Оказывается, артос не есть какой-то странный неудобовразумительный обычай в Церкви. И сам артос, и время его освящения, и почти недельное его стояние на солее, и раздробление в Светлую Субботу и раздавание на Антипасху, как и сама Антипасха - есть точнейшее исполнение Моисеева Закона , вернее действительность, тенью которого Тот был.
И это уже не мои самовольные ассоциации.
"Прекрасно восхвалим новую неделю, в которую празднуем обновление Воскресения. Потому что сегодня не та же Пасха, а Антипасха называется. Потому что Пасха есть избавление мира от насилия диавола и освобождение мертвых от ада преисподнего. Антипасха же есть обновление Воскресения и прообразована в Ветхом Законе, который завещан Богом через Моисея в Египте, говоря: "Вот, Я избавляю людей Моих от рабства фараону и освобождаю от мучений приставников его, обновляй же день спасения твоего, в который Я победил всех врагов Израиля".
Вот и мы ныне обновляем , празднуя победный день Христов, в который Он совершил спасение мира, победив начала и власти тьмы. Ради этого и артосный хлеб от Пасхи доныне лежит освящаемый в Церкви, и сегодня на иерейских столах разламывается , ибо это те опресноки, которые Левиты несли на головах своих от Египта до пустыни, когда и Чермное море перешли. И там тот хлеб посвятили Богу.И кто вкушал этот хлеб, сохранялся здоровым и был страшен врагам.
Они тогда, избавившись от рабства , обновляли праздник опресноков, мы же, будучи Владыкой спасены от рабства мысленного диаволу, обновляем день победы. И этого священного хлеба вкушаем сегодня, как и они хлеба небесного и ангельского яства. И храним его для всех благих нужд, на здравие тел и спасение души и прогнание всякого недуга. " (Св. Кирилл Туровский, слово на Антипасху)
Под катом полностью слово целиком. Оно примечательно еще тем, что святитель Кирилл утверждает, что антропоморфизмы Ветхого Завета не есть поэтическая метафора и даже пророчество о воплощении. А что действительно Бог руками творил человека. Не какими то отвлеченными или таинственными, а теми самыми. Полученными от Девы Марии в воплощении.
Под катом полностью слово целиком. Оно примечательно еще тем, что святитель Кирилл утверждает, что антропоморфизмы Ветхого Завета не есть поэтическая метафора и даже пророчество о воплощении. А что действительно Бог руками творил человека. Не какими то отвлеченными или таинственными, а теми самыми. Полученными от Девы Марии в воплощении.
Церковь для украшения праздника всегда нуждается в великом учителе и мудром сказателе. Мы же нищи и мутны умом , нет у нас огня Святого Духа и наслаждения от душеполезных слов.
Но ради любви сущих со мной братьев скажем нечто малое об обновлении Воскресения Христова. Потому что в прошедшую неделю Святой Пасхи было удивление на небе и ужас в преисподних , обновление творения и избавление мира, разрушение ада и попрание смерти, воскресение мертвых и гибель прельстительной власти диавола , спасение же человеческому роду Христовым воскресением.
Ветхий Завет обнищал, суббота порабощена , Церковь Христова обогатилась и неделя(воскресенье) воцарилось. В прошедшую неделю все изменилось. Бог очистил землю небом от бесовских скверн, ангелы рядом с женами служат воскресению. Обновилась тварь и уже не называется богом ни одна стихия - ни солнце, ни огонь, ни источники, ни деревья, больше не принимает ад младенцев, закалаемых отцами, ни смерть не принимает почести, потому что прекратилось идолослужение и погубилось бесовское насилие Таинством Креста. И не только спасся человеческий род, но и святым стал через Христову веру.
Ветхий же закон обнищал, отвержены кровь тельца и козлиная жертва. Потому что Христос Сам Себя Один за всех принес жертву Отцу Своему. Потому и праздник субботы прекращен, а неделе дана благодать ради воскресения , и уже во днях царствует воскресенье, ибо в нем Христос воскрес из мертвых.
Ветхий Завет обнищал, суббота порабощена , Церковь Христова обогатилась и неделя(воскресенье) воцарилось. В прошедшую неделю все изменилось. Бог очистил землю небом от бесовских скверн, ангелы рядом с женами служат воскресению. Обновилась тварь и уже не называется богом ни одна стихия - ни солнце, ни огонь, ни источники, ни деревья, больше не принимает ад младенцев, закалаемых отцами, ни смерть не принимает почести, потому что прекратилось идолослужение и погубилось бесовское насилие Таинством Креста. И не только спасся человеческий род, но и святым стал через Христову веру.
Ветхий же закон обнищал, отвержены кровь тельца и козлиная жертва. Потому что Христос Сам Себя Один за всех принес жертву Отцу Своему. Потому и праздник субботы прекращен, а неделе дана благодать ради воскресения , и уже во днях царствует воскресенье, ибо в нем Христос воскрес из мертвых.
Увенчаем же царицу дней, братья! И принесем ей достойные дары с верой, дадим по силе, кто что может. Кто - милостыню. Кто - беззлобие и любовь. Другой - девство чистое и правую веру, и смирение нелицемерное. А кто - псаломское пение, апостольское учение и молитву с воздыханием перед Богом. Потому что Сам Господь говорит через Моисея: "Не являся передо Мной в день праздника с пустыми руками". Принесем же упомянутые мной добродетели, и восприимем Божие милосердие. Ибо не лишит доброго дара приходящего с верой. Ибо сказал :" Прославляющих меня прославлю".
Прекрасно восхвалим новую неделю, в которую празднуем обновление Воскресения. Потому что сегодня не та же Пасха, а Антипасха называется. Потому что Пасха есть избавление мира от насилия диавола и освобождение мертвых от ада преисподнего. Антипасха же есть обновление Воскресения и прообразована в Ветхом Законе, который завещан Богом через Моисея в Египте, говоря: "Вот, Я избавляю людей Моих от рабства фараону и освобождаю от мучений приставников его, обновляй же день спасения твоего, в который Я победил всех врагов Израиля".
Вот и мы ныне обновляем , празднуя победный день Христов, в который Он совершил спасение мира, победив начала и власти тьмы. Ради этого и артосный хлеб от Пасхи доныне лежит освящаемый в Церкви, и сегодня на иерейских столах разламывается , ибо это те опресноки, которые Левиты несли на головах своих от Египта до пустыни, когда и Чермное море перешли. И там тот хлеб посвятили Богу.И кто вкушал этот хлеб, сохранялся здоровым и был страшен врагам.
Прекрасно восхвалим новую неделю, в которую празднуем обновление Воскресения. Потому что сегодня не та же Пасха, а Антипасха называется. Потому что Пасха есть избавление мира от насилия диавола и освобождение мертвых от ада преисподнего. Антипасха же есть обновление Воскресения и прообразована в Ветхом Законе, который завещан Богом через Моисея в Египте, говоря: "Вот, Я избавляю людей Моих от рабства фараону и освобождаю от мучений приставников его, обновляй же день спасения твоего, в который Я победил всех врагов Израиля".
Вот и мы ныне обновляем , празднуя победный день Христов, в который Он совершил спасение мира, победив начала и власти тьмы. Ради этого и артосный хлеб от Пасхи доныне лежит освящаемый в Церкви, и сегодня на иерейских столах разламывается , ибо это те опресноки, которые Левиты несли на головах своих от Египта до пустыни, когда и Чермное море перешли. И там тот хлеб посвятили Богу.И кто вкушал этот хлеб, сохранялся здоровым и был страшен врагам.
Они тогда, избавившись от рабства , обновляли праздник опресноков, мы же, будучи Владыкой спасены от рабства мысленного диаволу, обновляем день победы. И этого священного хлеба вкушаем сегодня, как и они хлеба небесного и ангельского яства. И храним его для всех благих нужд, на здравие тел и спасение души и прогнание всякого недуга.
Сегодня ветхое закончилось и началось все новое. И видимое и невидимое. Сегодня просветляется само небо и сняв с себя темные облака туч словно вретище , светлым воздухом исповедуют славу Господню. Но говорю же про это видимое небо, но разумное.
Сегодня апостолы узнали вшедшего к ним Господа и забыли всю печаль, и даже скорбь от иудейского страха отвергли , осенившеся Святым Духом, ясно проповедуют Христово воскресение.
Сегодня солнце, ликуя, восходит на высоту и радуясь согревает землю, потому что взошло из гроба нам мысленное Солнце - Христос и всех верующих в Него спасает.
Сегодня луна , спустившись с высшей ступени, отдает почести большему светилу. Уже Ветхий Завет , по Писанию, со своими субботами и пророками прекратился и Христову закону с неделей честь подает.
Сегодня зима греховная закончилась в покаянии и лед неверия растаял от тепла боговедения . Зима идолослужения прекратилась с учением апостолов и верой Христовой, а лед неверия Фомы растаял от прикосновения к пламенному Христову ребру.
Сегодня весна украшается, оживляя земное естество. Бурные ветры , тихо прикасаясь, возращают плоды, а земля питает семена и рождает зеленую траву. Весна красная - это вера Христова, которая снова через крещение оживляет человеческое естество. Бурные же ветры помыслов грехопадений через покаяние превращаются в душеполезные добродетели и возращают плоды души. Земля же естества нашего , принимая , как семя, слово Божие, со страхом болеет Им и рождает дух спасения.
Сегодня рождаются агнцы и тельцы, быстро бегают по пастбищу, прыгают туда и сюда, и снова с веселием бегут , возвращаясь к матери, чтобы и пастухи на свирелях с веселием Христа восхваляли. Агнцами же называю кротких от всех народов людей , а тельцами - идолослужителей в неверных странах, которые Христовым вочеловечением и апостольскими учениями и чудесами, скакав по своим законам, снова бегом возвращаются к матери своей - Церкви , и сосут молоко учения, чтобы и учители Христова стада обо всех молясь, Христа Бога славили, Который собирает Свое дивное и новое стадо воедино из волков и овец .
Сегодня деревья распускают листья и расцветают благоуханием. И сады отовсюду дышат ароматами, и садовники трудятся с надеждой, Христа плододавца призывая. Потому что раньше мы были словно дубы , не имея никакого плода, кроме свинского, но Христос привил Себя к нашему неверию и мы уже держимся на Корне Иессеевом и испускаем вместо цветов добродетели, и ждем с надеждой райского вечного бытия от Христа.
Сегодня пахари слова приводят к духовному ярму словесных быков и погружая лемех Креста в борозды ума чертят борозду покаяния , засевая духовное семя и радуются в надежде будущих благ.
Сегодня реки апостольские переполняются и языческие рыбы пускаются на нерест, а рыбкаи, исследовав глубину Божественного вочеловечения, переполняют церковные сети уловом. Потому что сказал пророк : Реками рассядется земля, увидят и разболеются нечестивые.
Сегодня монашеского образа трудолюбивая пчела , показывая свою мудрость, всех удивляет. Потому что как и они, живет в пустынях на собственном содержании , удивляя Ангелов и людей , и летая по цветам, делает соты, чтобы и людям услаждать жизнь, и Церкви потребное подавать.
Сегодня все чудные птицы церковных хоров веселятся, свивая гнезда. И прица - говорит пророк - нашла гнездо себе, алтари твои, и каждая свою песнь поет, прославляя Бога не умолкая.
Сегодня находят себе обители все чины святых, принимая новую жизнь от Христа. Пророки, патриархи потрудившиеся почивают в райской жизни. Апостолы со святителями пострадавшие, прославляются на небе и на земле. Мученики и исповедники, за Христа претерпевшие страсти, венчаются с ангелами. Цари и благоверные князья спасаются послушанием. Лики девственные и иноческие собрания , принося свой крест с терпением, последуют за Первенцем Христом с земли на небо. Постники и пустынники, от руки Господа мзду приняв, веселятся с другими святыми в Горнем Граде.
Сегодня для новых людей новый праздник в Воскресении Христа. Все новое Богу приносится. От народа - вера. От христиан - дар Богу. От иереев - святые жертвы. От миродержителей - возлюбленная Богом милостыня. От вельмож - забота о Церкви. От праведников - смиренномудрие. От грешников - истинное покаяние. От нечестивых - обращение к Богу. От ненавидящих - духовная любовь.
Взойдем и мы сегодня, братия, мысленно в Сионскую Горницу. Ибо там собрались апостолы. Там Сам Господь Иисус Христос проходит к ним через запертые двери и говорит "Мир вам", наполняя их души радостью. Говорится : "Возрадовались ученики, увидев Господа, и всю печаль телесную и сердечный страх отвергли". Дастся их душам духовная дерзость для познания Самого Владыки. Показывает перед всеми Свои ребра, и раны гвоздей на руках и на ногах показывает Фоме. Потому что Фомы не было с учениками в первый приход Господа, и не видел Его и даже услышав о Нем воскресшем, не поверил - не за ложь почитая благовестие, а желая увидеть Христа сам. И так говорил: "Пока не вложу руку мою в ребра Его и пальца в рану от гвоздя - не поверю". Потому и Господь не обвиняет его ни в чем, но так говорит: "принеси руку твою сюда и узри пробитые ребра Мои и поверь, что Я - это Я. И до тебя патриархи и пророки, узнав, поверили моему вочеловечению.
Сначала испытай написанное о Мне Исайей. Ибо сказал: "Копием в ребра прободен был,и вышли кровь и вода." В ребра Я был пронзен , чтобы воскресить Адама, павшего своим ребром. Неужели Я буду презирать тебя неверующего? Прикоснись ко Мне, что это Я Сам. Как прежде прекоснулся ко Мне Симеон, и поняв, Кто Я , верой просил отпустить его с миром.
И не будь неверен, как Ирод, слышавший о Моем рождении , говорил волхвам: "Где Христос рождается? Чтобы я тоже пошел и поклонился Ему. А в сердце задумывал убийство. Но хоть и младенцев перебил, искомого не нашел. Потому что ищут Меня злые и не находят.
Веруй Мне, Фома, и узнай Меня, как Авраам , к которому Я приходил с двумя ангелами, и он, узнав Меня, Господом назвал ти молился о Содоме, чтобы не погубил его, если бы было в нем хоть десять праведников.
Но не будь неверен, как Валаам, который Духом Святым прорекал Мою смерть и воскресение за мир, но прельстився мздой, погиб после этого.
Веруй Мне, Фома, что это Я - Сам, Которого видел ночью Иаков на лестнице стоящего. Он меня узнал духом и когда боролся Я с ним в Месопотамии , и тогда обещал Я ему вочеловечиться в потомстве его.
Но не будь неверен, как Навуходоносор, который видел Меня, спасающего отроков в пещи, истинно Сыном Божиим назвал Меня, но опять к своим обманам возвратился и погиб.
Поверь в Меня, Фома, что это Я Сам, Тот, чей образ видел Исайя на престоле высоком, обстоимое множеством ангелов. Это Я явился Иезекиилю среди животных в образе человека , и вас Я ему показал под видом живых колес, держащихся за Меня и поднимающихся со Мною. Тот же Дух был тогда в колесах, Которого и сегодня в вас дунул. Дух Святой.
Это Меня видел Даниил в облаках небесных подобием Сына Человеческого, восшедша до Ветхого днями. И тот написал про данную Мне от Бога Отца власть и царство на небе и земле , нынешнего и будушего века бесконечного.
И не будь неверен, как Ирод, слышавший о Моем рождении , говорил волхвам: "Где Христос рождается? Чтобы я тоже пошел и поклонился Ему. А в сердце задумывал убийство. Но хоть и младенцев перебил, искомого не нашел. Потому что ищут Меня злые и не находят.
Веруй Мне, Фома, и узнай Меня, как Авраам , к которому Я приходил с двумя ангелами, и он, узнав Меня, Господом назвал ти молился о Содоме, чтобы не погубил его, если бы было в нем хоть десять праведников.
Но не будь неверен, как Валаам, который Духом Святым прорекал Мою смерть и воскресение за мир, но прельстився мздой, погиб после этого.
Веруй Мне, Фома, что это Я - Сам, Которого видел ночью Иаков на лестнице стоящего. Он меня узнал духом и когда боролся Я с ним в Месопотамии , и тогда обещал Я ему вочеловечиться в потомстве его.
Но не будь неверен, как Навуходоносор, который видел Меня, спасающего отроков в пещи, истинно Сыном Божиим назвал Меня, но опять к своим обманам возвратился и погиб.
Поверь в Меня, Фома, что это Я Сам, Тот, чей образ видел Исайя на престоле высоком, обстоимое множеством ангелов. Это Я явился Иезекиилю среди животных в образе человека , и вас Я ему показал под видом живых колес, держащихся за Меня и поднимающихся со Мною. Тот же Дух был тогда в колесах, Которого и сегодня в вас дунул. Дух Святой.
Это Меня видел Даниил в облаках небесных подобием Сына Человеческого, восшедша до Ветхого днями. И тот написал про данную Мне от Бога Отца власть и царство на небе и земле , нынешнего и будушего века бесконечного.
Принеси, близнец, твой перст и прикоснись к рукам Моим, которые отверзал Я глаза слепым и глухим даровал слух, которыми я немых делал красноречивыми. Посмотри и на ноги мои, которыми перед вами по морю ходил и по воздуху явственно ступал , спустившись до самой преисподней , и там ад попрал , и которыми с Клеопой и Лукой шел до Эммауса. И не будь неверен, но верен.
Отвечал Ему Фома и сказал: Верую, Господи, что Это Ты, Христос, Бог мой, о Котором писали пророки, видя из древности духом, Которого прообразовал Моисей в Законе, Которого отверглись со священниками фарисеи , над Которым смеялись от зависти жидовские книжники , которого осудил на распятие с Каиафой Пилат , Которого Бог Отец из мертвых воскресил.
Вижу ребра, из которых Ты источил кровь и воду. Воду, чтобы очистить осквернившуюся землю, и кровь, чтобы освятить человеческое естество.
Вижу руки Твои, которыми в начале сотворил всю тварь, и рай насадил и человека создал. Которыми благословил Патриархов, которыми помазал Царя ,которыми освятил апостолов. Вижу ноги Твои, к которым прикасалась блудница, и получила отпущение грехов. На которые припадала вдовица и получила из мертвых душу своего сына. Над этими ногами кровоточивая края ризы коснулась и исцелилась от недуга. И я верую, Господи, что Ты - Бог.
Вижу ребра, из которых Ты источил кровь и воду. Воду, чтобы очистить осквернившуюся землю, и кровь, чтобы освятить человеческое естество.
Вижу руки Твои, которыми в начале сотворил всю тварь, и рай насадил и человека создал. Которыми благословил Патриархов, которыми помазал Царя ,которыми освятил апостолов. Вижу ноги Твои, к которым прикасалась блудница, и получила отпущение грехов. На которые припадала вдовица и получила из мертвых душу своего сына. Над этими ногами кровоточивая края ризы коснулась и исцелилась от недуга. И я верую, Господи, что Ты - Бог.
И сказал к нему Иисус: Ты поверил, потому что увидел. Блаженны верующие в Меня, которые не видели.
Поэтому, братья, поверим Христу Богу нашему , Распятому поклонимся, прославим Воскресшего. Поверим Явившемуся апостолам. Воспоем Показавшему Своя ребра Фоме. Похвалим Пришедшего оживить нас. Исповедаем Просветившего нас. И всех благ Подавшего нам изобилие возвеличим. Познаем Единого от Троицы Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, Которому слава со Отцем и со Святым Духом , ныне и присно. "
Journal information