ortheos (ortheos) wrote,
ortheos
ortheos

Category:

Житие патриарха Никона ч.5

Детство, отрочество, юность
Никон монах
Никон митрополит
Новгородский бунт

Однажды случилось митрополиту по дороге в Москву увидеть с шляха некое место, малоизвестное, и почти необитаемое, под названием "Валдай". Около же него озеро, называемое Валдайское, в длину и ширину то озеро было поприщ на 10 (20 км), на нем было несколько островов,  оно было глубокеое и изобиловало рыбой. И захотелось митрополиту на самом большом острове этого озера устроить монастырь. Что и сбылось, как об этом позже напишу.


Перенесение мощей св.Филиппа Московского
Когда преосвященный Никон был в Москве, то благочестивый царь, посоветовавшись со святейшим патриархом Иосифом и освященным собором, послал митрополита Никона в Соловецкий монастырь, взять оттуда в Москву святые мощи святого и блаженного Филиппа  митрополита московского и всея России, и с ним послали боярина и дьяка (министра), и честных дворян, некоторые же сами по своему обету пошли в Соловецкий монастырь помолиться. Когда же дошли они до моря Океана и начали плыть по нему, напали на них сильные ветры, и сделалось великое волнение, и ни одной ладьи в целости не осталось, но все разбились. А ладья, в которой плыл дьяк (министр) с прочими государевыми людьми, пропала без вести. Кроме же этой ладьи в прочих разбитых кораблекрушением кораблях все люди от потопления благодатью Божией спаслись. После кораблекрушения и великого страха преосвященный митрополит не убоялся, но немедленно сел на другие суда и опять в путь отправился, и на этот раз благополучно в соловецкий монастырь прибыл. Там он мощи святителя Христова Филиппа митрополита взял и немедля обратно через море благополучно перешел.

Когда же он шел к царствующему граду Москве с этими святыми мощами. По пути в городах и селах благоверные люди достодолжное поклонение воздавали им, с честными крестами и со святыми иконами их встречали. От мощей благодатью Божией и по молитвам святителя Филиппа многие приходившие с верой страдающие недугами получали исцеление. И еще не дойдя до столицы, узнали, что святейший патриарх от этой жизни преставился.

Когда же достигли окрестностей царствуюшего града, благочестивый царь со всем освященным собором и с честными крестами и святыми иконами и благочинным собранием встречали его. С ним же был Варлаам митрополит Ростовский и Ярославский. Его царь весьма пытался отговорить от такого путешествия из-за его престарелости, но тот не слушал, и пламенно желая видеть святые моши святителя Филиппа, пришел на встречу. Уже расстояние до приближающихся мощей было с бросок камня, как преосвященный Варлаам митрополит сел в свои кресла и взглянув на святые мощи, отошел из сей жизни.

Старца митрополита благоговейно опрятали , а царь с освященным собором и со всем царским синклитом , и с бесчисленным множеством народа встретили мощи великого святителя Филиппа и от великой радости воздали благодарение Богу , которые благоволил увидеть им угодника Своего мощи. Получив у преосвященного митрополита Никона благословение, все вместе пошли в царствующий град, войдя в который, поставили мощи посредине соборной церкви Успения Пресвятой Богородицы . Там они стояли три дня и три ночи. В те три суток народ сбегался на прикосновение и целование святых мощей. И благодатью Божией много исцелений в скорбях и болезней было, особенно же много  беснующихся было, над которыми читали запретительные молитвы против злых духов и митрополит Никон руки возлагал - и исцеляли.

После принесения мощей святительских благочестивый царь к митрополиту Никону, благодаря его за такой великий труд, еще сильнее прежнего начал являть милость и любовь и благоволил пожаловать множество дорогих священных и внешних одежд и подарил дому Софии Премудрости Божией несколько сел и деревень навечно, и весь клирос митрополита Никона одарил.

О ПОСТАВЛЕНИИ НА ПАТРИАРШИЙ ПРЕСТОЛ.
Царь, видя, что в то время никого подобного Никону разумом и стоянием за благочестие не было, то, посоветовавшись со всем освященным собором, хотя митрополит и не хотел и отрекался за разными видами, повелел ему принять патриарший престол. И поставлен был в лето от Адама 7160 , месяца июля в 25 день.

Сразу по получении патриаршества, помня свое обещание и намерение, начал Никон просить у государя милости о Валдайском озере, чтобы там устроить монастырь во имя Пресвятой Богородицы о Ее иконе Иверской. Благочестивый государь немедленно все, что тот просит, ему пожаловал и своей грамотой и золотой печатью вечно утвердил.
Получив просимое, патриарх свое желание немедленно начинает приводить в исполнение. И немедленно на то место для устроения обители посылает особого старца строителя, и с ним сына боярского от своего патриаршьего дома с мастеровыми людьми и материалами для строительства, дал и золота и серебра, и всякой церковной утвари, и святых книг довольно.
Они дошли до намеченного места и прилежно стали исполнять дело. Одни рубили лес. Другии строили кельи, третьи строили ограду обители, немедленно же заложили церковь и совершили.

Спустя немного времени, услышав о совершенном устроении обители, святейший патриарх и сам пришел туда и принес с собой в серебряном позолоченном ковчеге мощи четырех святителей от каждых мощей по части - Петра, Алексия, Ионы и Филиппа Московских и всея России чудотворцев. И еще прежде своего прихода повелел митрополиту Новгородскому Макарию в эту обитель перенести мощи святого праведного Иакова Боровицкого чудотворца.

Во время пребывания патриарха в сей новоустроенной обители, возвестили ему местные жители, что видели ночью наж этой обителью четыре огненных столба, а некоторые видели только один над церковью.

Прожив малое время в новоустроенной обители и устроив все нужное, вернулся в царствующий град и немедленно послал в святую Афонскую гору сделать список с чудотворного образа Пресвятой Богородицы Иверского, и после снятия точной копии принесли его в царствующий град Москву. Святейший же патриарх очень обрадовался, что благоволил ему Бог увидеть Его и Его Матери чудотворную икону.

Святейший патриарх Никон полученную святую и чудотворнуб Иверскую икону Пречистой Богородицы всю украсил подлинным золотом и драгоценными камнями, что стоило ему в сорок четыре тысячи рублей, но это было ничто против благодати, осеняющей сей образ, потому что сокровище благодати бесценно. И еще услышал святейший патриарх, что близ славного града Орша есть очень большая Лавра , которая есть начало общежительного монашества всей Белой России и Литвы,  во имя Богоявления Господня, и что построил ее боголюбивый инок Иоиль , который и был игуменом той обители, и не только ее одну, но и иные многие своими трудами и потом воздвиг и множество иночествующих собрал, и всех содержал под своим пастырским попечением и благочестие во всей Белой России утверждал, и удерживал паству во время гонения от развращения в униатство, поскольку начиная от Киева невозможно там было жить архиерею из-за гонения и насилия противников Божиих. И слышав о них, о игумене с братией , святейший патриарх Никон, что пребывают в великой тесноте и гонении, молил благочестивейшего государя, царя Алексея Михайловича, как самодержца всей Великой, Малой и Белой России, жа повелит перевести упомянутого игумена из его обители Кутенской в  лавру Иверскую, и великий Государь изволил, и немедленно игумен Иоиль с радостью повиновался воле их, но не доехал до желаемого места и скончался на пути в Болдине. Но однакоже, заповедал братии о своих костях, чтобы их принесли с собой в Иверский монастырь. "Я" - сказал - "послушание к пастырю и по смерти сохраню. Братья же избрала вместо него в игумены наместника Дионисия, и по приезде их в стольный град, благословил их святейший патриарх и послал в Иверский монастырь.

О ВТОРОМ ПОСЕЩЕНИИ ИВЕРСКОГО МОНАСТЫРЯ
Получил весть святейший патриарх, что закончена каменная церковь и трапеза каменная и отлит великий колокол в 1000 пудов , а второй по нем 180 пудов, всегод же с великим 13 колоколов было. И пошел патриарх второй раз посетить Иверскую обитель , взяв с собою икону Пречистыя Богородицы Иверския, и повелевает митрополиту Новгородскому Макарию и Крутицкому Питириму и Тверскому архиепископу Лаврентию, вместе с архимандритом и игуменом идти прежде себя. А вяжскому архимандриту Евфимию, чтобы из Старых Рус игумен Феодосий взяд мощи святого праведного Иакова Боровицкого. Они же пошли и взяли мощи, отпев по уставу всенощное бдение и совершив литургию, принесли в Иверский монастырь. Не дошли они 20 поприщ до него (40 км), как встретил их там Макарий митрополит Новгородский и так почтив святые мощи, донес до обители Иверской. И внесли во святую церковь и поставили посреди нее , ожидая пришествия Святейшего Патриарха. И после трех или четырех часов после прохождения мощей в седе Едрове, где встречал их митрополит Макарий, там и патриарх остановился, и пели часы по уставу. В седьмой же час дня пришла туда некая женщина с дочерью девицей по имени Мария, и рассказала, что дочь ее шесть лет страдала полной слепотой и внезапно прозрела, когда мимо проносили мощи святого чудотворца Иакова Боровицкого. Патриарх спросил девочку, как она сама расскажет, она же подтвердила , что все правда. Тогда патриарх стал показывать ей на мантии источники, она же называла цвет их - то белый, то красный, как оно было. Об этом чуде все тогда прославили Бога, творящего такие чудеса своими святыми.

Пришел же святейший патриарх в обитель Пресвятой Богородицы Иверской и принес с собой честную и святую икону Одигитрию и поставил в новой каменной церкви и благодарил Бога со слезами, и целовал святые иконы. Внесли вышеупомянутый ковчег с мощами святых отцов всей России Петра, Алексия, Ионы, Филиппа Московских, и прочих многих святых, и положили на аналогии, и так открывше ковчег, целовали те святые мощи, также и Иакова Боровицкого, затем дали мир братии, и внесли в церковь серебряную раку, и поставили в приготовленном месте. И тогда патриарх повелел архимандриту со всем освященным собором сотворить прилежное моление о благоверном государе царе и великом князе Алексии Михайловиче, и о благоверной Царице и великой княгине Марии Ильиничне, и благоверном царевиче и великом князе Алексее Алексеевиче, и благоверных царевных, и великих княжнах, и о всех боярах, и о христолюбивом воинстве, и о всех православных христианах, и о победе на супостатов. Это же моление было со звоном в новые колокола.
После молебна патриарх вышел, походил по обители и осмотрев везде постройки, и виде святоизбранное место, сказал : "Господи Иисусе Христе, если Твоей святой благости угодно, поселюсь здесь".

Утрудився же от пути, пошел в приготовленные для него кельи. Потом же святейший патриарх сам своими руками соборную церковь освятил и моши праведного Иакова Боровицкаго в серебряную раку переложил вместе с освященным собором. На освящении и переложении мощей были с патриархом митрополит Новгородский Макарий, Крутицкий Питирим, Тверской архиепископ Лаврентий, и архимандритов игуменов и священников множество. И так всем собором святую церковь каменную освятили, благословили архимандрита святой обители и братию, и дали им довольно милостыни. И пошел патриарх НИкон в Москву, а по преставлении бывшего тогда архимандрита Дионисия посвящен был на его место той же обители наместник Филофей, который с Божией помощью закончил недокончанное святейшим патриархом по его указу. И все устроилось во славу Богу и Его Пречистой Матери и святым Божиим угодникам, что и доныне видим в славе и красоте и всем притекающим на спасение и исцеление, потому что там неоскудный источник, который источает чудеса всем с верою приходящим. Об этом Иверском монастыре и чудесах, происходивших там , подробнее можно прочитать в книге "Рай мысленный". Мы же только вкратце сказали, чтобы не удлинять рассказ.




Tags: История
Subscribe

promo ortheos september 18, 2014 10:40 27
Buy for 10 tokens
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments