ortheos (ortheos) wrote,
ortheos
ortheos

Category:

Универсальный иконописец

Какая связь между баптизмом, информационным веком, преподобной Синклитикией и существованием чудотворных икон?


В 18-19 веках много у нас было образованных красноречивых священников, дипломированных витий, которые издавали собрания своих образованных красноречивых проповедей, пользовавшихся большим успехом у образованной части общества. Тем не менее , подавляющему большинству христиан эти проповеди были так неинтересны , что даже имена этих витий известны спустя 200 лет только специалистам по истории - если известны вообще. А два-три простых слова умевшего только читать-писать преподобного Серафима или преподобного Порфирия с тремя классами образования  , простая деревенская прибаутка преподобного Амвросия передавались из уст в уста, записывались, тиражировались самиздатом , став частью Предания и до сих пор являются неиссякаемым источником цитирования. Почему , например, сочинения святителя Игнатия Брянчанинова издаются многотысячными тиражами, и так же многотысячно читаются, а вещания автора этого текста  никому и даром не нужны?

Простой ответ "потому что то святые отцы"  - только вынуждает задать вопрос "А почему? Разве другие слова? или предмет поучений иной?". Почему академически образованный умный толкователь притчи о мытаре и фарисее вызывает у слушателей тоску и уныние своими экзерсисами по Джексону и Мецгеру, а стоит выйти о.Дмитрию Смирнову и  ляпнуть что-то совсем неполиткорректное или о.Иоанну Крестьянкину тихо сказать пару слов, как народ ломится к амвону словно за свежими булочками?

Это непонимание - плод информационного века. Который нас учит, что слова - это информация. Это некий набор символов, который передает в кодировке ANSI информацию. А речь - это процесс, имеющий строгий алгоритм . Серьезно. Именно так написано в современных учебниках  по гомилетике. Там на все есть алгоритмы. Они так не называются, но так делаются. "Продукт" этих алгоритмов соответствует ГОСТ духовных школ, но абсолютно не удобоварим.

А все дело в том, что идол информационного века - "алгоритм" - ложь. Человек не живет по алгоритмам в принципе. И когда ему пытаются скормить алгоритм , то он или отвергает его - или загибается при попытке переварить. Принцип действия сознания человека совсем иной.

Он выражен в кратких и ярких словах святителя Василия Великого о том, что сердце человека есть сосуд с ртутью,  в которой отражается все окружающее. Он выражен в постановлении Седьмого Вселенского Собора о важности и незыблемости иконопочитания.

Сразу оговорюсь - что это не единственная и даже не главная причина. Сводить человека к любому одному принципу - само по себе ложь, поэтому прошу учесть, что нижеследующее охватывает только малую часть истины.

Человек - универсальный иконописец. Любой и от рождения. Иконопись - это принцип существования  человеческого сознания. Когда мы видим нечто или слышим нечто, наше сознание рисует икону. причем это не просто "картинка", она обладает свойствами первообраза. И чем совершеннее сознание, тем точнее  свойства иконы в сознании отражают свойства первообраза.

Вспомним Адама, к которому Бог привел животных посмотреть , как он их назовет. Это не что иное, как Бог любуется на процесс иконописи, только не красками по холсту, а сознанием Адама. Адам взглянув на животное, создавал в душе совершенный образ - икону его, и словесным именем делал с нее "список", отпечаток, копию.

Падший человек потерпел разрушение этой способности, но сохранил следы ее, иначе было бы уничтожено и само мышление. Младенец с самого рождения (и даже до его) воспринимает первообразы , создавая внутри себя иконы. Он не умеет говорить и выразить этих свойств словами, но страх, любовь и ненависть, которые он совершенно ясно выражает , громко возвещают о том, что эти образы совершенно реальны и взаимодействуют своими свойствами.

Именно поэтому считать "он еще маленький и ничего не понимает" - очень глупо. Младенец может не выражать и даже не осознавать свойств икон, которые образуются в его душе, но они там есть и будут действовать пока они там есть.

Именно поэтому в том числе  Бог говорит "оставьте детей приходить ко Мне , таковых бо есть Царствие небесное". Дети яснее и ярче понимают Евангелие, чем взрослые, потому что Евангелие оставляет в их душе более совершенные иконы, их сердце чище и ярче хотя бы потому, что страсти еще не выросли и не помрачили его и оно оставляет более совершенные образы. Они сохраняют больше свойств первообраза - в том числе и чудотворных. Именно поэтому (в том числе) молитва детей сильнее молитвы взрослых.

Именно поэтому в том числе Церковь крестит младенцев, которые не могут даже выговорить два слова. Потому что речи им не хватает, зато образ веры , образ Христа начертывается в душе совершеннее взрослых.

Именно поэтому отвержение баптистами крещения младенцев есть логическое следствие отвержения ими иконопочитания.

Именно поэтому Христос дает заповедь о том, что даже воззрение на жену с вожделением есть грех. Душа , воззрев с вожделением, начертывает мгновенно в храме Божием , который есть человек - порнографическую "икону", которая есть не только картинка, - повторю- но и обладает свойствами первообраза. причем если образы святости падший человек рисовать не умеет, то образы греха у него получаются идеальными - то есть со всей диавольской силой и свойствами.

Подозреваю, негодование Бога при виде такой "иконы" в иконостасе не меньше, чем негодование епископа, который бы вдруг обнаружил на аналое посредине храма изображение обнаженной проститутки.

Именно здесь, может быть , прозорливость святых - чистая и святая душа мгновенно по своим исконным первозданным свойствам , восстановленным Богом, видит совершенный образ человека, со всеми его тайными свойствами и недостатками, и даже связями с другими людьми - как это было при Адаме.

Именно поэтому, может быть ,  в том числе мы постоянно видим, что преподобные отцы сами себя изолировали не только от греховных впечатлений, но и от обыденных образов. Причем чем выше и святее они были, тем больше закрывались от впечатлений мира. Чем чище была их душа , тем совершеннее она создавала иконы , которые точнее соответствовали первообразу. И они хотели , чтобы их внутренний храм был расписан иконами небесной, высшей реальности, а не городов, лиц и  котиков.  Просто картинка медведя на иконе преподобного Серафима - это трогательно и умиленно. Но если наряду с тем, что икона Серафима начинает говорить и творить чудеса, и икона  медведя "оживает" и начинает чесать себе блох - это уже слишком.

Кстати, именно в этом, в том числе, грех гордыни. Человек по природе может создать любую икону, кроме... самого себя. Он не видит себя. У него нет (по природе) способа составить о себе представление. поэтому в иконостасе его внутреннего храма есть иконы Творца, Богородицы, святых, родителей, детей, знакомых и даже котов, но не предусмотрено его собственной иконы. Потому что даже "функционально"
это приведет к зацикливанию - ведь мышление - это взаимодействие сознания со свойствами икон, а если в нем появится икона самого мыслящего  с его свойствами - это должно привести к отказу и в итоге - к безумию.

Вот, кстати, вспомнить, древнее негативное отношение монахов к зеркалу как к таковому и дореволюционное филаретовское требование никогда не держать зеркало в алтаре.

И мы видим, что так оно и есть - все страсти губительны, но только одна из них - гордость - когда человек рисует в сознании собственную икону - приводит к безумию.

Но как же "познай самого себя"? Разве это не рисование собственной иконы?
В буддизме - да. Парадоксальным образом в нем, кстати, сочетается требование уничтожить все иконы (все впечатления от мира), как ложные, иллюзорные, с рисованием огромной титанической иконы самого себя. Буддизм, в этом отношении - предельное тотальное экзистенциальное иконоборчество с одновременным идолопоклонством самому себе. Причем это в свою очередь - точная икона диавола - с его принципиальной ненавистью и страстным желанием уничтожить все мироздание с одновременным поклонением самому себе.

В христианстве же -  это именно осознание того, что собственные иконы надо поснимать и выбросить на мусорник, пока не поздно. почему? потому что в них нет нужды. Человек присутствует , как икона, в сердечных  храмах других людей но в своем храме - он присутсвует не как икона, не как "объект ООП", а как первообраз, как священник.

А теперь вернемся к чудотворным иконам и проповедям. Обычное,  иконописание  красками на древе и произнесение слов вообще и проповедей в частности - есть не что иное, как снятие списка с внутренней иконы.  Слово - это особый вид иконы. Именно поэтому можно иметь десять пядей во лбу и перечитать все на свете книги , и все равно , от твоих слов будут разбегаться. Можно в точности следовать алгоритму из учебника по гомилетики - и слушатели будут дохнуть как мухи. "Техника письма" - идеальна. Только внутренняя икона, с которой ты делаешь "список" - чудовищна.

Именно поэтому есть чудотворные иконы, а есть нечудотворные (хотя Бог, разумеется, может делать что хочет и как хочет). Потому что есть  короткое Христово "встань и ходи" , а есть правильные и выверенные  слова выпускника Духовных Академий, от которых прихожане наоборот, хотят сесть и посидеть . Эти слова -  тоже иконы.Чудотворная и "обычная".

Таким образом, Седьмой Вселенский собор с догматом об иконопочитании - не странный всплеск загадочных византийцев, не "непонятное альпинистское снаряжение, которое простым людям не нужно, но нужно навершине" о.Андрея Кураева, а один из главных принципов человеческого бытия вообще и в Церкви- в частности.

Попытки современного падшего человечества создать "искусственный интеллект" строятся на изначально порочной основе. Они пытаются реализовать мышление человека (а другого образца у них просто нет), на основании алгоритмов (пусть даже хитровымудренных типа нейронных сетей или нечеткой логики - но все равно это алгоритмы). В то время как мышление человека заключается во взаимодействии свойств икон первообразов. Люди, разбирающиеся в ООП , наверное, сейчас воскликнули - ну как же, как же - это же принцип ООП - реальным объектам ставятся в соответствие объекты программные, и само программирование есть взаимодействие с объектами через их переменные(свойства) и методы (функции).

Принципиальная разница в том, что в человеческом сознании происходит написание образов со свойствами в соответствии со свойствами наблюдаемых  первообразов, а в ООП свойства объектов определяются предустановкой. Более того, человеческому пониманию "механизм" получения свойств икон непосредственно от первообраза - недоступен. Его отчаянно пытаются разложить на составляющие части, но уже в этом самом - порочность. Икона (в отличии от фотографии) неразложима на линии и точки. Вернее, разложить-то ее можно, собрать ее обратно из линий и точек невозможно. А в ООП даже собирание происходит при помощи порочного "неиконного" алгоритмического метода.

Таким образом, в ООП есть три принципиальных неустранимых порока, которые никогда непозволят создать искусственный интеллект, подобный человеческому:

1. "Невежество" - Непонимание того, как  получаются  иконы от первообраза
2. "Нецеломудрие" - Попытки разложить икону в сознании человека на "атомы" - элементарные операции, в то время как икона обладает свойствами первообраза только пока она цела, а при нарушении целостности, свойства первообраза исчезают полностью.
3. "Немощность" - попытка сборки "атомов" уже без свойств первообраза при помощи неживого метода, не являющегося свойством и методом сознания - алгоритма.

Subscribe

promo ortheos september 18, 2014 10:40 25
Buy for 10 tokens
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 18 comments