ortheos (ortheos) wrote,
ortheos
ortheos

Categories:

Житие патриарха Никона ч.6

Детство, отрочество, юность
Никон монах
Никон митрополит
Новгородский бунт
Никон патриарх




Патриарх Никон правил на престоле Российской Церкви так, что хранил ее от всех насилований, и церковных людей ни на какие иные дела ни в какие приказы , кроме своего, не отпускал и в суды таскать не давал, а сам своим благорассмотрением праведный суд давал, к благим и послушным смирение отеческое являл, к строптивым, злым и непослушным, разумный гнев правосудия показывал, и тем от всех отцов, а больше всего от самого царя, весьма был почитаем. Без его совета ничего не совершалось , но все царь желал делать с его благословения. Потому и на брань с Польским и Литовским королем, которая тогда случилась за православную христианскую веру и иные трудности, пошел не без его архиерейского совета и благословения. А когда пошел в поход, дом царский и супругу свою благоверную государыню царицу и великую княгиню Марию Ильиничну и сестер ее и чад своих и самый стольный град заповедал вместо себя упроавлять и благоразумием своим хранить святейшему патриарху.


И в этом его царском походе даровал ему Бог многие города литовские покорить и после победы в царствующий град возвратился и Господу Богу воздал благодарение. В то же время родился у него сын его царевич Алексей , и воспреемником его от святой купели по просьбе его стал Святейший Патриарх. И после сего по царской великой любви и иных его детей от купели воспринимал.

ПОХОД НА ПОЛЬСКОГО КОРОЛЯ

Когда закончилась зима, снова великий государь пошел на польского короля и как и прежде все  вручил святейшему патриарху, и спокойно пошел на войну. В это время за грехи наши случилась в царствующем граде Москве моровая язва, из-за которой вышел из города и сам святейший патриарх, и благоверная государыня, и благоверный царевич и царевны, и пошли они в Троицкий Сергиев монастырь, а оттуда в монастырь Макария Калязинского, и из него в город Вязьму. По дороге весьма о царском доме хранение свое и заботу являл, сам везде досматривая, и на пустом месте новые дороги строил, и ставил крепкие заставы, и велел разводить огромные костры для отгнания смертоносного воздуха, и все делал, что полагалось для хранения от смертоносной язвы. Благоверная же царица видела его о них отеческое промышление и почитала его за отца, также и сестры и дети Их Величеств , и все там бывшии , великую любовь к нему питали и благодарение о его попечении Богу воздавали, что дал им хранителя, который Божией помощью и твердым, доброжелательным и неусыпным старанием достиг того, что ни один из путешествующих не заболел и не умер от заразы, но все в целости и здравии путешествовали, а в царствующем граде Москве тогда бесчисленное множество народа поумирало , едва не все, и за великое диво было, если на которой улице четверо или пятеро людей осталось.


В то время, когда жил в Вязьме с царским домом святейший патриарх, пришел туда с победой и благочестивый царь и увидя весь свой дом царский во всяком здравии, и слышав от постоянном хранении от святейшего патриарха, очень обрадовался, и не столько из-за победы над польским королем и взятия городов, сколько за спасение своего царского дома. Воздал государь благодарение Богу и к святейшему патриарху, если и невозможно было, то все равно еще большую любовь стал питать. И почитал его как ангела Божия, и от лица всех людей благодарить. И дождавшись времени прекращения морового поветрия, из Вязьмы вышли и в царствующий град Москву вернулись.


После сего благочестивый государь пошел с войском на шведского короля и там его победил и многие грады взял.
Святейший патриарх вспомнил свое обещание, которое сделал во время морского волнения, когда его вынесло на острог Кий, и на том острове обещал построить монастырь Крестный. И послал туда на строительство искусного монаха, и с ним боярского сына, и тот монастырь повелел именовать по гречески Ставрос, а по русски - Крестный. Сам же патриарх для того монастыря приказал сделать в стольном граде Москве из дерева кипарисного Крест, чтобы высотой и шириной во всем был подобен Кресту Христову , и обложил его серебром и золотом, и положил в нем святых мощей до трехсот, так же и святых икон множество написал и вместе с тем крестом отпустил все вместе в тот Крестный монастырь с подобающей честью и благочинным собором сопровождения и сам лично провожал святыню из соборной церкви за Сретенские врата и даже до места, которое называлось Филиппов крест, и оттуду прийдя в соборную церковь, сотворили молебное пение.


В тот же день дал Бог великому государю взять немецкий город Динобург, который был переименован в честь царевича Димитрия, потому что в тот день, когда  царевичу Димитрию празднуется, тот град и был взят

О НАЧАЛЕ ВОСКРЕСЕНСКОГО МОНАСТЫРЯ,

Купил для содержания Иверского монастыря у некоего Романа Бабарыкина в 45 поприщах (90 км) от царствующего града Москвы село именем Воскресенское. Часто он сюда ездил отдыхать, и приглядывался, и полюбилось оно ему. И пришла ему мысль, чтобы в этом монастыре поставить монастырь, чтобы ему ездить не просто в село ,а в монастырь. И с благословением великого государя, начал строить воскресенский монастырь. Рубили лес, ставили церковь и кельи. В 7165 году от сотворения мира , когда настало время освящения, патриарх упросил быть на этом освящении самого царя. Царь прибыл на освящение и тоже полюбил это место и отъехав мало на гору, называемую Елеон, как говорит подпись на памятном кресте, "став на этом месте, и посмотрев вокруг, написал своей царской рукой святейшему патриарху, что благоволил Бог изначала место это быть для монастыря, поскольку оно прекрасно, как Иерусалим."

Святейший патриарх получил это письмо с благоговением и радостью и повелел положить это письмо в серебряном ковчеге под святым престолом и по царскому писанию приказал назвать воскресенский монастырь Новым Иерусалимом. И немедленно послал в Палестину во святый град Иерусалим старца Арсения Суханова, келаря Сергиева монастыря Живоначальной Троицы, чтобы ему получить точный чертеж с великой иерусалимской церкви Воскресения Христова , которую обновила святая царица Елена, мать святого царя Константина.

И приказал патриарх в Воскресенском монастыре построить огромную и пространную церковь, которой бы не только во всей России, но и в иных государствах нигде в то врем не было. Потому что та иерусалимская церковь святая от турецкого гнета во многих местах была разорена и иными неправославными верами по их обычаям перепорчена.

Так и прожил там около года, строя церковь и расширяя монастырь. Как присылает к нему благочестивый царь ближнего своего человека, возвещая о нашествии крымских татар ,и что они уже у границ российского государства , а тебе ,мол, отцу нашему и богомольцу, отсиживаться в такое время в новом монастыре в глуши невозможно.Тем более, что монастырь только начался и имел ограду невысокую и слабую.И советовал царь из-за нашествия иноплеменников перейти в Макариев Калязин монастырь, который построен давно, и стены стоят крепкие каменные. Святейший патриарх отвечал:
-Возвести благочестивейшему государю Царю о том, что в Калязин монастырь не пойду. Лучше мне быть в Зачатьевском монастре в Китай-городе на углу, чем в Калязине монастыре. А милостью Божией и царской милостью, есть у меня и без Калязина монастыря крепкие монастыри - Иверский и Крестный.И я, доложив государю, пойду в свои монастыри, а теперь скажи, что я иду в Москву доложить государю о всяких своих нуждах.

А посланец спросил: это святейший патриарх про какой Зачатьевский монастырь изволит говорить, что он лучше Калязина монастыря? А святейший патриарх сказал: тот, что на Варварином крестце,под горой у Зачатия, а на том месте тогда была большая тюрьма под горою. Посол так и сказал: там же большая тюрьма , а не монастырь. Святейший сказал: вот это и есть Зачатьевский монастырь. И тогда посол с благословением и этими словами пошел в путь свой.

Святейший патриарх не замедлил, и сам собрался в путь, и пошел в царствующий город Москву. На Москве же тогда готовились к осаде и строили деревянную ограду по Земляному Валу. Святейший Патриарх немало не медлил, в тот же день пришел в Москву и стал на Иверском подворье. И послал весть к великому государю, что пришел Никон ради некоторых нужд и желает видеть его царские очи, дать мир и благословение  и отойти туда, куда Богом и царским благоволением будет направлен от нашествия иноплеменных.

Царь же тогда как раз держал совет с боярами, и не изволил принять святейшего патриарха, но утром советовался с боярами, чтобы послать думного дьяка Алмаза Иванова и спросить святейшего патриарха, какие это у него некоторые нужды. И чтобы рассказал о них думному дьяку, а тот уже передаст царю и всему совету. И немедленно посланный пошел к патриарху.
Услышав такой необычный ответ, патриарх ответил:
- Я тебе о своих нуждах говорить не буду и благословения через тебя посылать не буду, потому что это благословение совершенное, через изображение креста и возложения руки. С тем ответом думный дьяк и вернулся . И в тот день снова не изволили пустить патриарха к государю.

На третий день снова государь посылает того же человека, говоря, что великий государь благоизволил быть тебе сегодня вечером у него. А патриарх от дня своего отъезда из Воскресенского монастыря ничего не ел уже третий день, потому что с собой еды у него не было. Народ же московский пришествию патриарха очень обрадовался, потому что в тот же день пришло известие, что крымские татары ушли к себе обратно.

Вечером снова пришел посланник от царя, чтобы патриарх  поднялся к государю.
Патриарх по обычаю пошел в верхние палаты, но государь встретил его на переднем крыльце , и так вдвоем они вошли во дворец . Патриарх по обычаю сотворил молитву "Владыко многомилостиве" и прочее, добавил же еще прошение о Царе и Царице и о всем их доме, и воинстве. Сразу после молитвы они сели и немного поговорили друг с другом , спрашивая о здоровье и душевном благосостоянии. Там же были и бояре. Потом они встали и пошли в половину благочестивой царицы и к чадам их, и там пробыли часа четыре. И после того отпустил его благочестивый государь обратно в Воскресенский монастырь и Иверский монастырь - по прошению его. Когда же патриарх готовился к дороге, пришли звать его на царский обед. Патриарх же отказался, сказав, что ему надо рано вставать. Тогда царь прислал ему вместо обеда и на дорогу две тысячи серебряных рублей и повелел взять из монастырья Савина по двадцать человек стрельцов и сотников из-за опасения разбойников на пути в монастырь. И святейший патриарх немедленно вышел из царствующего града Москвы и пришел к себе на стройку в монастырь Воскресенский.

В то же время пришел к нему из Москвы в монастырь иеродиакон Феодосий, который был и служил у Крутицкого митрополита Питирима и много говорил на своего митрополита зла патриарху - называя того и мучителем, и блудником и иное многое рассказывая, и просил святейшего, чтобы жить в Воскресенском монастыре. Патриарх благословил причислить его к братству. Когда же захотел Никон идти  на стройки в Иверский и Крестный монастыри, тогда тут же и монах Феодосий неотступно просил патриарха, чтобы  разрешил и ему идти с собой в эти монастыри. Патриарх, не подозревая лукавого замысла, разрешил ему  быть у него в крестовой службе (то есть быть в его свите ) и есть и пить с келейными старцами.


Пробыли они в Иверском монастыре и галилейской пустыне  не мало времени, и оттуда пошли в Крестный монастырь, и там патриарх прожил чуть не год. И построили великую  церковь каменную во имя Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня. И выкопали большой колодец в каменной скале, а на том колодце поставили каменную церковь во имя Происхождения Честнаго и Животворящего Креста Господня. И стал тот колодец очень полезен на всякую монастырскую нужду давал вдоволь воды чистой и здоровой. И устроен тот колодец только молитвами  и трудами святейшего патриарха, а раньше воды не было ни зимой не летом, потому что в бывшем малом неглубоком колодце зимой вода замерзала, а летом высыхала.


О КОЛОДЦЕ
Итак, святейший очень об этом переживал и молил Господа Бога, чтобы Он дал Свою волю - где копать колодец. И немедленно, ведомый Богом, выбрал место, и стал там великий колодец. После же того и много другого построил в Крестном монастыре. Сам же ловил рыбу в море с братией, и на стройке своими руками трудился с ней, и с трудниками и с земледельцами.
Tags: История
Subscribe

  • Дна нет.

    @Олимпийский комитет России (ОКР) и официальный экипировщик олимпийской команды России ZASPORT провели презентацию экипировки для сборной России на…

  • Как княгиня Дашкова бивала пруссаков.

    "Русские всегда прусских бивали" - говорил незабвенный Александр Васильевич Суворов. Но среди всех многообразных и многочастных способов,…

  • Цыгачесса и кузина Лилибет.

    Мухосранская самозванка решила пропиариться на смерти летального принцовируса Филиппа. И сделала это одновременно и хитрожопо, и предельно тупо. (…

promo ortheos september 18, 2014 10:40 25
Buy for 10 tokens
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments