ortheos (ortheos) wrote,
ortheos
ortheos

О оскудевающем благочестии. Что делать?

Оригинал взят у itimo в О оскудевающем благочестии. Что делать?
Многие православные христиане сокрушаются: прекрасные-де богослужебные тексты пребывают в небрежении и/или забвении. Последования сокращаются, уставное заменяется неуставным, напевы церковные - музычкой, икона - живописью - и так далее. Чем далее, тем печальнее.

Но. Вопрос: а что делать-то?

Интересно, я задумался, как же поступать, собственно, христианину, которому не всё равно. Котороый, с одной стороны, видит всю красоту уставного богослужения и всю ПОЛЬЗУ для души от молитвы по уставу, а с другой стороны, понимает чрезвычайную важность послушания Церкви и опасность раскола.

Представим себе гипотетического молодого человека Акакия, который прислуживает в храме псаломщиком или чтецом, и поэтому знаком с богатством богослужебных книг. Он любит читать каноны, слушать как хор поет стихиры, читать псалмы. Просит благословить его расширить домашнее правило - прибавлением некоторых уставных молитвословий из Октоиха и кафизм.

Акакий упражняется во благочестии и Господь дает ему мир и благодать, ум Акакия просвещается и радость исполняет его. Акакий так полюбил молитву, что уже совершает положенное в своей келлии неопустительно: вечерню, и повечерие, и утреню. И весьма переживает, когда в его любимом храме что-либо из полюбившегося ему богослужения опускают, а вставляют произвольно всякие акафисты.

Настоятель хочет Акакия сделать священником на своем приходе. И тут печаль посещает нашего героя. Акакий думает: буду попом - значит, прощай моя молитва. Буду служить с вошедшими в привычку искажениями, и печалиться от этого. Буду исполнять требы за деньги, думать о доходах прихода... Служить панихиды в Пасху на кладбище, чтоб подзаработать, хотя это немыслимо с точки зрения типикона. И множество иных печалей обыдет мя.

Не лучше ли сделать вот что: обустроить в своей келлии полноценную молельню, познакомиться с другими ревнителями устава и молиться там вместе, совершать все по чину. А ходить в храм только на литургию. Конечно, послушание на приходе придется оставить - какому настоятелю нужен пономарь только для литургий? Ему надо и цемент потаскать, и в храме подежурить - короче всегда должен быть человек на подхвате. А с частыми службами в молельне - совмещать уже не получится.

Здесь и сказке конец, а кто слушал - молодец.



Практика показывает, что молодые люди, оказавшиеся на месте Акакия, все выбирают рукоположение и служение у "злого настоятеля - исказителя уставов". Со временем они привыкнут к приходскому быту, кто-то также станет настоятелем, молодой пыл пройдет, всё более будет их интересовать доход и "главное как бы чего не вышло". Народ все ранво в уставе ничего не понимает - зато за традицию (читай: установившуюся в последние десятилетия практику) горло перережет. Так что лучше тихо служить как все.

Однако, это правильный выбор - он духовно безопасный.

Господь жестко смиряет всех христиан, а пастырей еще жестче чем всех остальных. Злые настоятели этим вот образом много помогают Господу на ниве Его. Смиряют попов.

Представим Акакия, который организовал общину мирян, которые молятся по уставу и ходят только на литургию в храм. Сначала будет великое воодушевление. Народ и денюшку понесет. И будет всем казаться, что вот, выход найден: благочестие на Руси будет восстановлено силами мирян. Пришло время мирянских общин. Попы продались сатане, сокращают и служат за бабло. А мы как древние монахи - нам церковная власть не указ. Только таинства от них принимаем, по делом же их не поступаем.

Такой духовный настрой быстро приведет Акакия к повреждению. В отличие от древних пустынников, он не навык в брани. И если во время служения у злого настоятеля Господь давал ему благодать ЗА ПОСЛУШАНИЕ (если не сказать по молитвам злого настоятеля), за смирение и за стремление пребыть с полнотой Церкви, то теперь благодать постепенно оскудеет в общине по причине надмения ее членов. А это в худшем случае вообще приведет к расколу и присоединению к каким-нибудь старообрядцам, коих у нас масса. В лучшем - адепты разбегутся по своим былым приходам и Акакий останется один - голодный и неприкаянный как говно в проруби.

Так что возрождения уставного богослужения не жди.

Есть лишь одна возможность - это скиты, где как раз живут окрепшие во брани подвижники. Там, возможно, и будет уставное богослужение без кичения и превозношения. Для остальных, слишком падких на соблазн "мы ревнители-спасители, а все остальные - воры и сволочи", самым лучшим и является вариант постоянного невыполнения устава. Важно, чтобы при этом не принимали каких-либо сокращенных приходских уставов. Нужно постоянно осознавать, насколько мы недотягиваем до ПРОСТОЙ НОРМЫ. Это смиряет.


UPD:
в качестве "иного взгляда" на мирянское богослужение статья
Subscribe

  • Сумасшедшие с миллиардными бюджетами.

    Наше время отличается от остальных тем, что миллиардное государственное финансирование, которого не хватает на образование, здравоохранение и пенсии,…

  • Буддизм как учение сатаны.

    Из завещания Гунавармана (одного из проповедников буддизма в Китае) "Нужно правильно знать пути созерцания; Их можно назвать, но нельзя…

  • Имена

    Фотобатоло Фотоешэ Бимолоча Шилимотоло У китайских буддийских миссионеров даже имена такие, что ни в жизнь не подумаешь, что это китайское. А…

promo ortheos сентябрь 18, 2014 10:40 25
Buy for 10 tokens
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments