ortheos (ortheos) wrote,
ortheos
ortheos

Categories:

Каноны и католики.

С каноном Священного Писания связаны две трудности. Первая - это непонятки с неканоническими книгами Ветхого Завета. Что есть канонические , а есть неканонические книги - знают все более менее интересующиеся своим мировоззрением христиане. Но вот как к этому относиться - непонятно. Одни считают, что неканонически книги - это "ненастоящие" книги Библии. Другие просто игнорируют их различие и одинаково почитают и те и другие. Вторая трудность еще более непонятная, но она глубоко связана с первой. Это моя любимая трудность, потому что она регулярно ставит в тупик протестантов. Заключается она в том, что в Ветхом Завете "Дух Святый не у прииде". А Новый Завет - это время Его пришествия и излияния Его особых даров. А трудность в том, что в Ветхом Завете книги Священного Писания регулярно составлялись на протяжении почти 1300 лет. Начиная от Моисея и оканчивая Маккавеями. И тут происходит Пятидесятница, излияние необыкновенных даров. И ... тишина. Как написано Евангелие от Иоанна в конце I века - так уже 2000 лет прошло - и ничего. Это так же странно, как если бы в пустыне под палящим солнцем и самумом росло множество цветов, а после дождя, удобрения и засеивания земли - за 2000 лет не взошло ни одного кустика.

Разгадка этого кроется в том, что наше подсознательное понимание канона , как закона, а списка канонических книг, как "индекса разрешенных книг", как разграничения между богодухновенными и человеческими книгами происходит от вывихнутого католического образа мышления, которое человеческую логику ставит над Божественной истиной. Хотя большинство из нас не воспитывали католики, но мы получили эту болезнь через школу - через рационализм "научного мировоззрения". Именно поэтому протестанты и католики хромают, хотя и на разные колени, а вместе с ними хромаем и мы.

Католики неканонические книги почитают второканоническими, то есть хотя и не включенными в канон, однако каноническими, то есть совершенно идентичными каноническим книгам Писания, а протестанты их совершенно отвергают.

Православное же - подлинное - понимание заключается в самом слове "канон". Наверняка все знают, что канон изначально - это строительный отвес. Которым проверяется, насколько вертикально установлен тот или иной элемент конструкции. В Церкви "стоять прямо" или вертикально - это именование правильного , должного мировоззрения. "Стойте и держите предания, имже научистеся словом или посланием нашим" - говорит апостол Павел. "ПрОсти" - "Выпрямитесь" - слышим мы за каждым Богослужением в Церкви.

Когда Церковь говорит о той или иной книге, как о канонической, Она не утверждает, что другие книги (неканонические) небогодухновенны. Но и не приравнивает канонические и неканонические книги. Канон Священного Писания - это особые книги, которыми проверяется "на вертикальность", на соответствие истине мировоззрение. Неканонические книги (и части книг) - это книги, которые или посвящены очень частным моментам (как книга Иудифи) , или имеют отношения к очень небольшому количеству людей и обстоятельств (как книга Товита) , или полнее и яснее раскрывают какую-то тему, канонически описанную в другой книге ( Премудрости Соломона, книга пророка Варуха) или настолько специфична, что она не может использоваться как канон, как , например, арка не может использоваться в качестве отвеса (как третья книга Ездры) . Например, споры вокруг Апокалипсиса в первые века христианства - входит ли эта книга в канон Нового Завета - были вызваны не сомнениями в ее богодухновенности и истинности, а как раз его специфичностью и применимости в качестве канона. Ересь хилиазма (распространенная до сих пор) показала - что применима.

Именно с этим же связана загадка библейской тишины в 2000 лет христианства. Разгадка в том, что тишины нет. После сошествия Святого Духа мир кипит книгами Священного Писания. Неканонических книг Священного Писания Нового Завета написано сотни тысяч. Когда мы читаем авву Дорофея, беседы Иоанна Златоуста или Добротолюбие, мы читаем неканонические книги Священного Писания. Они не менее богодухновенны , чем послания апостола Павла, потому что нет и не может быть никакого харизмометра, которым можно измерить степень богодухновенности. Она или есть, или ее нет. ( Да и как может быть по другому, если мы знаем из видения св.Прокла, что толкования св.Иоанна Златоуста на послания апостола Павла были чуть не продиктованы тому таинственно самим апостолом Павлом). А 27 канонических книг Нового Завета - это "канон". Это особые книги, которые есть мера и правило для безбрежного моря слов Духа.
Tags: Совсем обнаглел, Специальная метка, тонкое дело
Subscribe
promo ortheos september 18, 2014 10:40 25
Buy for 10 tokens
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 12 comments