ortheos (ortheos) wrote,
ortheos
ortheos

Categories:

Житие патриарха Никона ч.14

Детство, отрочество, юность
Никон монах
Никон митрополит
Новгородский бунт
Никон патриарх
Воскресенский монастырь
Начало крестного пути
Немилость государева
Суд
Низложение
Низложение ΙΙ
Ссылка
Ферапонтов


Был же обычай у патриарха Никона , утруждая плоть, около озера Ферапонтова лес рубить и землю под пахоту расчищать, а место то называлось Лещево, и на том месте сажали в огородах овощи, и хлеб сеяли. И устроил напротив этого места Никон в озере каменный остров. Глубина же воды там две сажени и больше (4 м), а камни сам Никон и его монахи возили с берега плотами за два поприща (4 км). И насыпали тот остров на 12 сажень в длину, в ширину же в 5 саженей. И на том каменном острове водрузил патриарх честный животворящий Крест Господень с надписанием:" Никон, Божией милостью патриарх, поставил сей крест Господень, будучи в заточении за слово Божие и святую церковь на Беле озере в Ферапонтове монастыре в тюрьме".


И располагался этот новопостроенный остров прямо возле зимней дороги через озеро, и многие проезжающие по ней, читали это надписание. Никон же поставил и другие два креста с таким же надписанием на других островах того озера. ПОтом в царство благочестивого царя Феодора Алексеевича и повелением святейшего патриарха Иоакима эти кресты со всех островов были взяты и надписания с них стерли. Была эта же надпись на всех его келейных сосудах - серебряных, медных и оловянных, и так же истребили и загладили все. Некоторые же сосуды медные и оловянные вообще на переплавку отдали.


Надписи же эти на крестах и на всех сосудах резал монах из воскресенской обители Иона, который был мастер по серебряным делам, но имел великую страсть - невоздержность к пьянству, и очень сварлив и на язык невоздержен, и клеветнив. Тайком от патриарха он ходил к приставнику и делал доносы на Никона. Один раз, напившись у приставника, вернулся и начал досажждать патриарху и братии, бреханием и даже руки распускал, и тогда хотел его патриарх для смирения отправить в пекарню, он же бежал к приставнику и начал клеветать нелепые вещи на Никона, и потом отправился прямо в царствующий город Москву, а по пути воеводам и по монастырям и всяким людям как пес лаял, неистовствуя и сочиняя такие скверны, что на ум человеческий взойти не могут. Он же все это выдавал за истинное дело , но ко всему этому прилагал имевшееся у него надписание Никоново, которое резал на сосудах и крестах, и показывал всем его и порицал патриарха, говоря:"Патриарх НИкон, живя в Ферапонтове монастыре, везде пишет самовольно надписание на крестах и сосудах, будто он в Ферапонтове в тюрьме терпит за слово Божие и церковь". и иное клеветал. Все эти обвинения были переписаны и посланы от приставника к благочестивейшему царю и патриарху. Царь на это никакого внимания не обратил, а этот монах Иона , не дойдя до столицы, в городе Переяславе, зашел на винокурню и там упал в огромный котел с кипящей водой и в нем и сварился, и так лишился жизни.


Спустя небольшое время отошла с сего света благочестивейшая супруга Царя - благоверная царица Мария Ильинична, и преставилась в вечный покой. Тогда царь отправил к патриарху Никону окольничего Иродиона СТрешнева , с которым прислал на поминовение души благоверной царицы Марии Ильиничны милостыни пять сот рублей. Но патриарх деньги не принял и сказал:"Я должен без всякой мзды по душе благоверной царицы поминовение творить сколько Бог сил и помощи даст". Иродион долго его упрашивал, но так ничего не добился и вернулся в столицу. А патриарх Никон после отъезда Иродиона начал непрестанно творить поминовение души благоверной царицы по всему церковному чину.


Прошло время и сочетался царь вторым браком. И прислал к патриарху Феодора Лопухина, с которым было 700 рублей, мех соболиный, мех лисий и мех беличий, сукна и тафта черная, 15 полотенец тонких и 20 обычных. Патриарх принял и благодарил Бога , пел молебен о многолетии царя, упокоил с дороги посланника и отпустил с миром в столицу. Через некоторое время отправил Никон в Москву своего келейника иеродиакона Мардария по некиим нуждам и с прошением к царю о некии х потребностях. Царь все просьбы исполнил , и снова послал с Козьмой Лопухиным сорок добрых соболей , мех соболий , денег 500 рублей и посуды серебряной не мало , пищи, пития и иных вещей изобильно. Иеродиакона же этого вскоре отпустил и дал милостыни десять рублей.


Еще же присланный от царя Козьма Лопухин был у патриарха Никона, как пришел от царствующего града брат его, Феодор Лопухин, возвещая святейшему патриарху, что благочестивейший царь Алексий Михайлович преставился от сего света к вечному блаженству.


Святейший, услышав, что царь умер, глубоко вздохнул от сердца и заплакал , и сказал "Воля Господня да будет. Если с нами прощения в этом веке и не получил, то в страшное пришествие будем с ним судиться".


Феодор Лопухин же молил святейшего прилежно, чтобы подал прощение царю письменно. НИкон же сказал:"Мы, подражая Учителю нашему Христу, и сказанному Им в святом Евангелии, "оставляйте и оставится вам", и я ныне говорю:"Бог его простит". А на письме этого не учиню, потому что при жизни своей нас из заточения не освободил. А присланный привез на поминовение души царя денег сто рублей и мех песцовый черный. Патриарх принял приношение и стал поминать царя по церковному чину.


После смерти царя Алексия Михайловича царский престол принял сын его, царевич Феодор Алексеевич, еще совсем юный, и был венчан царским венцом, и стал царем всей великой, малой и белой России.


А на блаженного Никона диавол снова восставил гонение через злых людей - орудие свое. Ибо вспомнились нелепые бредни упомянутого монаха Ионы и подвигли на гнев святейшего патриарха Иоакима. И снова посылаются к Никону прежние немилостивые приставники, князь Самуил Юсупов, Иоанн Адодуров и сотник и с ним пятьдесят человек стрельцов. И эти приставники снова много туги, озлобления и тесноты стали делать блаженному, он же и за это не переставал благодарить Бога, говоря "не постави им, Господи в грех".


Спустя много времени в таком озлоблении, приехали в Ферапонтов монастырь по указу царскому и патриарха Иоакима Чудовский архимандрит Павел, дворянин Иоанн Желебовский и диак Семен Румянцев с написанными многими клеветами и обвинениями, которыми Иона клеветал на него. И повелели распросить Никона подробно обо всем, а оттуда перевезти в монастырь Кириллов на том же Белом Озере - в заточение.


Посланные внезапно вошли в монастырь и немедленно идут в церковь, не объявляя причины, а только послали к патриарху Никону, который и не знал об их пришествии, чтобы немедленно шел в церковь. Святейший патриарх удивился, но немедленно пошел в церковь и поклонившись
по обычаю святым иконам, стал перед ними. Посланные же возвестили указ царя и патриарха и объявили причину своего прихода. Он же, воздав честь царю и патриарху, сказал только "Воля Господня и великого государя да будет, не убоюся от тем людей, окрест нападающих на мя, если и смерть мне принесли, я готов пострадать.


Присланный же Иоанн рыкнул на него свирепо как волк и начал на него кричать. Патриарх же сказал тихо архимандриту: Хоть ты и послан вопреки канонам, но однако лучше ты говори, а ему лучше замолчать. И тогда они начали читать указ царя и обвинения на него, исполненные неправды, и того злословия было больше трех сот статей, и стали спрашивать его подробно о каждой статье. Блаженный же отвечал , что Дух Святой давал его разуму, прилагая к ответам и от Божественного Писания.


Наконец, закончили обвинения, и заперли патриарха Никона в кельи, запретив ему выходить из нее, и вскоре после этого, отправили его в заточение в Кириллов монастырь на Бело озеро, и предали его крепкой страже , а келья , где его заперли, была совершенно негодная. От неправильного топления печи и угара, принял блаженный великую болезнб, что едва не умер там. Келейников же его иеромонаха Варлааама и иеродиакона Мардария предали также крепкой страже и претерпели тогда от стражей они многое. Спустя малое время отправили их на дальний север в Крестный монастырь на заточение, который построил на берегу Океана святейший патриарх. И пробыли они там в заточении семь лет.


А всю келейную казну и все вещи святейшего патриарха посланные переписали, отвезли в Кириллов монастырь и положили в палате , запечатали и повелели строго стеречь. И не дали из них патриарху ничего даже самого нужного. Исполнив все повеленное, немедленно вернулись в Москву и все сделанное ими патриарху пересказали царю и патриарху Иоакиму и его ответы против написанных обвинений принесли письменно. Архимандрит Павел жалел патриарха Никона и , поскольку увидел его после угара в келье, то просил святейшего патриарха Иоакима, чтобы позволил построить для Никона новые кельи, чтобы тот не умер безвременно, ибо у него уже начались сильные головные боли. А патриарх Иоаким за множеством дел его просьбу отложил на потом, а потом так и забыл.


Спустя же время небольшое, снова послал святейший патриарх в Кириллов монастырь к Никону ризничего своего диакона Иакинфа, с повелением забрать у Никона панагию, которая была у того с самого воскресенского монастыря, и еще две серебряные печати, на одной - огромной - был образ Воскресения Христова, а на другой - поменьше - складень патриарха Иосифа, который ему и принадлежал.


Диакон Иакинф прибыл в Кириллов монастырь и все исполнил. Никон все отдал, нимало не препятствуя, а Иакинф повелел властям монастыря по повелению патриарха Иоакима построить нормальную келью для больного Никона. Никон же, отдавая панагию и печати, не удержался и тут от слов Божественного Писания, и отпустил его с миром в царствующий град Москву.


Никон прожил в Кирилловом монастыре много времени, в еще больших скорбях и озлоблениях, чем было в Ферапонтовом монастыре, потому что из кельи его не выпускали никуда, кроме службы в Церкви, но он только Бога молил о многолетии царя и всего мира и прилагал труды ко трудам, беспокоясь только и непрестанно думая об обители Воскресенской и устроенной там им самим святой церкви, которую так и не достроил, и очень печалился об этом и молил непрестанно Бога, чтобы вернуться в Воскресенскую обитель и собор достроить.
Tags: История
Subscribe

  • Сумасшедшие с миллиардными бюджетами.

    Наше время отличается от остальных тем, что миллиардное государственное финансирование, которого не хватает на образование, здравоохранение и пенсии,…

  • Акафист Астарте

    Митрополит Вологодский Савва отслужил акафист перед картиной блудницы, которая изображает богиню любви Венеру-Астарту. Напомню, что Рафаэль…

  • "Явление на кладбище Иоанна Кронштадтского" - 2.

    В конце февраля - было ли описываемое Клаудом Роммелем явление св.Иоанна Кронштадтского на кладбище в действительности или оно выдумано (им самим или…

promo ortheos september 18, 2014 10:40 25
Buy for 10 tokens
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments