?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Тайна Полишинеля.

Беседовали в личке с одним из читателей блога. Собеседник вскользь затронул тему странностей католического отношения к Пасхе.
И вот что пришло в голову.

На лекциях по сравнительному богословию , когда рассказывают о католических особенностях, они выглядят как некоторые пусть специфические , но все же не столь серьезные по сравнению с догматическими нарушениями вещи - опресноки, календарь, в  результате которого католическая пасха бывает раньше или совпадает с иудейской,  тотальное  безбрачие духовенства, употребление музыкальных инструментов на богослужениях. Странности в сотериологии ( Дева Мария объявлена соискупительницей, папа - главой Церкви, который раздает заслуги святых ). Все это представляется на первый взгляд несколько разрозненным.  Но именно необычное отношение католиков к Пасхе собирает эти кусочки мозаики во едино.

Традиционно в нашей богословской науке принято упрекать древних борцов с католицизмом ( начиная с патриарха Фотия, который боролся с ним еще тогда, когда его как будто не было)  в мелочности и обрядоверии. Вместо того, чтобы метать громы и молнии за филиокве , наши святые вдруг ни с того ни с сего взъелись на опресноки и посты в субботу.

А ведь проблема как ни странно - в опресноках.
--------------
Почему Литургия служится на квасных хлебах?
Потому что по толкованию древнейших отцов (начиная как минимум с Златоуста) закваска есть символ и исповедание Духа Жизни, обитавшего в плоти Христа. Это исповедание того, что испеченый на Кресте Агнец неотступно имел в Себе Жизнь даже во гробе.
А опреснок - это исповедание того, что Христос - мертв. В хлебе нет закваски, в теле Христа нет жизни.
---------
У нас патриарх - не глава Церкви, потому что это место уже занято. Христос жив и с нами до скончания века.
У католиков - папа глава Церкви, потому что это место свободно. А свободно оно - потому, что ... для них Христос мертв.
--------
На распятии православных Христос стоит на Кресте. Он жив.
На католическом распятии Христос висит на Кресте. Он мертв.
--------
На православном богослужении музыкальные инструменты не используются. Потому что вы не разговариваете с находящимся в комнате отцом при помощи фортепиано или гитары.
В католическом богослужении играют музыкальные инструменты. Потому что для них Христос мертв и по Нему играют траурный марш.
--------
В Церкви нет догмата о соискупительстве Девы Марии. Это бессмысленно. Жив Христос Искупитель, зачем иной?
У католиков Дева Мария - Соискупительница. Потому что Христос мертв.
-------
Церковь не постилась в субботу, потому что суббота для нас - это праздник.  Христос не трупом валяется во гробе, а жив и во гробе плотски, во аде же с душею яко Бог, в раи же с разбойником.
Католики постились в субботу, потому что Христос для них мертв. Это скорбь о мертвеце во гробе.
-------
Православные чрезвычайно важным считали , что пасха иудейская должна быть раньше Пасхи. Потому что пасха иудейская - это праздник смерти Христа. Наша Пасха - это Пасха исповедания Его живым. Нельзя праздновать Его воскресение до смерти.
Католики, взяв новый календарь, безразлично празднуют свою пасху и до иудейской, и во время оной. Потому что Христос для них мертв. И нет никакой разницы. когда отмечать этот день.
-------
Православное богослужение в Страстную Седмицу отличается простотой. тишиной, безмолвием и неяркостью. Зато Пасха празднуется максимально торжественно. Потому что воспоминание о Страстной - это лишь воспоминание о пережитых Страстях, а главное - что несмотря на это Христос жив.
Католическое богослужение отличается чрезвычайной красочностью и пышностью в отношении Страстной недели. Пасха же празднуется настолько блекло и невыразительно, что многие искренне считают, что в католицизме главный праздник - Рождество. Католицизм весь - в эмоциональном переживании страстей и смерти Христа.
-------

UPD sharu79 обратил внимание на коренное культурное различие в отношении к кладбищам. Православное кладбище - это склад. Причем часто без всяких опознавательных знаков. Дата на кресте, как инвентарный номер. Родственники по возможности следят за чистотой, чтобы банально найти ее на следующий год. Все.   Апофеоз православного кладбища - афонские оссуарии, в которых рядами смиренно лежат черепа отцов и братьев , хранимаые с благоговением , но без всякого пафоса.  Католическое кладбище - это гордый и величественный город склепов, изукрашенный усилиями лучших художников и дорогими материалами. Нет, конечно, есть и катакомбы в Палермо с аналогичным отношением, есть и на православных кладбищах мраморная лепнина. Но мэйнстрим, вектор именно таков.

Неизбежный логический вывод - главное отличие католической догматики от православной состоит вовсе не в Филиокве. Есть основания полагать, что подлинное учение католицизма - что Христос умер навсегда. И не воскрес. Да, в катехизисе и догматических сочинениях написано по-другому. Это может свидетельствать о существовании эзотерического разрыва. официальное вероучение - одно, подлинное - совсем другое. Вполне возможно, при рукоположении в высшие степени иерархии католическим батюшкам "раскрывают глаза" на все эти несообразности и странности изобильно рассыпанные во всех областях католического вероучения. Отсюда поразительное безразличие католической иерархии к собственной догматике (выразившееся . например, в эпическом соборном письме южноамериканского епископата о единстве христианства и буддизма), отсюда стремление к светской славе и могуществу, отсюда фанатическая преданность и исключительная вера в папу.Отсюда "космическая сотериология" с проповедью и крещением инопланетян, Отсюда безразличное отношение к самому таинству Евхаристии , выражающееся в отмене всякой подготовки к нему." Если Христос не воскрес , всуе и вера наша." Вот она и всуе.

Думаю, можно пойти и глубже. Из истории Церкви мы знаем, что  на Афоне католиков всегда крестили заново (не знаю, насколько эта традиция сохраняется до сих пор). Как язычников. Такая же традиция была у нас долгое время после собора 1620 года. Я - не против  нынешней практики принятия через миропомазание . Это свидетельство о  необычном отношении Церкви к католицизму.

Но есть еще одна историческая странность, которую игнорировать невозможно.  В истории Православной Церкви нет ни одного случая образования православно-языческого конгломерата. Да, было на Руси двоеверие, с которым успешно боролись церковные иерархи. БОРОЛИСЬ.  Но и оно было все же суспензией - "двоеверием". Догматы веры и языческие суеверия существовали параллельно в умах некоторых людей и никогда не образовывали структуры. Были хлысты и скопцы - но опять же это слияние не православия и язычества, а язычества и старообрядчества.

В истории католической церкви все по другому. Она успешно образовывает католическо-языческие конгломераты. Вот примеры:
1. Орден тамплиеров
2. Мексиканские культы
3. Вуду
4. История иезуитов в Китае ( со скандальной буллой папы, которая разрешала христианам участвовать в языческих обрядах, а католическим патерам носить облачения и символику языческих жрецов)
5. Японские какурэ-кириситан.
6. Письмо собора южноамериканских католических епископов о единстве буддизма и христианства
7. Эпидемия языческих духовных практик дзэна и йоги в католических монастырях и общинах.
8. Пятидесятнические и неопятидесятнические католические общины с участием епархиальных архиереев и с одобрением на уровне кардиналов и самого римского папы.

Это яркое свидетельство того, что Церковь и католическая "церковь" - "сделаны" принципиально из разного материала. Первая с языческим окружением никак не взаимодействует, вторая - хорошо в последнем растворяется.

Если мы вспомним, что римский епископ принял титул верховного языческого жреца , что Церковь строила свои храмы на месте разрушенных языческих, а католики - превращают языческие в католические (Пантеон, замок св.Ангела ), что даже двойная тиара папы , которая якобы обозначает светскую и духовную власть, необычайно похожа на митру верховного жреца Дагона, http://dralexmd.livejournal.com/183739.html - если вспомнить все это, то подозрения того, что подлинное учение католической "церкви" - не христианство, а отступничество от него, становятся очень сильными.
promo ortheos сентябрь 18, 2014 10:40 25
Buy for 10 tokens

Comments

( 60 comments — Leave a comment )
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
livejournal
May. 15th, 2014 08:56 am (UTC)
Тайна Полишинеля.
Пользователь irudenko сослался на вашу запись в записи «Тайна Полишинеля.» в контексте: [...] Оригинал взят у в Тайна Полишинеля. [...]
kosenko_danila
May. 15th, 2014 08:59 am (UTC)
Немного не в тему.
"Неизвестные изречения Конфуция" в "Красной бурде".
https://www.facebook.com/redburda/posts/817502054927859?_fb_noscript=1
ortheos
May. 15th, 2014 09:06 am (UTC)
Хороши )
(no subject) - kosenko_danila - May. 15th, 2014 09:12 am (UTC) - Expand
fyrkacz
May. 15th, 2014 09:07 am (UTC)
У католиков - папа глава Церкви, потому что это место свободно.
Вроде бы не глава, а викарий.
Хотя ... у нас и это место занято (см. Иоан.14:16,17)

Я - не против нынешней практики принятия через миропомазание . Это свидетельство о необычном отношении Церкви к католицизму.
А вот это вы зря.
Ведь "бог" латинян - это не Бог христиан.
Их "христос" - не наш Христос.
Их "богородица" - не наша Богородица.
И нет у них ни Таинств, ни Спасения.
Язычники-с.
ortheos
May. 15th, 2014 09:16 am (UTC)
"Вроде бы не глава, а викарий."

http://catholic.tomsk.ru/catechism/0123.htm#s2p4a1

По поводу остального - я в интернетах не первый год. И в курсе , что подмена аргументации гипертрофированным сарказмом "путин лично съел украинских младенцев" или "советские солдаты изнасиловали два миллиарда немок" есть метод состроить хорошую мину при плохой игре.

Про то, что вы предпочитаете не знать о разнице между тезисами "тайное католическое учение - язычество" и "все они язычники и нет у них таинств и спасения" - я уже не знаю как и сказать.
(no subject) - fyrkacz - May. 15th, 2014 09:24 am (UTC) - Expand
sharu79
May. 15th, 2014 09:10 am (UTC)
Очень хорошо!
Хочу добавить, что по сути, католицизм - это преклонение перед мучением и смертью.
А православие - восхищение возрождением и жизнью.
Т.е. при всей внешней похожести принципиальное направление веры - диаметрально противоположно.
ortheos
May. 15th, 2014 09:18 am (UTC)
Да. Вспомнить только стигматы Франциска Асизского. Впрочем, на это обращают внимание наши католиковеды, но обычно воспринимают это как искажение в области аскетики - "прелесть" , без связи с тем, что это может быть следствие догмата о невоскресении Христа.
(no subject) - sharu79 - May. 15th, 2014 09:52 am (UTC) - Expand
(no subject) - ortheos - May. 15th, 2014 10:50 am (UTC) - Expand
(no subject) - sharu79 - May. 15th, 2014 11:23 am (UTC) - Expand
livejournal
May. 15th, 2014 09:18 am (UTC)
Очень интересная идея о католицизме
Пользователь a_lavrentev сослался на вашу запись в записи «Очень интересная идея о католицизме» в контексте: [...] Оригинал взят у в Тайна Полишинеля. [...]
starkov_blues
May. 15th, 2014 09:23 am (UTC)
Прекрасное описание собранное воедино - всё это давно известно, но в таком вот собранном структурном виде читать пришлось впервые.
Спасибо.
Мог бы только добавить, что не упомянута вами раздельная евхаристия для мирян и духовенства у католиков, когда миряне причащаются только хлебом, но не вином - причастие хлебом и вином прерогатива католического духовенства.

А что касается практики дзен, то я бы не стал называть это неким язычеством. Для меня дзен - это прежде всего некая стихийная диалектика. В данном случае, я имею в виду не сидение на жопе прямо в дзадзен, а раскалывание коанов.

В любом случае - утащу к себе.
livejournal
May. 15th, 2014 09:25 am (UTC)
Тайна Полишинеля.
Пользователь starkov_blues сослался на вашу запись в записи «Тайна Полишинеля.» в контексте: [...] Оригинал взят у в Тайна Полишинеля. [...]
otvladimir
May. 15th, 2014 09:35 am (UTC)
об опресноках
евреи питались опресноками в пустыни, 40 лет. В ожидании обетованной земли. В ожидании приближения Царства Небесного. С практической точки зрения это подтверждается тем, что евреи находились в пустыни в походных условиях и они просто вынуждены были готовить опресноки,- они ведь готовятся проще. А для закваски требуется больше затрат и условия стационарные...
В Новом Завете, когда Царство небесное уже открыто человеку Господом, когда Господь победил грех и смерть, противоестественно служить литургию на опресноках - потому что странно не пользоваться тем, что уже дано свыше от Бога. Католики служа на опресноках показывают, что они еще в Ветхом Завете, что они собственно Христа не встретили и не приняли, Царство Небесное не обрели. И что Господь им не нужен.

ПС. Написаное в статье тоже верно. А это - уточнение

Edited at 2014-05-15 09:38 am (UTC)
ortheos
May. 15th, 2014 09:43 am (UTC)
Re: об опресноках
Одно другого разумеется не исключает. Иосиф семейством тоже бежал в Египет под непреодолимым давлением внешних обстоятельств.
stangeorge
May. 15th, 2014 09:46 am (UTC)
Основные догматические нововведения западной церкви, на которых строится все здание католицизма, следующие:

учение об абсолютной, единоличной власти Римского епископа (папы) над Церковью, и о его непогрешимости ;
учение об исхождении Святого Духа " и от Сына " (лат. филиокве);
эти два пункта были основными причинами отделения римской кафедры в XI в.; логическим выводом из учения об абсолютной, единоличной власти папы над Церковью было учение об учительской непогрешимости папы, сформулированное как догмат на I Ватиканском соборе в 1870г.;
изменилось учение о спасении , о первородном грехе, вследствие чего возникли догматы об удовлетворении Богу за грехи, о чистилище, сокровищнице заслуг и индульгенциях;
в XIX и XX веках были провозглашены два новых, так называемых мариальных догмата: о непорочном зачатии Девы Марии (1854г.) и Ее телесном вознесении на небо (1950);
в 1962 – 1964 году на II Ватиканском соборе подверглось коренному пересмотру учение о Церкви и о ее роли в спасении человека.
ort7000
May. 15th, 2014 09:55 am (UTC)
"изменилось учение о спасении , о первородном грехе, вследствие чего возникли догматы об удовлетворении Богу за грехи"
И в чем же это проявилось?
(no subject) - stangeorge - May. 15th, 2014 10:58 am (UTC) - Expand
(no subject) - ort7000 - May. 15th, 2014 11:07 am (UTC) - Expand
(no subject) - stangeorge - May. 15th, 2014 02:38 pm (UTC) - Expand
(no subject) - stangeorge - May. 15th, 2014 02:39 pm (UTC) - Expand
ort7000
May. 15th, 2014 09:52 am (UTC)
Эмоционально верно, но богословски безграмотно.
stangeorge
May. 15th, 2014 10:02 am (UTC)
католицизм = антихристианство?
немало исследователей доказывали антихристианскую и или сатанинскую сущность католицизма
например http://midnightcry.narod.ru/publications/spirit/spirit03.htm
livejournal
May. 15th, 2014 10:20 am (UTC)
Тайна Полишинеля.
Пользователь ierej_tsarjov сослался на вашу запись в записи «Тайна Полишинеля.» в контексте: [...] Оригинал взят у в Тайна Полишинеля. [...]
iereybogdan
May. 15th, 2014 10:34 am (UTC)
Все таки хула на Духа Святаго (филиокве) лежит в основе всех прочих ересей и искажений. В них нет Духа Божия, а все остальное только тому подтверждение!
ona_na
May. 15th, 2014 10:38 am (UTC)
Очень интересно. Вы много прояснили. Я, как-то, общался с одним специалистом по Индии. Тема его работы - "Инкультурация христианства в Индии". Я стоял на том, что никого слияния христианства и индуизма невозможно априори. Он же доказывал обратно, ссылаясь на католическую миссию священников Жюля Моншанена и Анри Лё Со, которым удалось стать «индуистско-христианскими» монахами в полном смысле этого слова.
С целью наведения "моста" они прибыли в Индию в 1948 году, Анри Лё Со и Жюль Моншанен основывают первый христианский (бенедиктинский) ашрам (монастырь) индуистского типа Шантиванам (примерно в 30 километрах от города Тиручираппалли, штат Тамил-Наду). Оба священника облачаются в одеяния индуистских санньяси и принимают новые индуистские имена: Анри Лё Со становится Свами Абхишиктанандой («блаженство помазанника» ), а Жюль Моншанен – Свами Парамарубианандой («блаженство бесформенного (Духа)». Богослужение в ашраме ведётся на основе традиционной тридентской мессы, однако, в него вводятся некоторые элементы индуистского культа (такие, как чтение отрывков из Упанишад – священных писаний индуизма, а также огненная церемония «арати», свойственная индуистской храмовой практике).
Кульминацией деятельности Анри Лё Со становится первая «экуменическая дикша» (то есть, одновременное посвящение в христианскую (бенедиктинскую) и индуистскую (орден Сарасвати) монашескую традицию) французского семинариста Марка Шадюка в 1973 году, осуществлённая вместе с настоятелем Шивананда Ашрама (город Ришикеш, Гималаи) Свами Чиданандой Сарасвати.

Edited at 2014-05-15 10:41 am (UTC)
ortheos
May. 15th, 2014 10:48 am (UTC)
Только позавчера читал жизнеописание Свами Абхишиктананда ))

Беда в том, что католичество принимают за христианство, причем из-за первенства в численности паствы - самым главным ((
(no subject) - ona_na - May. 15th, 2014 11:02 am (UTC) - Expand
(no subject) - ortheos - May. 15th, 2014 11:22 am (UTC) - Expand
(no subject) - ona_na - May. 15th, 2014 06:48 pm (UTC) - Expand
livejournal
May. 15th, 2014 11:22 am (UTC)
Православие и католицизм..
Пользователь vo_elena сослался на вашу запись в записи «Православие и католицизм..» в контексте: [...] что специально особо не интересуюсь вопросами теории религий. Оригинал взят у в Тайна Полишинеля [...]
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
( 60 comments — Leave a comment )

Profile

ortheos
ortheos

Latest Month

October 2019
S M T W T F S
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow