ortheos (ortheos) wrote,
ortheos
ortheos

Category:

Нравственный облик преосвященного Феофана Затворника... (окончание)

Оригинал взят у blagolyub в Нравственный облик преосвященного Феофана Затворника... (окончание)
Библиотека преосвященного Феофана

«Скажи мне, с кем ты знаком, и я скажу тебе, кто ты таков», – говорит древняя пословица. Если пословица эта справедлива в применении к обыкновенным людям, живущим и обращающимся в среде себе подобных, то по отношению к людям исключительным и жившим в исключительной обстановке, как почивший преосвященный Феофан, она должна быть несколько изменена. Преосвященный Феофан последние двадцать три года своей жизни провел затворником, в совершенном уединении, ни с кем не видясь и никого не принимая. Общество людей заменяли для него книги. В ученых занятиях, занятиях физическим трудом и в самоуглублении проводил он эти годы. Ученые труды преосвященного Феофана, особенно в области толкования Священного Писания и христианской аскетики, были весьма многочисленны и доставили ему большую известность и даже славу; он был по преимуществу православным церковным писателем. Естественно поэтому, что большую часть своего времени он проводил, так сказать, в обществе книг, которых собрал так много, что оставил после себя обширную ученую и разнообразную библиотеку. Таким образом, вышеприведенную пословицу в отношении к преосвященному Феофану можно было бы изменить в таком смысле: «Скажи мне, какие ты читал книги, и я скажу тебе, кто ты таков». Поэтому некоторое знакомство с библиотекой преосвященного Феофана, помимо общего интереса, может представлять интерес и как материал для характеристики этой богато одаренной и разносторонней личности.

Общее количество отдельных сочинений и изданий в библиотеке преосвященного Феофана простирается до 1400 названий в 3400 томах, не считая журналов и мелких брошюр. Отличительной особенностью библиотеки служит ее энциклопедичность – энциклопедичность двоякого рода:

1) в смысле разносторонности: в подборе сочинений и изданий по всем отраслям человеческого знания и по всем, по возможности, важнейшим вопросам и

2) в смысле предпочтительного присутствия в ней изданий общего, энциклопедического характера: энциклопедий, совокупных комментариев (на Священное Писание), систем, общих курсов и проч. Если первое обстоятельство можно объяснить духовным складом натуры преосвященного Феофана, то последнее объясняется характером современной научной литературы в связи с родом занятий преосвященного. Дело в том, что в настоящее время не только каждая наука, но и отдельные части науки и даже отдельные вопросы имеют обширную литературу, которая вдобавок растет, можно сказать, с каждым днем. Поэтому для ученого, работающего не в одной только какой-либо части науки, а в области целой науки, да еще и не одной, как преосвященный Феофан, представляется не только наиболее удобным, но даже, пожалуй, и единственно возможным собирание в пособие при ученых занятиях изданий именно энциклопедического, общего характера, да и то требует немалых средств. В частности, при толковании Священного Писания, чем в особенности занимался преосвященный Феофан, для него всего удобнее были общие, совокупные комментарии, заключавшие в себе свод различных толкований. За всем тем энциклопедические издания не исключают в библиотеке преосвященного Феофана и отдельных сочинений по различным научным вопросам.

Главное богатство библиотеки составляют известные издания аббата Миня (Migne), которые имеются здесь почти все. Здесь есть: Demonstrations evangealiques, Патрология – обе серии: греческая и латинская, Encyclopedie theologique – все три серии, Theologiae Cursus completus, Cursus completus Scripturae Sacrae, Collection des orateurs sacreеs (67 томов), Dissertations sur les droits et devoirs respectifs des eveques et des pretres dans l’еglise cardinal. De la Luzerne, Henrion Histoire ecclesiastique и другие, меньшие по объему издания. Общее количество всех томов этих изданий здесь – свыше 750-ти томов. Принимая во внимание то обстоятельство, что издания Миня составляют теперь по большей части библиографическую редкость, так как его издательская фирма была разрушена немецкими бомбами при осаде Парижа в 1870 году, большое количество этих изданий в библиотеке преосвященного Феофана придает ей большую ценность.

Самый большой отдел библиотеки – это, как и следовало ожидать, Священное Писание. Этот отдел заключает в себе до 280 изданий. Из изданий Библии наиболее ценное—известное Тишендоршевское автотипическое издание Синайского Кодекса Библии (Bibliorum Sacrorum Codex Sinaitikus Petropolitanus), четыре тома с указателем. По введению в Свящ. Писание есть, между прочим, труды Де-Ветте, Шольца, Геферника, Генгстенберга, по истории канона и текста – Кюнена, Гильгенфельда. По толкованию Свящ. Писания – многотомные комментарии на все Свящ. Писание (Ветхого и Нового Завета): Розенмюллера (Scholia), Лянге (Theologisch—homiletisches Bibelwerk), Корнелия а Ляпиде – новейшее издание, 60-х годов (21 том) и Прибавление (Supplementum) к нему (3 тома), Bibel-Lexicon Шенкеля и jahrbucher der biblischer Wissenschaft Эвальда; на Ветхий Завет: Кейля и Делича, Бунзена (Bidelwerk), Штракка и Цоклера (Кurzgefasster Commentar); Колензо на Пятокнижие, Рейнке, Шегга, Генгстенберга, Макраки (греческ.) и др. на отдельные книги Ветхого Завета, Гитцига и Гупфельда на Псалмы. На Новый Завет – Фомы Аквината, Де-Ветте, Ольцгаузена, Мейера, Бельсера (Bibelstunden), Квиноэля, Шольца, Неандера, Клее, Толюка, Биспинга; из русских – блаж. Феофилакта, преосвященных: Палладия, Михаила, Виссариона. Довольно много греческих комментариев.

Следующий по величине отдел – христианская апологетика и история религий – до 140 названий. Здесь есть, между прочим, целая коллекция (иностранных) сочинений против Ренановой «Жизни Иисуса». Есть издание прот. Заркевича «Материализм, наука и христианство» (почти все выпуски), «Опыт естественного богословия» Тихомирова и др.

Отделы догматического, нравственного и обличительного, или сравнительного, богословия сравнительно невелики (все вместе – до 140 названий). И по догматическому, и по нравственному богословию есть системы – иностранные (между прочим, латинские) и русские. Довольно значителен отдел назидательного чтения; есть много сочинений протоиерея В.П. Нечаева (преосвящ. Виссариона) и протоиерея И.И. Сергиева (Кронштадтского).

Отделы библейской и евангельской истории заключают в себе до 50 названий. По библейской истории есть, между прочим, «История народа израильского» Эвальда; есть также довольно большое количество иностранных (немецких и французских) новозаветных историй.

Отдел патрологии, естественно, гораздо больше—в нем до 80 названий. Есть почти все русские издания отеческих творений.

Значителен отдел общей церковной истории—до ста названий. Здесь, как и в отделе Священного Писания, замечается преобладание курсов (совокупных изданий). Есть истории: Неандера, Гизелера, Геттэ, Флери, Селье, Робертсона, Дарраса; на русском языке—Деяния Вселенских и Поместных соборов, церковные истории Сократа, Евагрия, Феодорита, византийские историки, изданные при Санкт-Петербургской Духовной Академии, «Восток Христианский» преосвящ. Порфирия (Успенского), Сборник Православного Палестинского Общества (большая часть выпусков), «Странствования» В.Г.Барского—издание того же Общества и некоторые другие издания этого Общества. Есть довольно значительное количество (на русском языке) путешествий и описаний Святой Земли и Православного Востока (Святогорца и др.). По отделу христианской археологии есть известное издание Августи «Denkwurdigkeiten aus der christlichen Archaologie».

Отдел истории западных христианских исповеданий заключает в себе до 40 названий. История протестантства представлена в нем несколько полнее истории других исповеданий и сект.

Отдел русской церковной истории содержит в себе свыше 50 названий. Здесь есть «История Русской Церкви» высокопреосвящ. Макария (неполная), Отчеты обер-прокурора Св. Синода по Ведомству Православного Исповедания за большую часть лет и описания некоторых епархий, монастырей и церквей.

Отделы истории и обличения русского раскола и сектантства, церковного права и пастырского богословия невелики и особенного ничего не представляют. История раскола представлена несколько полнее. Здесь есть некоторые издания материалов по истории раскола.

В отделе проповедничества (до 80 названий) есть сочинения по истории проповедничества, теории проповедничества (гомилетики) и довольно большое количество проповедей русских проповедников, в особенности высокопреосвященного митрополита Московского Филарета.

Отдел богослужебный (литургический) – до 80 названий – содержит в себе, между прочим, довольно значительное количество греческих сочинений и изданий и отдельных (славянских) служб и акафистов. Есть сочинения по истории и объяснению богослужения.

Философский отдел (философия, психология, логика и педагогика) заключает в себе до 80 названий. Есть сочинения по истории философии вообще и некоторых отдельных ее направлений; исследования (русские) о некоторых немецких философах (Канте, Гегеле); сочинения В.Д.Кудрявцева; некоторые русские сочинения по истории и теории воспитания, между прочим и собственно христианского.

Отдел всеобщей истории невелик – 24 названия. Есть история Цез. Кантю, на русском языке – истории Вебера и Шлоссера («Всемирная история» и «История XVIII столетия»).

Отдел русской истории больше: до 50 названий. Есть «История России» С.М.Соловьева, несколько сочинений по истории краев России, сочинения Михайловского-Данилевского по истории войн начала нынешнего столетия, известное иллюстрированное издание «Император Александр I и его сподвижники», а также (иллюстрированная) «Галерея русских деятелей» Баумана.

Литературный отдел (около 40 названий) носит случайный характер. Здесь есть сочинения Шекспира, Пушкина, «Фауст» Гете, «Горе от ума» Грибоедова. Есть два-три сочинения по истории литературы. Но здесь заметили мы одну любопытную особенность. Литературные приложения к «Живописному Обозрению» и некоторые другие современные литературные произведения разрезаны и, очевидно, читаны или по крайней мере просмотрены. Нам это обстоятельство не показалось странным. Мы решимся сказать даже больше: нам, пожалуй, скорее показалось бы странным, если бы ничего подобного не было. Дело в том, что преосвященный Феофан, удалившись от мира, не порвал связей с миром, а продолжал их – в лучшем значении этого выражения. Такие люди, как преосвященный Феофан, «бежали от мира, а мир бежал за ними». Живя в уединении, преосвященный тем не менее вел обширную переписку со своими многочисленными почитателями, которые отовсюду обращались к нему за советами и наставлениями. И он помогал всем, одним – нравственно, черпая из своей богатой духовным опытом сокровищницы, другим – материально, рассылая почти всю пенсию и те небольшие деньги, которые получал от продажи своих сочинений. Но при всем этом он не мог не знать, что жизнь общества и его нужды и потребности – уже далеко не те, как в то время, когда он еще жил если не в мире, то по крайней мере близ него; что люди «жить торопятся и чувствовать спешат»; что нравы, привычки, нужды и потребности общества меняются и растут с лихорадочной быстротой, так, что

Что сегодня постыдным считается,
Удостоится завтра венца.

Он понимал, что для того, чтобы успокоить людей нередко нервнобольных, исстрадавшихся и измученных – именно современными социальнымии нравственными язвами и недугами, простиравших к нему отовсюду руки за помощью, ему нужно, между прочим, познакомиться и с жизнью и психологией современного общества, познакомиться по сочинениям современных писателей. И это объяснение тем более вероятно, что литературные произведения, о которых идет здесь речь, относятся именно к самым последним годам.

Около тридцати сочинений есть по медицине, причем замечается преобладание сочинений по гомеопатии и отчасти по анатомии, по которой есть и атласы. Есть курсы гигиены, макробиотики (напр., Гуфеланда), терапии, фармакологии и столь знаменитый в прежнее время лечебник Распайля.

