Какая связь между баптизмом, информационным веком, преподобной Синклитикией и существованием чудотворных икон?
В 18-19 веках много у нас было образованных красноречивых священников, дипломированных витий, которые издавали собрания своих образованных красноречивых проповедей, пользовавшихся большим успехом у образованной части общества. Тем не менее , подавляющему большинству христиан эти проповеди были так неинтересны , что даже имена этих витий известны спустя 200 лет только специалистам по истории - если известны вообще. А два-три простых слова умевшего только читать-писать преподобного Серафима или преподобного Порфирия с тремя классами образования , простая деревенская прибаутка преподобного Амвросия передавались из уст в уста, записывались, тиражировались самиздатом , став частью Предания и до сих пор являются неиссякаемым источником цитирования. Почему , например, сочинения святителя Игнатия Брянчанинова издаются многотысячными тиражами, и так же многотысячно читаются, а вещания автора этого текста никому и даром не нужны?
Простой ответ "потому что то святые отцы" - только вынуждает задать вопрос "А почему? Разве другие слова? или предмет поучений иной?". Почему академически образованный умный толкователь притчи о мытаре и фарисее вызывает у слушателей тоску и уныние своими экзерсисами по Джексону и Мецгеру, а стоит выйти о.Дмитрию Смирнову и ляпнуть что-то совсем неполиткорректное или о.Иоанну Крестьянкину тихо сказать пару слов, как народ ломится к амвону словно за свежими булочками?
Это непонимание - плод информационного века. Который нас учит, что слова - это информация. Это некий набор символов, который передает в кодировке ANSI информацию. А речь - это процесс, имеющий строгий алгоритм . Серьезно. Именно так написано в современных учебниках по гомилетике. Там на все есть алгоритмы. Они так не называются, но так делаются. "Продукт" этих алгоритмов соответствует ГОСТ духовных школ, но абсолютно не удобоварим.
А все дело в том, что идол информационного века - "алгоритм" - ложь. Человек не живет по алгоритмам в принципе. И когда ему пытаются скормить алгоритм , то он или отвергает его - или загибается при попытке переварить. Принцип действия сознания человека совсем иной.
Он выражен в кратких и ярких словах святителя Василия Великого о том, что сердце человека есть сосуд с ртутью, в которой отражается все окружающее. Он выражен в постановлении Седьмого Вселенского Собора о важности и незыблемости иконопочитания.
Сразу оговорюсь - что это не единственная и даже не главная причина. Сводить человека к любому одному принципу - само по себе ложь, поэтому прошу учесть, что нижеследующее охватывает только малую часть истины.
Человек - универсальный иконописец. Любой и от рождения. Иконопись - это принцип существования человеческого сознания. Когда мы видим нечто или слышим нечто, наше сознание рисует икону. причем это не просто "картинка", она обладает свойствами первообраза. И чем совершеннее сознание, тем точнее свойства иконы в сознании отражают свойства первообраза.
Вспомним Адама, к которому Бог привел животных посмотреть , как он их назовет. Это не что иное, как Бог любуется на процесс иконописи, только не красками по холсту, а сознанием Адама. Адам взглянув на животное, создавал в душе совершенный образ - икону его, и словесным именем делал с нее "список", отпечаток, копию.
Падший человек потерпел разрушение этой способности, но сохранил следы ее, иначе было бы уничтожено и само мышление. Младенец с самого рождения (и даже до его) воспринимает первообразы , создавая внутри себя иконы. Он не умеет говорить и выразить этих свойств словами, но страх, любовь и ненависть, которые он совершенно ясно выражает , громко возвещают о том, что эти образы совершенно реальны и взаимодействуют своими свойствами.
Именно поэтому считать "он еще маленький и ничего не понимает" - очень глупо. Младенец может не выражать и даже не осознавать свойств икон, которые образуются в его душе, но они там есть и будут действовать пока они там есть.
Именно поэтому в том числе Бог говорит "оставьте детей приходить ко Мне , таковых бо есть Царствие небесное". Дети яснее и ярче понимают Евангелие, чем взрослые, потому что Евангелие оставляет в их душе более совершенные иконы, их сердце чище и ярче хотя бы потому, что страсти еще не выросли и не помрачили его и оно оставляет более совершенные образы. Они сохраняют больше свойств первообраза - в том числе и чудотворных. Именно поэтому (в том числе) молитва детей сильнее молитвы взрослых.
Именно поэтому в том числе Церковь крестит младенцев, которые не могут даже выговорить два слова. Потому что речи им не хватает, зато образ веры , образ Христа начертывается в душе совершеннее взрослых.
Именно поэтому отвержение баптистами крещения младенцев есть логическое следствие отвержения ими иконопочитания.
Именно поэтому Христос дает заповедь о том, что даже воззрение на жену с вожделением есть грех. Душа , воззрев с вожделением, начертывает мгновенно в храме Божием , который есть человек - порнографическую "икону", которая есть не только картинка, - повторю- но и обладает свойствами первообраза. причем если образы святости падший человек рисовать не умеет, то образы греха у него получаются идеальными - то есть со всей диавольской силой и свойствами.
Подозреваю, негодование Бога при виде такой "иконы" в иконостасе не меньше, чем негодование епископа, который бы вдруг обнаружил на аналое посредине храма изображение обнаженной проститутки.
Именно здесь, может быть , прозорливость святых - чистая и святая душа мгновенно по своим исконным первозданным свойствам , восстановленным Богом, видит совершенный образ человека, со всеми его тайными свойствами и недостатками, и даже связями с другими людьми - как это было при Адаме.
Именно поэтому, может быть , в том числе мы постоянно видим, что преподобные отцы сами себя изолировали не только от греховных впечатлений, но и от обыденных образов. Причем чем выше и святее они были, тем больше закрывались от впечатлений мира. Чем чище была их душа , тем совершеннее она создавала иконы , которые точнее соответствовали первообразу. И они хотели , чтобы их внутренний храм был расписан иконами небесной, высшей реальности, а не городов, лиц и котиков. Просто картинка медведя на иконе преподобного Серафима - это трогательно и умиленно. Но если наряду с тем, что икона Серафима начинает говорить и творить чудеса, и икона медведя "оживает" и начинает чесать себе блох - это уже слишком.
Кстати, именно в этом, в том числе, грех гордыни. Человек по природе может создать любую икону, кроме... самого себя. Он не видит себя. У него нет (по природе) способа составить о себе представление. поэтому в иконостасе его внутреннего храма есть иконы Творца, Богородицы, святых, родителей, детей, знакомых и даже котов, но не предусмотрено его собственной иконы. Потому что даже "функционально"
это приведет к зацикливанию - ведь мышление - это взаимодействие сознания со свойствами икон, а если в нем появится икона самого мыслящего с его свойствами - это должно привести к отказу и в итоге - к безумию.
Вот, кстати, вспомнить, древнее негативное отношение монахов к зеркалу как к таковому и дореволюционное филаретовское требование никогда не держать зеркало в алтаре.
И мы видим, что так оно и есть - все страсти губительны, но только одна из них - гордость - когда человек рисует в сознании собственную икону - приводит к безумию.
Но как же "познай самого себя"? Разве это не рисование собственной иконы?
В буддизме - да. Парадоксальным образом в нем, кстати, сочетается требование уничтожить все иконы (все впечатления от мира), как ложные, иллюзорные, с рисованием огромной титанической иконы самого себя. Буддизм, в этом отношении - предельное тотальное экзистенциальное иконоборчество с одновременным идолопоклонством самому себе. Причем это в свою очередь - точная икона диавола - с его принципиальной ненавистью и страстным желанием уничтожить все мироздание с одновременным поклонением самому себе.
В христианстве же - это именно осознание того, что собственные иконы надо поснимать и выбросить на мусорник, пока не поздно. почему? потому что в них нет нужды. Человек присутствует , как икона, в сердечных храмах других людей но в своем храме - он присутсвует не как икона, не как "объект ООП", а как первообраз, как священник.
А теперь вернемся к чудотворным иконам и проповедям. Обычное, иконописание красками на древе и произнесение слов вообще и проповедей в частности - есть не что иное, как снятие списка с внутренней иконы. Слово - это особый вид иконы. Именно поэтому можно иметь десять пядей во лбу и перечитать все на свете книги , и все равно , от твоих слов будут разбегаться. Можно в точности следовать алгоритму из учебника по гомилетики - и слушатели будут дохнуть как мухи. "Техника письма" - идеальна. Только внутренняя икона, с которой ты делаешь "список" - чудовищна.
Именно поэтому есть чудотворные иконы, а есть нечудотворные (хотя Бог, разумеется, может делать что хочет и как хочет). Потому что есть короткое Христово "встань и ходи" , а есть правильные и выверенные слова выпускника Духовных Академий, от которых прихожане наоборот, хотят сесть и посидеть . Эти слова - тоже иконы.Чудотворная и "обычная".
Таким образом, Седьмой Вселенский собор с догматом об иконопочитании - не странный всплеск загадочных византийцев, не "непонятное альпинистское снаряжение, которое простым людям не нужно, но нужно навершине" о.Андрея Кураева, а один из главных принципов человеческого бытия вообще и в Церкви- в частности.
Попытки современного падшего человечества создать "искусственный интеллект" строятся на изначально порочной основе. Они пытаются реализовать мышление человека (а другого образца у них просто нет), на основании алгоритмов (пусть даже хитровымудренных типа нейронных сетей или нечеткой логики - но все равно это алгоритмы). В то время как мышление человека заключается во взаимодействии свойств икон первообразов. Люди, разбирающиеся в ООП , наверное, сейчас воскликнули - ну как же, как же - это же принцип ООП - реальным объектам ставятся в соответствие объекты программные, и само программирование есть взаимодействие с объектами через их переменные(свойства) и методы (функции).
Принципиальная разница в том, что в человеческом сознании происходит написание образов со свойствами в соответствии со свойствами наблюдаемых первообразов, а в ООП свойства объектов определяются предустановкой. Более того, человеческому пониманию "механизм" получения свойств икон непосредственно от первообраза - недоступен. Его отчаянно пытаются разложить на составляющие части, но уже в этом самом - порочность. Икона (в отличии от фотографии) неразложима на линии и точки. Вернее, разложить-то ее можно, собрать ее обратно из линий и точек невозможно. А в ООП даже собирание происходит при помощи порочного "неиконного" алгоритмического метода.
Таким образом, в ООП есть три принципиальных неустранимых порока, которые никогда непозволят создать искусственный интеллект, подобный человеческому:
1. "Невежество" - Непонимание того, как получаются иконы от первообраза
2. "Нецеломудрие" - Попытки разложить икону в сознании человека на "атомы" - элементарные операции, в то время как икона обладает свойствами первообраза только пока она цела, а при нарушении целостности, свойства первообраза исчезают полностью.
3. "Немощность" - попытка сборки "атомов" уже без свойств первообраза при помощи неживого метода, не являющегося свойством и методом сознания - алгоритма.
Journal information