ortheos (ortheos) wrote,
ortheos
ortheos

Categories:

Они не тебя отвергли.

Фраза , сказанная Самуилу Творцом , когда народ израильский потребовал царя , как у прочих народов, порождает некоторые размышления.


В развитие вот этого комментария
http://ortheos.livejournal.com/639391.html?thread=5497759#t5497759

"А вспомните, что понимали под "естественным человеком" или "естественной религией" просветители. Тот же Юм или Руссо. "Естественность" уже тогда -- не более, чем вымышленная исходная позиция системы, к которой необходимо вернуться, устранив незнание, предрассудки и учредив рациональное управление. Такая "естественность" жестко завязана на представлении о рациональной natura, которой должно соответствовать. У "природы" не может быть чего-либо неумного/неэффективного, она и есть сама правильность, относительно которой нужно отмерять свои действия.

Человек бы тоже был совершенно эффективен и рационален, если бы не дурные нравы, кровавые режимы, угнетающие мыслителей, и всякого рода предрассудки, скрывающие от людей истинное положение дел и их рациональный интерес. Собственно, человек понимается как машина, которую нужно правильно настроить (вплоть до "кушай калий каждый день"), нагрузить правильными идеологемами и поместить в такую систему отношений (по сути, производственную цепь), где она будет максимально эффективна, в соответствии с теорией. Это называется "свободой", когда человек делает то, что он "действительно хочет" (=то, что ему действительно нужно) и глупо ему не давать этого делать. Потому что если все будут делать то, что им нужно, всем вместе будет хорошо. Laissez-faire."


Мне кажется, что смысл слов Писания вовсе не в том, что Самуил был хороший, а не понравился иудеям, которые хотели быть крутыми, как соседние народы. Смысл именно в этом.

Традиционно существует два типа общественного устройства.

1. Первая - Библейская, целиком и полностью основана на добродетели, на праведности правителя (народа). Это ее мозг, механизм, двигатель и питание. Как только правитель (и народ, как следующий за правителем) начинает уклоняться в нечестие и грехи, вся государственная система разваливается. В этом и ее недостаток (зависимость людей от добродетельности правителя) и главное же преимущество. Человек приучается жить добродетельно  -  чтобы банально не умереть в цветущем возрасте.


К этой модели относится и , как ни странно, по-крайней мере теоретически, поздняя римская империя, которая официально следовала философским размышлениям Марка Аврелия на тему лучшего правителя. (Результаты были чудовищны, поскольку праведного правителя пытались соорудить на  фундаменте идолопоклонства, в результате самые философические императоры - Марк Аврелий , Диоклетиан и Юлиан Отступник оказались  кровопийцами. Но по-крайней мере, они пытались строить все устройство государство именно на  высоких нравственных качествах верховного правителя. Уже византийская империя основывается очевидно на этом принципе )

К этому типу относятся наши домосковские и московские князья , "Русская правда", "Завещание Владимира Мономаха" и т.д. и практически все цари до Петра Ι.
К этому типу  относится Конфуций с его "цзюньцзы" и Менцзи с его "совершенным ваном". Они совершенно напрямую производят благополучие общества от следования добродетели.


2. Второй тип - римская республика, которая идеализировалась , как ни странно , в самые новейшие времена, начиная с итальянских республик Венеции и Флоренции и заканчивая современным устройством Самой Демократической Страны (,кстати , "фашисты" - это анахронизм именно римской республики). Это система, направленная на то, чтобы функционировать при любом правителе. Строгая регламентация законами любого чиха, и подчинение этим законов всех, включая избираемых по этим законам правителей.

Ее главное декларируемое преимущество - она функционирует (конечно, исключительно в голове идеологов) одинаково независимо от нравственных моральных качеств людей, управляющих ею.  Главный ее недостаток - она не работает и никогда не работала. Но она настолько поражает умственные взоры людей , кажется настолько "естественной", "очевидной" и "функциональной" , что ее нерабочесть искренне считается просто недостаточным развитием цивилизации. Мол, если принять еще вот этот закон, создать вот еще один контролирующий орган - и все заработает! Вот-вот аналитики совершенно все проанализируют, вот еще поправка в конституцию - и Настоящая Система, действующая независимо от порочности или добродетельности ее винтиков - ЗАРАБОТАЕТ.

Эта галлюцинация, это бредовое состояние "вот-вот заработает" свойственно научным теоретикам биологической эволюции и изобретателям вечного двигателя.

А между тем, из виду выпадает совершенно очевидная вещь. Первая - Библейская система - рассчитана на ЖИВОГО ЧЕЛОВЕКА. Чтобы она "заработала", в ее центр надо поместить живого (с точки зрения добродетели) человека - и она  ведь работала! Царь Давид, Юстиниан, царица Тамара, государь Алексей Михайлович,  они все имели недостатки, были несовершенны, яко человецы, но весь фокус в том, что эта система как раз рассчитана не на сферического праведника в вакууме, а на реальных людей, которые стремятся к праведности и стараются государство строить по этому принципу.

Вторая система - рассчитана на МЕРТВЕЦА. Ей все равно - добродетельный ли правитель или порочный. Правитель - это труп, засунутый в жернова протоколов, законов, предписаний, контроля , которые механически поднимают и опускают его руки в нужный момент времени и в нужном месте. Более того, можно быть уверенным, что эти действия никогда не будут направлены ко благу. Как? Очень просто.

Среди государей первой модели попадались люди порочные , но были и праведники. Причем, если посмотреть исторически, нечестивые  государи первого типа, которые не старались о стремлении к праведной жизни по своим силам - составляют исключение, а противоположные примеры - правило. Почему - понятно. Жить хочется. Чтобы заниматься мерзостями  и преступлениями на высоком троне , зная, что тебя чем дальше, тем больше ненавидят, - надо быть извергом, причем  извергом постоянно пьяным.

Второй тип - "естественного государства, в котором подданные делегируют право властвовать" - излюбленная песня английских гоббсолокковцев - тупая бездушная машина, которая спокойно и медленно едет в ад. Потому что правитель мало того, что мертвец, так еще подконтролен ... БОЛЬШИНСТВУ , причем большинству безымянному и невидимому. Большинство же ,как мы знаем из Евангелия - всегда выбирает ад. Отдельные люди из этого большинства могут изменять кардинально свой курс, но их место всегда с удовольствием занимают другие. Причем это БОЛЬШИНСТВО не опасается гнева, осуждения и ненависти. Оно безымянно и безлико, оно за ширмой анонимности, соцопросов, общественного мнения.

Естественно, только вопрос времени, когда "умные" люди догадаются выпростать все пространство за ширмой от ненужного человеческого мусора. Ведь если за ширмой никого не видно, то можно там сидеть самому.

Так вот - самое интересное в этой системе в том, что она не работает , но в ад едет. В этом ее единственный функционал.

P.S.

еще такой интересный нюанс, что эти две системы не соответствуют классическим историческим схемам "абсолютная монархия", "демократия", "конституционная монархия". Например, в монастыре - "конституционная монархия", а на вселенском соборе - полная демократия, однако первая система. Наоборот, абсолютизм римских пап - это вторая система. Которая остается одинаково функциональной независимо от личных добродетелей папы. Петр Ι изо всех сил 2ради всеобщего блага" строил вторую систему. Анна Иоанновна, разорвав дворянские "условия" , перешла опять на первую систему , хотя ее правление именно из-за ее личных стремлений было для России трагичным.

Tags: Экономия, в траппера просьба не стрелять, сциентизм, эвалюция
Subscribe
promo ortheos сентябрь 18, 2014 10:40 25
Buy for 10 tokens
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 13 comments