Отдел естествознания хотя не велик (до 35 названий), но разнообразен. Есть сочинения Дарвина, Фогта, Катрфажа, Гумбольдта, Гартвига, Фигье и др. По географии есть некоторые томы сочинения Реклю «Земля и люди», «Землеведение» Риттера и др. Есть сочинения по рисованию и ремеслам.

Отдел языкознания заключает в себе до 20 названий. Здесь есть словари и отчасти грамматики по многим языкам и некоторые сочинения по языкознанию.

Есть более 20 атласов, планов и карт – географических, исторических и других, русских и иностранных. Есть художественные иностранные издания (по религиозной живописи), а также издание Вольфа «Картинные галереи Европы».

Из русских энциклопедических изданий есть Энциклопедические словари Березина и Толля.

Отдел периодических изданий (журналов) очень велик – до 120 названий. Много иностранных журналов – на разных языках. Журналы: «Annales de philosophie chretienne», «L’Universite catholique» имеются за многие годы, «L’Union chretienne» и «Theologische Studien und Kritiken»—за несколько лет. Из русских журналов преобладают духовные, важнейшие из которых имеются здесь почти за все годы издания. Есть некоторые Епархиальные Ведомости за некоторые годы, более полные—тамбовские и владимирские. Немало и светских журналов, преимущественно исторических и естественно-исторических, но только за отдельные годы; «Всемирный Путешественник» имеется за большее количество лет. За один-два года имеются журналы: «Беседа», «Нева», «Новь», «Живописное Обозрение», «Родина» и другие.

«Душеполезное Чтение» в библиотеке преосвященного Феофана начинается с 1876 года и оканчивается первой, январской, книжкой 1894 года, которая в день смерти святителя и найдена еще раскрытою на его столике.

Обозрение библиотеки преосвященного Феофана приводит к заключению, что она образовалась не случайно, представляет собою разумный и основательный подбор ученых сочинений почти по всем наукам, преимущественно на иностранных языках, а о самом преосвященном Феофане дает понятие как о человеке ученом и разностороннем.

Н.Колосов

–––––––

Видно, недаром говорил почивший: «И книги с человеческими мудростями могут питать дух. Это те, которые в природе и в истории указывают нам следы премудрости, благости, правды и многопопечительного о нас промышления Божия... Бог открывает Себя в природе и истории так же, как и в слове Своем. И они суть книги Божии для тех, кто умеет читать». Но, бесспорно, вся душа святителя прилежала к изучению слова Божия и святоотеческих творений, о чем выразительно свидетельствует каждая страница его многочисленных творений. Кстати, для всех, кто с любовию изучает творения почившего святителя, мы можем сообщить, что в келлии покойного найдены в рукописи: «Толкование на послание Апостола Павла к Евреям», «Пасхальное Евангелие», «Ответ штундистам», «О страданиях и крестной смерти Спасителя», а может быть, найдется и еще что-нибудь. Всего в рукописи от 4 до 5 стоп бумаги.

Святитель любил священное искусство иконописания и сам был хороший художник. Нося в душе образы иного, высшего небесного мира, он, видимо, желал окружить себя и на земле их светлыми отражениями. Какое изобилие икон и картин священного содержания! Большинство, если не все, из них, вероятно, писаны его святительской рукой. «Распятие», «Воскресение Христово», «Снятие со креста», «Спаситель в терновом венце» – на полотне, образ Спасителя во весь рост, Божией Матери во весь рост – на досках, «Богоявление» – на полотне, образ святителя Тихона во весь рост – неоконченный немного, иконы святого Митрофания Воронежского, святых Антония и Феодосия, святого Александра Невского... и много других картин и икон на полотне и досках. Есть и портреты, например, Серафима Саровского... К двум предметам особенно часто возвращалось художественное творчество почившего: к изображению святого Тихона Задонского и Богоявления. И имя преосвященного, указывающее на Богоявление, и его картины Богоявления, и самый храм домовый в честь Богоявления, и его блаженная кончина в день Богоявления – случайно ли все это?..

Но особенно трогательно – это то, что в алтаре, близ жертвенника, на стене можно видеть висящий мешочек , весь наполненный записочками к преосвященному с просьбами помянуть в своих молитвах у престола Божия...

Глубокое умиление проникает в душу при обзоре келлии почившего святителя, не без тихой грусти об отсутствии того, кто оживлял ее своим присутствием...

Мы слышали, что келлию святителя и его домовую церковь предполагается оставить в том виде, как все было найдено в день его кончины. Мысль прекрасная!

Мы слышали также, что митры, панагии, кресты, облачения, священные сосуды и другие священные предметы останутся в Вышенской обители и будут храниться в особом шкафу близ его гробницы, которую изготовляет один из благочестивых почитателей почившего...

Что ж? Пред нами только и есть, что одни безмолвные свидетели великого подвига? И никто не взойдет из близких лиц, чтобы поведать хотя несколько назидательных подробностей из жизни затворника? – К сожалению, так. По кончине святителя произошло трогательное событие: служивший ему двадцать семь лет келейник Евлампий в течение, сколько мы знаем, девяти дней со дня кончины не принимал никакой пищи. Чрез две недели его не стало... Как давно и как верно сказано: «Человек может оставить отца, а доброго господина нельзя оставить, с ним бы и в гроб лег, если б можно было!»

Но кто ж теперь расскажет нам что-нибудь в назидание наше о чертах жизни почившего святителя?! Видно, так Богу угодно... Запишем, по крайней мере, то, что удалось нам узнать об его последних днях жизни и о блаженной кончине. У почившего был заведен строгий порядок жизни. С вечера готовил служитель просфоры и вино, равно как и облачения для ежедневного богослужения. По окончании литургии святитель легким стуком давал знать о времени утреннего чая. В час – «обед», за которым в последние годы святитель, не в постные дни, вкушал только по одному яйцу и по стакану молока. В четыре часа чай. Ужина не было. С первого января 1894 года обычный порядок жизни несколько расстроился... Не всегда в определенное время святитель давал знак о времени чая или обеда... Накануне кончины, 5 января, владыка, чувствуя слабость, попросил помочь ему пройтись. Келейник провел несколько раз его по комнате, но владыка, утомившись, отослал его и лег в постель. В самый день кончины келейник, не слыша условного знака, заглянул в час дня в рабочий кабинет святителя. Сидит, что-то пишет... Чрез полчаса – условный знак... За обедом святитель скушал половину яйца и полстакана молока. Не слыша знака к чаю, служитель в половине пятого снова заглянул: святитель лежал на кровати. Не прилег ли отдохнуть? Но что-то в сердце сказало о другом... Подойдя к святителю, слуга увидал, что он уже скончался. Левая рука лежала на груди, правая была сложена как для архиерейского благословения... На столике, подле кровати, лежала раскрытая январская книжка Душеполезного Чтения...

При облачении в святительские ризы на лице почившего явно для всех просияла блаженная улыбка... Был ли то прощальный привет людям или отражение небесной радости духа – одному Богу ведомо!..

Три дня стоял покойный в своей маленькой церкви и три дня в соборе – тление не коснулось его: почивший имел вид спокойно спящего человека.

Родившись 10 января 1815 года, святитель скончался семидесятидевятилетним старцем, не дожив четырех дней до дня рождения.

Для совершения чина погребения 11 января прибыл из Тамбова преосвященный епископ Иероним в сопровождении высшего духовенства. К этому времени тело в Бозе почившего святителя уже было перенесено в теплый собор, где 12 января совершена преосвященным Иеронимом соборне Божественная литургия. Во время причастного стиха ректором Тамб. семинарии произнесено было надгробное слово. После литургии началось погребение. Храм далеко не мог вместить всех желавших присутствовать при погребении. Во время отпевания слышались вопли и рыдания. Около 31/2 часов пополудни гроб с останками почившего святителя был перенесен в Казанский собор и погребен в склепе в правом, Владимирском, приделе этого собора.

При приезде на похороны и при отъезде можно было встретить группы богомольцев с котомками за плечами: иные шли 200, иные – 300 верст, чтобы поклониться почившему и проститься с ним, помолиться об упокоении души его и испросить, как при жизни, у него молитв пред престолом Божиим...

В заключении всего считаем своим долгом привести «последнее Завещание», какое сам Святитель оставил нам еще 24 июля 1866 г., при прощании с Владимирскою паствою, перед отправлением на покой.

«Не попеняйте на меня, Господа ради, что оставляю вас. Отхожу не ради того, чтобы вынужден был вас оставить. Ваша доброта не допустила бы меня переменить вас на другую паству. Но, как ведомый, ведусь на свободное от забот пребывание, ища и чая лучшего, как это сродно естеству нашему. Как это могло образоваться, не берусь объяснять. Одно скажу, что, кроме внешнего течения событий, определяющих на дела, есть внутренние изменения расположений, доводящие до известных решимостей, есть, кроме внешней необходимости, необходимость внутренняя, которой внемлет совесть и которой не сильно противоречит сердце. Находясь в таком положении, об одном прошу любовь вашу, – оставя суждения и осуждения сделанного уже мною шага, усугубьте молитву вашу, да не отщетит Господь чаяния моего и дарует мне, хоть не без трудов, обрести искомое мною. И я буду молиться о вас, – буду молиться, чтоб Господь всегда ниспосылал вам всякое благо, улучшал благосостояние и отвращал всякую беду, паче же чтоб устроял ваше спасение. Спасайтесь, и спаситесь о Господе. Лучшего пожелать вам не умею. Все будет, когда спасены будете. Путь спасения вам ведом, ведомо и все спасительное устроение Божие! В сем отношении довольно вам напомнить слова апостола Павла: о Тимофее! предание сохрани. Сохраните, что Господом и святыми Его апостолами предано Церкви и что одно поколение христиан передает другому. Напомнить о сем вам понуждаюсь того ради, что ныне много лживых учений ходит между нами, учений растлительных, подрывающих основы веры, расстраивающих семейное счастие и разрушающих благосостояние государства. Поберегитесь, ради Господа, от сих учений. Есть камень, коим испытывают золото. Испытательным камнем да будет для вас св. учение, издревле проповедуемое в Церкви. Все несогласное с сим учением отвергайте, как зло, каким бы титлом благовидным оно ни прикрывалось... Вы только это соблюдите, а все прочее уже само собою приложится вам. За чистотою веры последует осенение благодати. Благодать с верою созиждут святыми и непорочными сердца ваши. Чистые же сердцем Бога начинают зреть еще здесь, узрят Его несомненно там и будут вечно зреть и блаженствовать в сем зрении. – Это небольшое напоминание прошу принять как последнее завещание; и большим чем обременять внимания вашего не буду. Все знаете сами. Поревнуйте только стать в ряд тех ублажаемых, коих указал Господь в слове Своем: сия весте; но блажени есте, аще творите я. Затем – простите! Простите, если кого оскорбил, обидел, онеправдовал или чем соблазнил.

Господь Бог благодатию Своею да простит и помилует всех нас! И еще прошу – не забывайте меня в молитвах ваших».

По более точным сведениям, днем рождения святителя следует считать именно 10 января 1815 года.
Subscribe

  • Почему св.Николай Второй не уехал из потерянной России.

    "Сия же (неминуемую гибель Царьграда) увѣдав велможи и Зустунѣя, собрався вкупѣ с патриархом, начаша увѣщавати цесаря, глаголюще: «Видим,…

  • Кое-что о статуе свободы

    "И поставил Константин в Царьграде кумир, еже принесе от Солнечнаго града фругийскаго, имущаго на главѣ семь лучь." (Повесть о взятиии…

  • Не, ну а чо?

    У них - товар. У нас - купец. Приступ циничных мыслей: Старушка явно долго не протянет (хотя не факт что мы дольше протянем), а нам лишняя…

promo ortheos september 18, 2014 10:40 25
Buy for 10 tokens
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments