ortheos (ortheos) wrote,
ortheos
ortheos

Categories:

Житие патриарха Никона ч.15

Детство, отрочество, юность
Никон монах
Никон митрополит
Новгородский бунт
Никон патриарх
Воскресенский монастырь
Начало крестного пути
Немилость государева
Суд
Низложение
Низложение ΙΙ
Ссылка
Ферапонтов
Кириллов



Благочестивый же царь Феодор Алексеевич, придя в возраст, стал изучать о блаженном Никоне, как его изгнали и за что заточили.....

---------------------
здесь в тексте разрыв
---------------------

...и подать милостивую помощь. И так и стало. Строитель же той обители Герман и казначей Сергий и многие из братий, стоя перед лицем царя и слыша слова его уст, радовались великой радостью от всего сердца и  поспешили рассказать это всей братии. Братия же воздала хвалу и славу в Троице Единому Славимому Богу и Пречистой Богородице , что такое Бог творит угодникам своим, и немедленно все единодушно написали челобитную царю. Подписали ее все шестьдесят братьев и немедленно принесли к царю и со слезами вручили и молили, чтобы повелел вернуть блаженного Никона. Царь принял прошение от братии, и , пробыв много дней в обители, вернулся в Москву. Там он пришел в палаты и рассказал патриарху Иоакиму о своей мысли насчет патриарха Никона - освободить его из заточения и разрешить жить в своем основанном им монастыре Воскресенском и закончить свою церковь Божию. Сначала патриарх, едва услышал это, начал отказываться и царя отговаривать, говоря, что не нами, а от великого собора и святейших патриархов вселенских началось это дело и нам без их ведома учинить это невозможно, но пусть будет воля царская.

Поняв, что патриарх этого сильно не хочет, царь очень опечалился. Но часто напоминал патриарху о Никоне, чтобы освободить его. Но патриарх Иоаким нимало не сдвигался со своего упорного нежелания, и царю запрещал.

Тогда спустя некоторое время царь созывает в своих крестовых палатах собор из всех архиереев, и архимандритов и игуменов, и прочих, и сам присутствует со своим синклитом. И там царь свое намерение вслух всех излагает и даже просит от своего лица, чтобы Никон патриарх был освобожден из заточения. Патриарх Иоаким же сильно и крепко этому противился, чтобы Никон оставался там, где сидит. Архиереи же некоторые боялись патриарха, но многие согласились с царем и в один голос и ясно говорили, что надо бы вызволить Никона из заточения и отпустить в новопостроенный им Воскресенский монастырь, чтобы там и жил. Но патриарх никак не соблаговолил на это, так собор и разошелся.

Царь, видев, что все бесполезно, спустя короткое время снова призывает к себе в царские палаты патриарха Иоакима и опять вдвоем с теткой своей великой княжной Татьяной Михайловной с великим прошением молят об освобождении из заточения патриарха Никона. Но он и на это их прошение нимало не склонился, но еще более отвергал и все повторял, что не мы это учинили, а собор великии и вселенские патриархи, а мы дерзнуть об  этом без вселенских патриархов не смеем.

Царь ушел очень печальный, что никак не соизволяет один патриарх выпустить из заточения другого патриарха, и сильно жалел Никона, что столько лет в изгнании страдает, и написал ему письмо собственноручно, утешая изгнанника и прося молить в Троице славимого Бога и Пресвятую Богородицу, и всех святых, о царском многолетии и всем мире, и чтобы ожидал в скором времени от царя милости и праведного рассмотрения. И это письмо передал с иеродиаконом Мардарием, вытащив его из заточения в Крестном монастыре у Океана вместе с Иеромонахом Варлаамом. В то же время был освобожден из изгнания клирик Иоанн Корнильев сын Шушерин (автор повести) из Великого Новгорода, по прошению государыни царевны и великой княжны Татьяны Михайловны.

Патриарх Никон получил царское послание и прочел его с радостью, что тот такую имеет заботу о том, чтобы вызволить его из заточения, особенно же , чтобы жить ему в воскресенском монастыре и достроить великую церковь Воскресения Христова, и что самого видеть желает, потому что слышал царь от многих, что он мудр и ревностный искатель Божественного Писания. На радостях святейший благодарил Бога и Спасителя всех, что призрел на смирение его своей благодатью свыше и вложил царю такую заботу о нем в сердце, и об обители Воскресения Христова, и о завершении строительства церкви, и в своих печалях и скорбях получил немного отрады.

А царь разгорался любовью к святой обители Воскресенской, и о завершении святой церкви, и начал царь по благому намерению своему с верой Богу достраивать церковь из своей царской казны неоскудно.
Хотя патриарх Никон и узнал о милости царя, но уже сильно изнемогал и скорби совсем сокрушили его, да и царь скорбел сильно, что его намерение об освобождении патриарха Никона из кириллова монастыря встречало непреодолимое препятствие.

Когда же Никону в монастыре скорби крайне умножились и стали лютыми нестерпимо, тогда архимандрит той обители Никита написал в Москву, к святейшему патриарху Иоакиму, говоря о Никоне, что он очень ослаб, и близок к смерти, что уже принял великую схиму и елеосвящение. И спрашивал, как благоволит Святейший - когда Бог переселит его от жизни этой, как и кому над ним совершать чин погребения, и как поминать его , и где положить тело , и обо всем спрашивая воли патриарха.

Послание дошло до патриарха вскоре, и тот повелел немедленно писать ответ. Что когда преставится Никон, тогда чин погребения совершать над ним самому архимандриту, чин монашеский, простой, как и прочим монахам чин погребения совершается. А тело его положить на паперти.

Узнал царь о таком ответе патриараха и послал к Иоакиму с просьбой вернуть это письмо, но тот отвечал, что оно уже доставлено.

А патриарх Никон, видя себя в великой скорби и близ смерти, написал собственноручно краткое письмо своей рукой и послал в Воскресенский монастырь, к своим духовным чадам и ученикам.

"Благословение Никона патриарха сыновьям нашим архимандриту Герману, иеромонаху Варлааму, монаху Сергию, монаху Ипполиту и всей братии. Знайте, братья, что я болен и такой великой болезнью, что вставать не могу, на двор выйти не могу, и лежу во гноищи, а милость великого государя царя была, что хотел он меня из бедности взять по вашей челобитной, и написал мне и жаловал меня своей царской рукой. А ныне время прошло, и милостивого указа его нет. И надлежит мне скоро умереть. Пожалуйста, не помяните моей грубости , еще раз побейте обо мне челом великому государю царю, не дайте мне погибнуть внезапной смертью, уже приходит конец моей жизни, а каково мне, подробно расскажет вам Иван, что от вас живет на приказе в Богословском."

Это письмо дошло в Воскресенский монастырь, к архимнадриту , и тот прочитал его перед всей братией, и братья плакала во время чтения.

Это письмо архимандрит передал царю, умоляя его о возвращении его духовного отца в обитель, которую основал. Царь, прочитав послание, что тот в великой скорби и близ смерти, крайне восскорбел сам и снова принялся патриарха и собор молить от лица своего царского, чтобы Никона отпустить из заточения, ибо он при смерти. И тогда патриарх и собор сказали царю:"Пусть будет по воле твоей, царь".
Получив благословение от патриарха и всего собора, царь немедленно посылает в Кириллов монастырь дьяка конюшенного приказа Иоанна Чепелева с великой спешностью, повелевая ему взять Никона - хоть живого, хоть мертвого, и везти его в его строение - монастырь Воскресенский.
Tags: История
Subscribe

  • Кое-что о статуе свободы

    "И поставил Константин в Царьграде кумир, еже принесе от Солнечнаго града фругийскаго, имущаго на главѣ семь лучь." (Повесть о взятиии…

  • Папизм - мать язычества

    Русский, совершивший вероотступничество и возлюбивший папу, в качестве католического ксендза хвалит изобретателя язычества за изобретение язычества.…

  • Стена астарты

    cpt_a_smollet напомнил, что сатанинский иконостас, на месте которого поставили памятник бесу , в прямом смысле - иконостас Астарты.…

promo ortheos september 18, 2014 10:40 25
Buy for 10 tokens
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments