?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Таинственный самурай.

 Оказывается, первые шаги изучения русскими японского языка связаны с претаинственнейшей историей.

Знаменитый фрегат "Паллада", описанный И.Гончаровым в своем "Путешествии" был в октябре 1854 года в Хакодатэ в составе эскадры спустя  год и несколько месяцев после "открытия Японии" черным коммаодором Перри. Адмирал решил  переждать  непогоду,  так  как  не  был  уверен  в  том, что  имеющаяся  карта  точна.  Поздно  вечером,  когда  береговая  черта  слилась  с  небом  и  только  слабые  огоньки обозначали  то  место,  где  находился  Хакодате,  к  фрегату «Диана»  скрытно  подошла  лодка.  Из  нее  на  борт  спешно поднялся  японец.  Его  провели  к  Путятину,  который  тут же  вызвал  в  каюту  командира  фрегата  С.С.  Лесовского  и  переводчика  И.А.  Гошкевича.  Скороговоркой,  с  помощью  жестов,  японец  рассказал  о  том,  что он  является православным, ждал их  и  просит  убежища.

Адмирал сначала хотел ему отказать, чтобы не портить только начинающиеся отношения с правительством Японии. Но потом передумал, поскольку японцы всячески уклонялись и прямо отказывали русским в попытках хоть как-то изучить японский язык. Три месяца его прятали на корабле и увезли с собой в Россию. А офицеры не упускали случая во время переговоров ввернуть пару специфических японских слов и выражений, что вызывало у японских властей смесь паранойи, баттхёрта и паники.

Больше собственно про этого православного японца ничего не известно, но зато известны черты биографии японца, который приехал с Путятиным в Россию. Звали его Татибана Косай, происходил он из самурайского клана Какэгава провинции Тотоми. Незадолго до прибытия Путятина он стал монахом секты Нитирэн и ушел в отшельники. Как он оказался на корабле и что делать отшельнику Нитирэн в Петербурге - неизвестно. Как и его дальнейшая судьба.

Думаю, есть основания считать , что это один и тот же человек. А вот каким образом он в полностью закрытой Японии , где не только не было ноги православного священника, но даже самого слова такого не знали, вдруг оказался православным , ждал русский корабль и знал, что его там примут - это тайна. Впрочем, учитывая знаменитое видение Сайтё на горе Хиэй, этот случай не представляется невозможным.
promo ortheos сентябрь 18, 2014 10:40 25
Buy for 10 tokens

Comments

( 31 comments — Leave a comment )
midnike
Mar. 28th, 2014 12:31 pm (UTC)
Всё хорошо, но Перри-таки коммодором (Commodore) был, а не командором (Commander). Типа, две большие разницы :)
ortheos
Mar. 28th, 2014 12:42 pm (UTC)
Спасибо. продолжайте, адмирал, я ваших морских терминов не разумею.
avielle
Mar. 28th, 2014 12:34 pm (UTC)
Видение было, надо полагать )
sozecatel_51
Mar. 28th, 2014 12:50 pm (UTC)
Через русские поселения на Хоккайдо мог узнать. Или я во временах не ориентируюсь?
(Deleted comment)
barsik_seacat
Mar. 28th, 2014 02:08 pm (UTC)
Хакодате вообще-то находится на юге Хоккайдо.
(Deleted comment)
(no subject) - barsik_seacat - Mar. 28th, 2014 02:35 pm (UTC) - Expand
(Deleted comment)
(no subject) - barsik_seacat - Mar. 28th, 2014 02:47 pm (UTC) - Expand
(Deleted comment)
(no subject) - barsik_seacat - Mar. 28th, 2014 02:56 pm (UTC) - Expand
(Deleted comment)
(no subject) - ortheos - Mar. 28th, 2014 05:19 pm (UTC) - Expand
(Deleted comment)
ortheos
Mar. 28th, 2014 05:14 pm (UTC)
Первое русское поселение на Хоккайдо появилось только через пять лет. До этого на берег Японии ступали только два раза. Но никакого контакта с населением (и тем более проповеди там не было).
(Deleted comment)
ortheos
Mar. 28th, 2014 05:25 pm (UTC)
" Но уже при Петре Великом отмечены контакты с японскими рыбаками и создается школа по изучению японского языка. "

Не было никакой школы. Когда собирали Путятина , ему искали переводчика , и не нашли никого. Только бывшего переводчика Китайской миссии.

"Часть экипажа осталась в Иркутске, побоявшись быть казненными по возвращении в токугавскую Японию."

У меня другие сведения. Было четыре человека, которых вернули в Японию, один из них умер. Экспедиция Головнина, если не ошибаюсь. Головнина и его товарищей продержали 2 года под арестом, почти без всяких контактов с населением, потом выпроводили. Версия о том, что беглые японские неграмотные рыбаки открыли в Иркутске школу никому не нужного (из-за отсутствия всяких контактов) японского языка представляется мне несколько недостоверной.

Школу в Иркутске, насколько я помню, открыл уже первый духовник Японского посольства о.Филарет после уволнения и замещения св.Николаем.

Впрочем, я не настаиваю.
(Deleted comment)
(no subject) - ortheos - Mar. 28th, 2014 05:45 pm (UTC) - Expand
(Deleted comment)
veterimore
Mar. 28th, 2014 03:51 pm (UTC)
А что это было за видение?
ortheos
Mar. 28th, 2014 05:11 pm (UTC)
Сайтё, основатель японской буддийской секты Тэндай (хотя на самом деле она китайская, Сайтё просто привез ее в Японию и модифицировал под себя) ночью на горе Хиэй видел видение - три солнечных круга , заполняющих собой вселенную, которые одновременно были одним, и слышал от видения тихий голос "Я спасу сию страну".

Видение это, разумеется, школой Тэндай трактуется как явление трех будд - Вайрочаны, Гаутамы и Вайтрейи. Но специфика видения настолько не вписывалась в буддийскую догматику (так, термин "спасение" в буддизме является ересью : будда - это пробудитель, раскрыватель сознания, но никак не спаситель), что это видение породило не буддийскую секту, а ... синтоистскую школу "сан-но итидзицу синто" ( Путь богов триединой сущности горного владыки), храм которой стоял у подножия горы Хиэй и отличался от всех остальных храмов синто тем, что в нем не было синтая (фетиша-идола, "тела бога", в которое вселялись злые духи под видом синтоистских богов).

Примерно так.
(no subject) - veterimore - Mar. 29th, 2014 04:28 am (UTC) - Expand
mi_ta_pe
Mar. 28th, 2014 05:56 pm (UTC)
Можно пофантазировать и предположить дальнейшую судьбу таинственного японца. Возможно, он поступил на службу к Эрасту Петровичу Фандорину и стал служить ему верой и правдой под именем Масы. )))))))))
filonov
Jul. 25th, 2014 08:55 pm (UTC)
А вот каким образом он в полностью закрытой Японии , где не только не было ноги православного священника, но даже самого слова такого не знали, вдруг оказался православным , ждал русский корабль и знал, что его там примут - это тайна.
Мне кажется, что эта тайна вполне описана в русской литературе:

Он показывал приемы борьбы, бокса, клал на ладонь, один на другой, два камня и ударом ребра ладони разбивал их или жонглировал бревнами, приготовленными для стройки сарая. По вечерам рассказывал мне о своих странствиях вокруг света, о жизни в бегах в Японии и на необитаемом острове. Не врал старик никогда. И к чему ему врать, если его жизнь была так разнообразна и интересна! Многое, конечно, из его рассказов, так напоминавших Робинзона, я позабыл. Бытовые подробности японской жизни меня, тогда искавшего только сказочного героизма, не интересовали, а вот историю его корабельной жизни и побега я и теперь помню до мелочей, тем более, что через много лет я встретил человека, который играл большую роль в судьбе Китаева во время самого разгара его отчаянной жизни.
Надо теперь пояснить, что Китаев был совсем не Китаев, а Василий Югов, крепостной, барской волей сданный не в очередь в солдаты и записанный под фамилией Югов в честь реки Юг, на которой он родился.
.................................
У берегов Японии, у островов каких-то, Фофан приказал выпороть за что-то молодого матроса, а он болен был, с мачты упал и кровью харкал. Я и вступись за него, говорю, стало быть, Фофану, что лучше меня, мол, порите, а не его, он не вынесет... И взбеленился зверяга...
-- Бунт? Под арест его. К расстрелу! -- орет, и пена от злобы у рта.
Бросили меня в люк, а я и уснул. Расстреляют-то завтра, а я пока высплюсь. Вдруг меня кто-то будит:
-- Дядя Василий, тебя завтра расстреляют, беги,-- земля видна, доплывешь.
Гляжу, а это тот самый матрос, которого наказать хотели... Оказывается, все-таки Фофан простил его по болезни... Поцеловал я его, вышел на палубу; ночь темная, волны гудят, свищут, море злое, да все-таки лучше расстрела... Нырнул на счастье, да и очутился на необитаемом острове... Потом ушел в Японию с ихними рыбаками, а через два года на "Палладу" попал, потом в Китай и в Россию вернулся.


В. А. Гиляровский "Мои скитания"

ortheos
Jul. 26th, 2014 04:42 am (UTC)
Гиляровский любитель выдавать слухи и свои выдумки за историю.

Нет. Объяснить то можно все, причем двадцатью взаимоисключающими способами. Вот только проблема в том, что этот японец был ни бумбум по русски.
(no subject) - filonov - Jul. 26th, 2014 07:21 am (UTC) - Expand
(no subject) - ortheos - Jul. 26th, 2014 08:46 am (UTC) - Expand
(no subject) - filonov - Jul. 26th, 2014 09:10 am (UTC) - Expand
(no subject) - ortheos - Jul. 26th, 2014 10:10 am (UTC) - Expand
( 31 comments — Leave a comment )

Profile

ortheos
ortheos

Latest Month

October 2019
S M T W T F S
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow