?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

В последнее время на глаза стали все больше попадаться иконы в "японо-китайской" манере - сюжет христианский , а техника исполнения и каноны - дальневосточные.

Собственно , это вызвало некие праздные размышления. (Все нижеследующее действительно праздное размышление, не претендующее на незыблемый авторитет) .

При том, что содержание иконописи и японской живописи , приемы и цели различны, есть некая логическая связь между ними. Прежде всего это принципиальный принцип -  И иконописец, и древнекитайский пейзажист, и японский  мастер якуся-э одинаково убегают от  фотореализма, характерного для западной школы живописи. Настолько, что последние два часто принципиально рисовали выдуманные, несуществующие пейзажи и выдуманных актеров. Можно сказать, что Андрей Рублев , Утагава и Андо Хиросигэ двигались в противоположном от Рембрандта или Рафаэля направлении.



Казалось бы, что надо ожидать, что они будут очень близки друг другу-  ведь если два человека идут строго в противоположную сторону от третьего, то они неминуемо будут идти в одну сторону.

Однако, это не так. Они  принципиально противоположны, но совсем в другом плане. Причем эта противоположность ожидаемо проистекает из религиозного различия.

И преподобный Андрей и Андо Хиросигэ одинаково ищут вечность. Они  не ищут игры светотени и выпячивания мяс.

Но для преподобного Андрея вечность - в человеке. Который есть отражение, образ Вечного. В иконописи пейзаж носит некие отблески вечности, но он глубоко вторичен и схематичен.




Для Андо Хиросигэ вечность - в природе. В пейзаже. Потому что пейзаж слит с вечным буддой Вайрочаной/Амидой. У него  наоборот, пейзаж незыблем . Люди - тени, пыль, проносимая ветром по этому пейзажу.




Причем это отношение распространяется, как ни странно, даже на портретистов - и даже на собственно буддийских идолов. У них нет индивидуальности. Это схемы. Налет на лице вечности. На знаменитых  махаянских мандалах с пятью буддами  - это не пять личностей, причастившихся вечности. Это пять клонов, пять пузырей плоти, отличающихся друг от друга цветом кожи.



Причем вечность содержится вовсе не в  буддах, ("Нет будды - сказал патриарх Ма") поэтому они традиционно вообще заменяются ... схемой,




Как ни странно, и то и другое отношение закрепляется строгим послушанием и православных иконописцев и японских живописцев канонам. Причем и желание-то одно и то же. Через следование канонам присоединить картину к вечности. Вот только беда, что эти каноны имеют строгую религиозную аттрибуцию.

Поэтому, когда пытаются писать православные иконы по дальневосточным канонам , происходит неизбежное

1) выпячивание интерьера/пейзажа
2)  схематизация , растворение в ничто , в пустоте, -  изображаемых лиц.



Смотрите, как чудесно, как любовно передано окружение пастухов и как схематичны, бессодержательны личности. Настолько,, что после пятиминутного созерцания сей иконы возникает стойкое ощущение, что на ней .... никого нет. Что есть только снег и деревья. А мальчики и ангел - это некий эфемерный элемент.



Здесь еще интереснее. Да. И Спаситель, и Марфа , и Мария  - это один и тот же клонированный на трое человек. Только в одном случае ему прикрепили усы и бородку. ( Да - и отличаются друг от друга, как Амида от Майтрейи - цветом).

. Бесцветные, блеклые изображения людей - горсток праха перед вечностью.

Зато хватает за душу интерьер.


Это не порок художника. Это особенность китайских (и японских) художественных канонов.

ИМХО - бездумно пытаться создать синэргию православного содержания с художественными канонами буддийского происхождения - чревато совершенно непредсказуемыми последствиями ( начиная от повального впадания во вполне буддийский медитативный транс перед такой иконой и заканчивая иконоборчеством) . Потребуется человек , укорененный в дальневосточной культуре по рождению, и с талантом и святостью Иоанна Дамаскина или Андрея Рублева, чтобы соединить воедино пока противоборствующие концепции. Если такое вообще возможно.

promo nemihail 17:00, вчера 87
Buy for 20 tokens
Вот такие угрозы доходят до меня: "Требуем удаления публикаций, если на данное сообщение не будет ответа с вашей стороны, мы будем вынуждены работать через судебные решения". Допускаю, что это только начало, поскольку есть и те, кого вывозили в лес. У лжеца должна быть хорошая…

Comments

( 7 comments — Leave a comment )
vladcity
Sep. 18th, 2014 09:08 pm (UTC)
хе-хе )
Интересные! никогда не видел у нас таких икон. Надо будет заказать знакомым, кто за кордон мотается ))
anshel_nally
Sep. 19th, 2014 12:10 am (UTC)
"...ведь если два человека идут строго в противоположную сторону от третьего, то они неминуемо будут идти в одну сторону."
Но ведь уходя от третьего они могут двигаться и в противоположные стороны...
itimo
Sep. 19th, 2014 02:08 am (UTC)
меня тоже смущают стилизации.
Здесь в Таиланде у католиков есть целая церковь в буддистском стиле - думали будет миссионерский эффект, а нифига, не прижилось.
У нас была тоже "икона" такая, но от нее жуткое ощущение. Спрятали.

Ошибка здесь в следующем: горе-иконописец думает, что он делает православную икону с НАЦИОНАЛЬНЫМ колоритом, то колорит-то носит вполне религиозный характер.

И обратное верно: русская или греческая икона - это не узко-национальное явление, а это вселенское явление, универсальное. Поэтому стилизация - это экуменизм чистой воды, стирание канонов.
apovorotnev
Sep. 19th, 2014 08:11 am (UTC)
Необычно! Спасибо.
kosenko_danila
Sep. 19th, 2014 09:03 am (UTC)
(с)Честертон. "Молот Господень"
— Я знал человека, — сказал он, — который сперва молился со всеми у алтаря, а потом стал подниматься все выше и молиться в одиночку — в уголках, галереях, на колокольне или у шпиля. Мир вращался, как колесо, а он стоял над миром: у него закружилась голова, и он возомнил себя Богом. Хороший он был человек, но впал в большой грех.

Уилфрид глядел в сторону, но его худые руки, вцепившиеся в парапет, стали иссиня-белыми.

— Он решил, что ему дано судить мир и карать грешников. Если б он стоял внизу, на коленях, рядом с другими — ему бы это и в голову не пришло. Но он глядел сверху — и люди казались ему насекомыми. Ползало там одно ярко-зеленое, особенно мерзкое и назойливое, да к тому же и ядовитое.
ortheos
Sep. 19th, 2014 10:24 am (UTC)
Re: (с)Честертон. "Молот Господень"
Ну, у буддистов если такое и есть, то очень и очень скрытно. Разумеется, с культом "я есть будда, я есть бесконечность" к этому все и приводит, но по крайней мере начинающие буддисты себя причисляют к таким насекомым вместе со всеми ))

kosenko_danila
Sep. 19th, 2014 10:34 am (UTC)
Re: (с)Честертон. "Молот Господень"
>Люди - тени, пыль, проносимая ветром по этому пейзажу

А в отрывке Честертона, люди - муравьи, с точки зрения возгордившегося человека.

Нет ли тут связи? :)
( 7 comments — Leave a comment )

Profile

ortheos
ortheos

Latest Month

November 2019
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow