ortheos (ortheos) wrote,
ortheos
ortheos

Category:

Житие патриарха Никона ч.3

Детство, отрочество, юность
Никон монах


Никон митрополит

Случилось ему ради нужд обители пойти самому в царствуюший город Москву во дни благочестно царствуюшего  Государя Алексея Михайловича. Добравшись до города и занимаясь делами обители, случилось ему повстречаться с самодержцем, и увидел тот , что сей игумен искусен и благонравен во всем.
И в царство благочестивого государя Алексея Михайловича, когда патриарший престол занимал святейший патриарх Иосиф, был посвящен патриархом игумен Никон архимандритом в Спасский монастырь, что на Новом. В котором и начал жить, прилагая труды к трудам и всячески тот монастырь устрояя. И ради этого был в великой милости у самодержца, который постоянно желал наслаждаться от него богодухновенной беседой . И повелел государь архимандриту Никону каждую пятницу приезжать в верхнюю палату к заутрени. Тот же по повелению царскому каждую пятницу приезжал к великому государю и многих обидимых вдов и сирот заступал от насилия. Благочестивый царь, видя его заботу о правде и попечение об убогих, повелел ему принимать челобитные от обидимых и приносить к царю, ибо сей государь был очень тщателен в том, что касалось праведного суда.


Когда
жители столицы узнали об этом, то многие стали к нему стекаться - одни в Спасову обитель, другие же ждали его на дорогах в пятницу, и подавали челобитные , и просили заступления. Он же был готов защищать всех обижаемых , особенно же помогать скорбным, вдовам и сиротам беззаступным. И с попечением все челобитные вручал Великому Государю и о всех прилежное моление и заступление совершал. Великий Государь сам, не выходя из церкви после утрени, все те челобитные выслушивал и милостивый свой царский указ на всех них подписывать велел, и ему же - архимандриту Никону те челобитные своей рукой и вручал. И так тот благотворитель и в заступлении своем милость всем показывая, прожил в Спасовой обители три года.
Митрополит Великого Новгорода Аффоний был муж свят, однако уже в глубокой старости, часто впадал в беспамятство и сильно ослабел , и сам просил, чтобы его от престола освободили, о чем просил благочестивейшего самодержца и святейшего патриарха, чтобы по старости ему на покое быть. Тогда за добродетельное житие и известность в правосудии и заступлении немощных был поставлен вместо Аффония патриархом Иосифом архимандрит Никон.



И когда преосвященный Никон пришел в Новгород, и сразу пошел
навестить живущего в Спасовом Хутынском монастыре митрополита Аффония, то преосвященный Никон просил у бывшего митрополита благословения, а Аффоний напротив, просил благословения у митрополита Никона, и так долгое время друг с другом спорили. Один говорит "ты меня благослови", а тот ему отвечает "нет, это ты меня благослови". Тогда наконец сказал ему митрополит Аффоний: Ну, раз так не хочешь - тогда благослови меня, патриарх Никон. Никон же отвечал: нет, отче святый, я грешный - митрополит, какой я патриарх. Аффоний сказал : не спорь со стариком, благослови меня, патриарх Никон. Никон же уже не мог отказываться и благословил Аффония, а Аффоний - Никона. и так сели оба и говорили друг с другом в душеполезной беседе.

Став митрополитом Новгородским, Никон не только не изменил своего монашеского правила, но и добавил к нему изобильные дела милосердия. Больше всего же заботился о праведном суде , самолично решая дела в присутствии соперников .  И милостыни много творил, особенно, когда посетил Господь ту страну голодом. В то время он в архиерейском поместье выделил большую палату, называвшуюся Погребной , и в ней приказал кормить приходящих нищих, сколько бы их не было. И каждый день приходило когда сто человек, когда двести, а иногда и по триста и больше. Странноприимником же и кормителем нищих был поставлен от Никона муж святой по имени Василий Босой. Он и зимой и летом ходил босой, а при святом крещении было ему дано имя Вавила. И этот муж имел следующий обычай: когда по повелению преосвященного митрополита Никона, посадит за трапезу всех нищих, тогда ходит и смотрит - у кого на шее креста нет. Если у кого не было, то тут же дарил ему, и всем завещал, чтобы постоянно Крест Христов , честное знамение нашего спасения носить на шее, на Него очи мысленные и телесные простирать и вспоминать Христовы страдания за нас, Его превеликую и всесовершенную милость помнить ,что за нас Христос пострадал и кровь Свою на Кресте пролил. А нам к Нему всем сердцем и мыслями постоянно взирать и несомненно на Него надеяться. Этим же крестом и диавола прогонять.

Каждое воскресенье из казны митрополичьей подавалась милостыня по приказу Никона денежная. Старикам по две деньги (полкопейки), среднего возраста людям по одной, младенцем по полденьги. И каждое утро приходившим давалось ко куску хлеба в две литры весом ( полкилограмма). Эта милостыня была домовая (от дома архиерея). От своей же келейной казны Никон клал каждый денб по одному-два рубля на разделение в милостыню, и бедным из своих рук давал  по гривне и по полтине и даже больше, смотря по нужде. Еще же преосвященный митрополит в Великом Новгороде с нуля построил четыре богадельни для убогих сирот и испросил ежегодное содержание им от Великого Государя.

И сам в свои и в прочие старые богадельни и темницы с милостыней ходил. В темницах же расспрашивал сидящих о вине и исследовал, потому что был у него приказ от великого государя, смотря по степени тяжести вины и по раскаянию - из темницы освобождать, а больше всгое тех немощных, кто был неправедно держим в узах от рук сильных и властных. И весьма заботился о правдотворении и над самыми тогда властями городскими по указу Великого Государя надзирал и увещевал,, чтобы никому обид и излищних налогов и разорения не делали.

Слыша обо всем этом государь сильно радовался, что во дни его царствия дал ему Бог из духовного чина такого человека, который всякого блага желатель и действительно неусыпающий пастырь душам христианским. И часто присылал к нему свои письма, и постоянно хотел видеть митрополита в царствующем граде и наслаждаться с ним беседой. Но этого из-за врученного Никону стада Божия и смотрения за городскими делами не могло быть. Но однако каждую зиму он приезжал в Москву из Великого Новгорода и о всяких нуждах государю докладывал. Великий государь все исполнл по его прошению, потому что был преосвященный митрополит от божественного Писания большой сказатель, весьма украшен памятью , рассудительностью и добропорядочным поведением, подробно давал ответ на всякий вопрос и с примерами от Священного Писания и с притчей, и с рассуждением. Сам голос его был приятен, как труба и слушающим увеселителен, и вид его был словно вид ангела, а не человека. Но для непокоряющихся Богу и Святой Церкви он был страшен, и от премудрости в словах его никто не мог против него стать, коротко сказать, в те времена не только равного, но и подобного ему архиерея не обреталось.

Имел же преосвященный митрополит такой обычай. Каждый раз, когда служили святую литургию, а особвенно в дни воскресные и праздничные, он проповедовал к народу слово Божие и словно огнем разжигал сердца слышавших от него Слово Божие и каждый ум возносил к Богу .  И ради его поучения много народу собиралось и от дальних приходов в соборную церковь стекались к Литургии и с жадностью слушали его поучения, потому что оно давало всем сердечную любовь к Богу, умиление и всем раздавало слезы и радость.

Преосвященный митрополит Никон первый завел в соборной церкви Греческое и Киевское пение. И о украшении церковном и церковников во благочинном одеянии и довольном содержании заботился, и о том, чтобы клирикам от людей быть почитаемыми, а не презираемыми, и особенно заботился о пении, подбирал на клирос предивных певчих, выбирал
напевы и гласы , и предпочитал пение одушевленное больше бездушного органа. И такого пения, как у митрополита Никона, ни у кого никогда не бывало.

Видя это, благочестивый царь хвалил его, что житие его свято, заповеди Божии исполнять старается, во всем же добром совершен муж сей и только его слово праведно, а не двоедушно, и достойно всякой чести. И от того времени на еще большую любовь к нему подвигался и все просимое им исполнял.



Благочестивый самодержец и большой ревнитель благочестия обратил внимание, что в церквях не по древнему святой церкви уставу совершается Богослужение, а совершаются службы в какой попало час. К тому же совершают одновременно: один читает с начала полунощницу с кафизмой, а другой в это время читает "верую" и тропари, и до конца полунощницы,и так в два голоса читают, один другого обгоняя. Кого слушать? И кому внимать? К тому же из-за старания побыстрее прочитать и в двоегласии один другого услышит, и тот мысль ему перебьет, так один прочтет шестопсалмие, а другой читает кафизмы и собьется на шестопсалмие. И на часах - один псалмы читает, другой слава и ныне - тропари. Один одно, другой другое.
Благочестивый государь обо всем этом очень скорбел, думая - как может быть Богу угодно то, что непонятно даже человеку, что без всякого внимания читают , и из богослужения устраивают соревнование на скорость чтения, а силу и  смысл читаемых слов презирают. Об этом он совещался с отцом своим духовным, соборной церкви Благовещения Пресвятой Богородицы , что у него Великого Государя на сенях  протопопом Стефаном Вонифатьевым. И начали они думать об установлении во всех церквях единогласного и наречного (протяжного) пения,  и в этом богоначинаемом деле был великим помощником и поборником преосвященный митрополит Никон. А святейший Иосиф патриарх Московский по обыкновению тому доброму намерению творил прекословие и никак хотел это закореневшее неблагочиние переменить на благочиние. Потому и благочестивый государь царь, когда преосвященный митрополит Новгородский жил в Москве, всегда звал к себе на верх к службе Божией во дни праздничные, и повелевал совершать священнодействие.
Tags: История
Subscribe

  • Сумасшедшие с миллиардными бюджетами.

    Наше время отличается от остальных тем, что миллиардное государственное финансирование, которого не хватает на образование, здравоохранение и пенсии,…

  • Буддизм как учение сатаны.

    Из завещания Гунавармана (одного из проповедников буддизма в Китае) "Нужно правильно знать пути созерцания; Их можно назвать, но нельзя…

  • Имена

    Фотобатоло Фотоешэ Бимолоча Шилимотоло У китайских буддийских миссионеров даже имена такие, что ни в жизнь не подумаешь, что это китайское. А…

promo ortheos сентябрь 18, 2014 10:40 25
Buy for 10 tokens
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments