ortheos (ortheos) wrote,
ortheos
ortheos

О ценности добрых дел.

Тезис  "все спасутся" логически проистекает из другого - "все добрые дела одинаково ценны, независимо от  того, кем и для чего они были сделаны".
Действительно, если принять последний тезис, то нам необходимо принять и первый, иначе получается, что Бог несправедлив, одних оправдывая , а других осуждая.

На самом деле второй тезис есть результат невежества.

Мнение о том, что все "добрые дела" одинаково ценны , подобны мнению о том, что одинаково ценны все бумажки с изображением денег . И что государство примет любую бумажку, кем бы она не была напечатана, главное - чтобы было одинаковое изображение.

Между тем, как злобное и несправедливое государство не только не принимает таких бумажек, но напротив - чем совершеннее такая бумажка, напечатанная фальшивомонетчиками, тем больший они получают срок.

Почему? потому что эти бумажки рушат экономику. Они обесценивают настоящие деньги (оставим в стороне дискуссию о том, что современные банкноты не деньги, а долговые обязательства госбанка когда-нибудь расплатиться деньгами).


Точно таким же образом, когда говорят , что Бог не может не спасти атеиста или язычника после смерти потому, что он делал такие же добрые дела, как христиане, и даже намного больше - это утверждение главы банды фальшивомонетчиков, что государство должно наградить фальшивомонетчиков за то, что они напечатали больше денег, чем государство.

Точно так же , чем "добрее" дело, которое сделали атеисты и язычники, тем большее преступление они совершили - как это ни парадоксально. И именно по той же причине. Потому что они обесценивают настоящие добрые дела, сделанные для Бога. Именно потому, что потом появляются люди и говорят "вот, какие добрые люди, и не только не христиане, но отвергают этого злого библейского персонажа". Если бы они творили преступления, они совершали бы меньший грех, потому что видящие их по необходимости ужасались и их мировоззрения. А так эти "добрые дела" отторгают людей от Христа, повергая в вечную погибель. Надеяться на то, что Спаситель будет их награждать за то, что они ввергали людей в погибель - крайнее безумие.

Это все не праздные рассуждения. Господь в Евангелии говорит намного строже: Он говорит, что даже если доброе дело было совершено христианином, но не ради Него, а по другим причинам, то это доброе дело не заслужит никакой награды, а наоборот - осуждение.
"Внемли́те ми́лостыни вá­шея не твори́ти предъ человѣ́ки, да ви́дими бýдете и́ми: áще ли же ни́, мзды́ не и́мате от­ Отцá вá­шего, и́же éсть на небесѣ́хъ... Яко да бýдетъ ми́лостыня твоя́ въ тáйнѣ: и Отéцъ твóй, ви́дяй въ тáйнѣ, тóй воз­дáстъ тебѣ́ я́вѣ. (Мф 6,1)

Христианин, если делает доброе дело не в тайне, чтобы видел Отец - не получает награды. Что говорить об атеистах и язычниках, которые отвергают Его?

Обычно в таких случаях сторонники "все спасутся" приводят слова апостола Петра
" но во всяцем языце бояйся Его и делаяй правду приятен Ему есть:" (Деян 10, 35)

и слова апостола Павла
" егдá бо язы́цы, не имýще закóна, есте­с­т­вóмъ закóн­ная творя́тъ, сíи, закóна не имýще, сáми себѣ́ сýть закóнъ: и́же явля́ютъ дѣ́ло закóн­ное напи́сано въ сердцáхъ сво­и́хъ, спослýше­ст­ву­ю­щеи и́мъ сóвѣсти, и междý собóю помыслóмъ осуждáющымъ или́ от­вѣщáющымъ, въ дéнь, егдá сýдитъ Бóгъ тáйная человѣ́комъ, по благовѣ́стiю мо­емý, Иисýсомъ Христóмъ." (Рим. 2,14)

Но это  лукавое извращение смысла слов Священного Писания. Так, первая цитата только говорит о том, что Бог принимает в Церковь любого человека без различия в происхождении. Вот как говорит святитель Иоанн Златоуст:
"Видишь ли, как Он внушает смирение словами: «во всяком народе боящийся Его и поступающий по правде приятен Ему»? Как бы так гово­рил: Он никого не отвергает, принимает всех верующих. " ( http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust/tolk_55/23)

Что впрочем, очевидно и из контекста - Корнилий не язычником был и тем более не атеистом, а веровал в истинного Бога, и добрые дела делал по заповедям Христа - что засвидетельствовал ангел. Причем не иначе спасся, как призвав Петра и поверив в "глаголы, в нихже спасешися ты и весь дом твой".

Что касается послания к Римлянам, то и оно не говорит того, что видят в нем сторонники "все спасутся", а только то, что если человек своей совестью делает дела, равные закону, то он являет себя служителем закона и без обрезания. Более того, о каком "творении дел закона" может идти речь у атеистов и язычников, когда первое дело закона - "Господь Бог Твой Бог един"?  И более того - о каком спасении может идти речь, если само послание к Римлянам посвящено именно тому, что ни закон, ни дела язычников без Христа ни спасают?

И святитель Иоанн Златоуст не находит призрака "всеспасения" в этих словах, а находит только суд Божий.

"Егда бо языцы не имуще закона, естеством законная творят, сии закона не имуще, сами себе суть закон. Иже являют дело законное написано в сердцах своих, спослушествующей им совести, потому что взамен закона достаточно совести и разума. Этим (апостол) опять доказал, что Бог сотворил человека с достаточными силами избирать добродетель и избегать зла. И не удивляйся тому, что одно и то же он раскрывает раз, два и более. Для него весьма было необходимо доказать эту важную истину, так как находились люди, которые говорили: „почему Христос пришел ныне, и где в прежнее время проявлялись действия Божия промысла?" Апостол, мимоходом отражая их, доказывает, что и в древния времена, даже до закона, род человеческий находился под тем же промыслом.

Для чего же (апостол) присовокупил: осуждающим или отвещающим? Ведь если имеют писанный закон и проявляют свои дела, то что, наконец, может осудить разум? Но слово - осуждающим (апостол) относит не только к язычникам, а и ко всему роду человеческому. В день суда предстанут собственныя наши мысли, то осуждающия, то оправдывающия, и человеку на том судилище не нужно будет другого обвинителя. Далее (апостол), усиливая страх, не сказал: человеческие грехи, но: тайная человеком. Так как он выше сказал: помышляеши ли судяй таковая творящим и творя сам таяжде, яко ты избежиши ли суда Божия (II, 31)? - то, чтобы ты не допустил, что приговор Божий таков же, какой и ты сам произносишь, но понял, что определение Божие гораздо строже твоего, (апостол) и заметил: тайная человеком, а потом присовокупил: по благовестию моему, Иисусом Христом

Subscribe

promo ortheos september 18, 2014 10:40 25
Buy for 10 tokens
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 19 comments