ortheos (ortheos) wrote,
ortheos
ortheos

Categories:

Житие патриарха Никона ч.17

Детство, отрочество, юность
Никон монах
Никон митрополит
Новгородский бунт
Никон патриарх
Воскресенский монастырь
Начало крестного пути
Немилость государева
Суд
Низложение
Низложение ΙΙ
Ссылка
Ферапонтов
Кириллов
Снятие с креста
Преставление



По пути в городах и селах встречали тело святейшего патриарха Никона с псалмами и литиями, а провожали слезами.
Когда доехали до Александровской слободы, игуменья девичьего монастыря со всеми монахинями числом не менее двухсот вышли из монастыря навстречу со звоном и славословием Богу, поя литию, смешивая пение с неудержимым плачем, и провожали с десять километров, плача о патриархе, и целовали его тело в гробу, и снова вернулись в обитель.
Потом приблизились к обители Живоначальной Троицы Сергиевой , и навстречу так же вышел архимандрит Викентий со всем причтом и со всею братиею и пели перед святыми вратами литию собором, и целовали тело святейшего и снова вернулись в обитель, еще же не успели отойти от обители Сергиевой, как пришел из Москвы вышеупомянутый диак, с повелением от царя архимандриту Кириллового монастыря Никите, чтобы немедленно ехал в Москву, а чтобы тело провожал архимандрит Троицкий Викентий. И так продолжили путь.
Когда же диак возвестил о смерти Никона, тот начал распрашивать о том, как он встретил его еще живого, об обстоятельствах смерти и о духовном завещании. Тот подробно и попорядку все рассказал, а о духовной сказал так:"Царь благочестивый!Я напоминал ему о том, чтобы написал духовную, но он мне отвечал, что не хочет, но только одно скажу - пусть вместо моего завещания будет мир и благословение государю Феодору Алексеевичу и всему его царскому дому. А о душе моей и многогрешном теле и о погребении и о поминовении, царь будет лучше духовного завещания и лучший устроитель, и как ему будет угодно, пусть так и сделает. "
Услышав это, царь умилился о святейшем патриархе Никоне и сказал:" если святейший патриарх на меня такую надежду возложил,воля Господня да будет. И сколько Бог помощи подаст, я его не забуду.
И приказал везти тело патриарха Никона в Воскресенский монастырь. Царь послал к патриарху Иоакиму и повелел звать его вместе со всем освященным собором в Воскресенский монастырь на погребение святейшего патриарха Никона. Патриарх отвечал посланнику: по воле государя я готов, иду на погребение, но на ектеньях именовать его патриархом Никоном не буду, но просто монахом, как собор постановил. Если же хочет царь заставить меня называть его патриархом, то я не пойду. Царь усиленно умолял Иоакима, чтобы тот пошел на отпевание и именовал почившего патриархом. Но патриарх продолжал отказываться, продолжая говорить, что не он лишил звания патриарха, а собор. Царь ему прислал сказать:"Если что вселенские патриархи будут говорить на тебя, все на мне пусть будет. Я буду умолять вселенских патриархов и они пришлют нам благословение и святейшему патриарху Никону прощение и разрешительную молитву".
Но патриарх на погребение не пошел, а отправил вместо себя новгородского митрополита Корнилия. А насчет поминовения на погребении сказал - как царь укажет - так и поминать.
Царь прибыл в Воскресенский монастырь со всем своим царским домом и синклитом, и митрополит с освященным собором тоже пришли еще до прибытия тела патриарха и митрополит распоряжался подготовкой к погребению, чтобы все было по уставу. Совершили вечернее богослужение с заупокойным бдением по уставу, по Киевскому требнику печати Петра Могилы, а рано утром пришел архимандрит Троицкий Викентий с телом патриарха Никона. И поставили гроб перед монастырем у Честного Креста, на котором была надпись "Благоволением благочестивейшего царя Алексея Михайловича и святейшего Никона патриарха в знак их общей любви и совета, в начало святой обители и наименование ее Новым Иерусалимом. И было это надписание высечено по камню славянскими буквами.
Возвестили царю, что тело святейшего патриарха привезли, 26 августа в первый час дня.И начали благовест бить по обычаю каждый колокол по удару. Когда наступило время идти ко гробу святейшего патриарха , то собрались все в великую каменную церковь на святой Голгофе, где Крест, поскольку воскресенская церковь еще не была закончена.
Царь со всем собором и синклитом облеклись в священные одежды . Из священного чина были митрополит Новгородский Корнилий, архимандрит монастыря Живоначальной Троицы Викентий , архимандрит Саввина монастыря Сильвестр, архимандрит Герман - ученик святейшего патриарха никона и игумен монастыря Воскресенского, архимандрит Никита Кирилловского монастыря на белом озере, духовник почившего , и прочие иеромонахи и иеродиаконы того Воскресенского монастыря. А также другие архимандриты и священники окрестных обителей и приходских церквей, и диаконы, и от народа неисчислимое множество.
И взяли крест, и хоругви, и святые иконы, и все вместе вышли из монастыря по чину ко святому кресту, возле которого стоял гроб. Царь же шел вместе со всеми и пел вместе со своими клириками Киевским распевом стихиру "Днесь благодать Святаго Духа нас собра".  А когда заканчивали ее, то снова начинали ее же, и пели ее все, весь собравшийся народ во множестве. Дойдя до Честного Креста, возле которого стоял гроб святейшего патриарха, зажгли огромные свечи в сажень длиной, а другие в три четверти и поларшина, специально на погребение приготовленные и покрытые черной краской на средства казны. И начал митрополит раздавать по чину всем священнослужителям свечи, а также народу, и немедленно священники руками взяли гроб с телом патриарха Никона , и несли его на головах ,а рядом с гробом шло двадцать юных отроков - царских певцов - в специальных одеждах похожих на рясы и стихари, из дорогих китайских тканей, разных цветов и с большими свечами , а перед ними по чину шли с церковными хоругвями и с честным крестом и святыми иконами, а после них - митрополит со священниками, а потом царь с синклитом, а после царя священники с одром святейшего патриарха Никона и отроки, а за гробом шел народ в множестве необозримом, и со слезами и воплями, плачущий. Царь же все пел вместе с певцами эту стихиру "Днесь благодать Святаго Духа нас собра", срывающимся голосом, так что и все от такого его пения в плач приходили.
Так дошли до церкви. И звон был великий во все колокола. внесли гроб в церковь Пресвятой Богородицы, называемую Темница, и там поставили одр с телом. И начали петь святую литургию, а после нее - чин погребения. Царь же повелел на каждом прошении поминать Никона патриархом, как и прочих московских патриархов поминают, митрополит так и поминал. А царь с самого начала погребения захотел сам участвовать, и 17 кафизму, и апостол сам читал, а потом пел с певцами. Когда же пришло время последнего целования, то государь сам вытащил десницу патриаршью из-под схимы, и покрыл ее поцелуями со слезами. Также и весь его царский дом, и синклит, и освященный собор, и вся братия и весь народ, множество мужей и жен до самых последних .
И закончив отпевание по чину, взяли священники гроб с патриархом и внесли в южную часть великой церкви Иоанна Предтечи под Голгофу, которая была иссечена в скале на том же месте, где в Иерусалиме расселась гора при распятии Христовом и через скважину стекла кровь Спасителя на главу Адамову, где и гроб первого архиерея Иерусалима - Мелхиседека можно видеть до сего дня. А здесь у нас лежит святейший патриарх Никон, и так он завещал о погребении тела своего , еще будучи жив, чтобы похоронили его именно в церкви этой. И Бог сотворил по желанию сердца его.
Царь не видел патриарха живого, но Бог дал ему любовь от всего сердца к нему, а тем более, что святейший патриарх при кончине душу свою Богу предал совершенно, а царю благочестивому  погребение тела своего так же, и поминовение своей души, как уже было написано, и тронуло это царя и на умиление подвигло и пожелал государь сам своими царскими руками тело его предать гробу и земле со слезами, плача ,рыдая и поя "Святый Боже". И видя это и сам митрополит, и собор , и люди удивлялись и сами на плач царем подвигались от такой любви царя, чего прежде не слыхано было, а государь Феодор Алексеич такую любовь оказывал тому, кого ни разу в жизни не видел. И дивились этому тем более, что всего чина погребения было десять часов и две четверти.
Когда же предали тело патриарха земле, изволил царь зайти в ризницу и посмотреть на ризы, в которых служил при жизни святейший патриарх. Митрополиту Корнилию Новгородскому подарил лучший саккос из алтабаса белого серебра, и омофор того же алтабаса, и другого алтабаса золотого. И другие архиерейские одежды подарил,и денег 100 рублей. Прочим же архимандритам и священникам и причту церковному, бывшему при погребении, от царской казны воздал неоскудно,и братии все нужное подал, и милостыню нищим. А тем братиям, которые пошли со святейшим патриархом Никоном в ссылку и в Ферапонтов и в Кириллов, и постриженным от него там  царь подарил новые рясы и теплые суконные кафтаны, и также много зимней одежды и иных келейных вещей множество, по трудам и по чину.
Казна святейшего патриарха Никона, которая была опечатана по приказу государя Алексея Михайловича, была привезена вместе с телом святейшего патриарха в Воскресенский монастырь, и сосуды все его серебряные, медные, оловянные и хорошие деревянные, и все до мелочи отдано в монастырскую казну. И в казну дал царь еще тысячу рублей на церковное строительство. Почтив митрополита и собор, государь отпустил их с миром по домам. А сам остался в обители и прожил там довольно долго, молясь за святейшего патриарха и входя в нужды братии, после чего и сам вернулся в царствующий град Москву, имея большую заботу, что патриарх Иоаким упорно отказывается именовать Никона святейшим патриархом. И решил написать об этом святейшим патриархам вселенским, что и выполнил.
Оставшиеся от патриарха Никона архиерейские одежды , митры, саккосы, мантиии и клобуки царь взял с собой в Москву, а в обители оставил для памяти о святейшем один саккос и омофор. А прочее архиерейское облачение, мантию, патерицу и прочая, повелел хранить в ризнице Кремля крепко. Послал государь митру и саккос патриарху Иоакиму в поминовение патриарха Никона . Но тот не принял. Митру отдали смоленскому митрополиту Симеону, а саккосы, клобуки, мантии и иные архиерейские одежды по царскому рассмотрению были розданы на помин души прочим архиереям.
Знайте же , что при погребении патриарха Никона , когда привезли тело его , то по повелению царя остановились не доходя поприще (2 км) до монастыря на мельнице на реке Песочне по имени Воскресенской. Тело святейшего внесли в комнаты, а из монастыря пришли архимандрит Герман и священники и принесли новое облачение , свиту (рубашку) белого сукна греческую из верблюжей шерсти, которую сам патриарх задолго до изгнания еще в пребывание в Воскресенском монастыре себе на смерть приготовил, рясу бархатную, архиерейскую мантию со скрижалями и источниками, панагию и схиму. Архимандрит сам облачил его во все с помощью иеромонахов. И не было от тела святейшего никакого запаха или смрада, хотя и был уже десятый день, и август месяц. И в такую жару никто и следа тления не видел, но как умер на реке, так до самого погребения ни лицо его, ни тело никак не изменились. Так его и в гроб обратно положили, и в нем привезли .
После отпевания дубовый гроб с телом святейшего патриарха поставили в каменную гробницу. Этот камень был приготовлен еще в житие Никона в Воскресенском монастыре и привезен с Океана для церковного употребления за большие деньги. Когда же Никон преставился, то царь повелел в этом камне вырезать гроб. И начали каменосечцы этот камень резать. Сначала отпилили от него верхнюю доску в два вершка толщиной для крышки. А потом начали выдалбливать в камне место для дубового гроба, и выдолбили с невероятными усилиями, потому что камень этот был очень прочный, под названием "белый алебастр". И такой найти почти невозможно.
,
Могилу выкопали в церкви Святого Иоанна Предтечи под святой Голгофой, у входных дверей с правой стороны в углу, чтобы гроб поместился. После отпевания и принесли сюда гроб с телом святейшего. Царь с митрополитом сами опустили дубовый гроб в высеченный каменный алебастровый и сами пели при этом стихиру на погребение , и покрыли гроб каменной отпиленной от него же доской, а над гробом вывели кирпичный свод ,и заровняли с полом.
Царь послал все четыре письма к Вселенским патриархам об именовании патриархом и Никонва в Палестину, дьяка Прокопия Возницына. И просил разрешения и прощения патриарху Никону, которого собор отлучил , и чтобы во всех русских церквях на всяком священнослужении поминать Никона святейшим патриархом вместе с прочими московскими патриархами.
А пока письмо шло, государь, разгораясь любовью к патриарху Никону, от всей души захотел исполнить заветное желание того и закончить великую церковь Воскресения Христова. И повелел работникам немедленно заняться ее вершиной, и приказал щедро выделять из казны на это средства, золота, серебра и денег, ризы , стихари, поручи, епитрахили, священные сосуды золотые и серебряные и иных вещей множество, которые должны быть в церкви и алтаре.
Монастыри, пустыни с крестьянами и угодьями, село Троицкое с деревнями, которые раньше были Бабарыкина, царь приказал отдать обители во владение на вечные времена.
Однако, по изволению Создателя, и он не смог окончить строительство, и смерть похитила государя Феодора Алексеевича и душа его преставилась в вечное блаженство. Тело же его предано земле в лето 7190 месяца апреля 27 день. И не увидел желаемого, ни грамот от вселенских патриархов не получил, ни церковь Воскресения не увидел законченной в совершенстве и освященной.
Тем временем, вселенские патриархи получили от царя послание и узнали от царя, как тот от всей души любит почившего и что очень хочет вернуть его в лик московских патриархов, и что достоин этого как по добродетельному житию, так и по мужеству, незлобию и смирению, с которыми перенес ссылку , и ко Господу отошел в молитве и покаянии.  Патриархи удивились и возблагодарили Бога о такой заботе царя относительно почившего патриарха. И исполнили просьбу царя и написали грамоты о прощении и разрешении и возврашении Никона в лик всех святейших патриархов Московских, запечатали своими печатями и прислали их в Москву 20 сентября 7191 года с тем же послом через год после кончины государя Феодора Алексеича. И те грамоты доставили к братьям его, властительствовавшим вместо него - государям и царям и великим князьям иоанну и Петру Алексеевичам . Цари получили грамоты и повелели перевести на русский язык, потому что были написаны по-гречески, а перевод послали к святейшему патриарху Иоакиму, говоря, что вот, присланы грамоты нашему приснопамятному брату Феодору Алексеичу.
Но патриарх и этих переводов не принял, а сказал:"Пока не принесете мне присланных святейшими патриархами вселенскими грамот, собственноручно написанными и их печатями запечатанными, не поверю." Посланец вернулся к государям с таким ответом, и тогда цари послали и грамоты вселенских патриархов. Иоаким принял их, созвал толмачей и приказал им переводить грамоты вслух, а сам сверял слышанное с присланными от царей переводами. Проверил печати все , и увидел , что собственноручно подписаны, и наконец - сказал:
"Вот теперь я вижу, что это действительно грамоты от самих святейших патриархов. Ну, раз так они решили, и я буду праведно судить. " И сразу после этого во всех церквях , начиная с великой церкви соборной, начали во всяком священнодействии поминать святейшего патриарха никона. Повелел патриарх Иоаким записать его и в соборный синодик, а грамоты сложить в патриаршью ризницу для удостоверения и свидетельства. И сам патриарх Иоаким стал ездить в Воскресенский монастырь и там поминать Никона святейшим патриархом.


Священник Иоанн Шушарин.

Tags: История
Subscribe

  • Шукрулло.

    Приятель недавно мне плакался мой О том, что опять поругался с женой О том, что скандал ежедневный в дому А я позавидовал , братцы, ему. Семейная…

  • Свято место чтоб ему пусто.

    А знаете, какая единственная вполне официальная святыня нашего светчайшего и секулярнейшего государства? Мавзолей Ильича. Где какие юридические…

  • Старые песни о лживом.

    Глава новой церкви Украины митрополит Епифаний заявил в эфире телеканала «1 + 1» о готовности вести диалог с канонической Украинской православной…

promo ortheos september 18, 2014 10:40 25
Buy for 10 tokens
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments