , пусть спокойно выбивает ковер и натирает полы,  Афанасия можно не ждать, его Дениска низложил.
  Тут владыка Дионисий совсем залился слезами.
- Ладно, разревелся тут как Мария Магдалина. Хорош реветь, я тебе говорю.
- Но...  я подписал.... Что теперь делать?
- Не боись, Дениска, мы этих твоих маститых богословов так обставим, что они только почешутся. Да... что это такое, прямо ходячий плач Иеремии какой-то а не епископ.


на следующее утро...
Владыка Евсевий был благодушен и весел. Совершенно не заметив заметно скривившиеся лица великих богословов, радостно расцеловался со всеми подряд, включая проконсула и градоначальника, кланялся, хлопал по плечу и вообще был невероятно благоуветлив. Наконец, он добрался до кружка стойких борцов за научное богословие.
- Ну, отцы,  как говорится, исполла, чего сегодня подписываем?
Отцы настороженно переглянулись.
- Во благо Церкви и именем императора изгоняем их святой апостольской Церкви смутьяна и еретика Афанасия. А у вас что, какие-то возражения?
- Да ну, отцы, какие возражения? Наше дело телячье - сказали подписывать - подписывай. Давайте бумажку, сейчас накалякаем чего-нибудь похожее на человеческий язык. Кстати, отцы, обед когда будет?
Отцы снова переглянулись , но уже с ликованием. Евсевий Вирцелаинский в блокнотике "суки православные " был первым в списке, подчеркнут двойной чертой,  обведен красным кружочком, помечен тремя восклицательными знаками и ритуально проткнут черным кинжалом с надписью "сдохни , собака" (естественно, все по-гречески). Такой легкой победы никто не ожидал.
Взяв в руки немедленно протянутый свиток, Евсевий нацепил очки, повернулся к солнцу и начал благодушно читать :
- Урсак Сингидунский... Валент Мурсийский ... имена-то какие, не стыдно и подписать, ни разу о них  не слышал правда, ну, наверно хорошие люди... ЧТООООО?!!! Дионисий Медиоланский???  Отцы, вы с ума сошли? Чтобы я под Дениской подписывался? У него омофор на плечах еще хрустеть не перестал , а я уже пятьдесят лет как епископ, у меня три медали и четыре ордена за заслуги перед императором! Дениску выше меня?!!!  У вас в богословии Сын не может быть равен Отцу, а как же  меня ставите ниже духовного чада? Как хотите, а я ниже Дениски подписываться не буду. Всё, отцы, всем спасибо, все свободны.

И решительно двинулся к выходу, гордо вскинув голову и обижено запахнувшись в гиматий.  Догнать и схватить его за край одежды удалось только у самой двери.
- Стойте, владыко! Не надо так кипятиться , сейчас все исправим! Вот , смотрите, вот она подпись есть, а вот ее нету. Видите? никакого Дионисия . Все чистенько, можно подписываться простите,! Как мы могли так проштрафиться и такого маститого архипастыря поставить после Дионисия! Непростительно!

Евсевий с удовлетворением осмотрел опустевшее место Дионисия, обвел взглядом горящие ожиданием и надеждой лица собравшихся  и сказал:
- Ну вот, Дионисия нет, и я передумал. Что-то в старости я капризный стал - просто жуть. Так что никаких подписей. Всем пока.
"Ни аз вашими беззаконии осквернюся, ни сыну моему Дионисию попущу участнику быти злоб ваших , несть бо праведно подписати суд неправедный на извержение неповиннаго архиерея , закон Божий и церковная правила тое возбраняют. Буди всем известно, яко Евсевий и Дионисий более судища того вашея злобы и беззакония исполненного не подпишет. Благодарение Богу , избавльшему Дионисия от вашего участия , подавшего мне сицевое умышление ,еже от имени его от среды имен ваших изгладитися добре , еже зле написано бяше.

(дальнейшую историю с драматическим выпрыгиванием императора Констанция из-за занавески с криком  "А я здесь , все вижу и все слышу!", и тюремные злоключения свв. Евсевия и Дионисия опускаю)

Tags: Жития святых, Секретные материалы
Subscribe

promo ortheos september 18, 2014 10:40 25
Buy for 10 tokens
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments