?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Банкара

Оригинал взят у zajcev_ushastyj в Банкара
"Если не можешь изменить обстоятельства,
Измени свое отношение к ним."
Марк Аврелий

Небольшой экскурс в историю японской моды. Студенческой моды. Мне это нужно для своих целей и для коллекции, а вам, может, тоже понравится.


Когда в 70е годы 19го века правительством Мэйджи был взят курс на вестернизацию Японии, одним из самых острых вопросов был, как это часто случается, кадровый. Надо было ломать психологию японцев, пытаясь обтесать ее под новые реалии. Положим, кое-кто из самих реформаторов ломал себя осознанно и с пониманием целей и задач. А вот другие сопротивлялись и иногда довольно активно.
Опять же, как обычно, была сделана ставка на молодежь. Старикам меняться уже поздно, если сами не хотят. Молодым же проще исподволь внушить необходимость перемен и даже привить любовь к новому и непривычному.
Процесс перевоспитания начали с университетов. Первые высшие учебные заведения в западном стиле были открыты в конце 70х - начале 80х годов. И поначалу туда принимали только отпрысков из очень благородных семей, всячески подчеркивая престижность нового образования и особенность тех, кто будет учиться по новой системе. Новым было все, включая одежду.

Для студентов новых университетов была разработана специальная форма на основе французского военного мундира с фуражкой. В комплект также входила пара ботинок европейского образца.

Примерно так выглядела форма студентов японских университетов в конце 19го века.  Кокарда на фуражке представляла собой стилизованный герб университета и его название. Форма получила неофициальное название "хай-кара" ハイカラー(от искаженного английского high collar - "воротник-стойка") - как характерной черты одежды, совершенно несвойственной традиционной японской.
Такое носили в Кобу Дайгаку 工部大学校 и Токио Тэйкоку Дайгаку 東京帝国大学 (позже оба учебных заведения были объединены в то, что ноне называется Токио Дайгаку 東京大学 - самый известный и престижный университет Японии), потом носили в Императорских Университетах в Киото, Саппоро, Сэндае и так далее.
В изрядной степени "хай-кара" стала символом принадлежности к японской элите: поначалу в студенты брали только выходцев из богатых и знатных семей, и само обучение было дорогим удовольствием, и форма тоже была недешева. Выпускники Императорских Университетов практически автоматически получали работу в правительственных учреждениях и их ожидала весьма завидная карьера.

Однако, ближе к концу 19го века, когда первый кадровый голод правительства Мэйджи был удовлетворен, количество высших учебных заведений, как государственных, так и частных, постепенно увеличивалось и в них начали принимать уже не таких знатных и богатых, а всех, кто был в состоянии оплатить обучение.
В университетах стали появляться выходцы из очень древних и очень знатных, но изрядно обнищавших самурайских семей из провинций. Семья такого мальчика посылала его в большой город, собрав необходимую сумму для обучения. Но денег на все не хватало и экономили на чем можно. Очень часто такие мальчики не могли позволить себе полный комплект университетской формы, ограничиваясь только фуражкой. Или костюмом с фуражкой, а дорогая кожаная обувь заменялась на привычные гэта.

Представили себе эту картину, да? Приезжает в столицу такой мальчик из какого-нить японского Задрищенска. Полный гордости за свое происхождение от каких-нибудь бородатых Фудживар или сильно боковой ветви обширного клана Матсудайра, например. С кучей амбиций и с полной и совершенно нефигуральной дырой во всех карманах (если они вообще у него были, эти карманы). И оказывается в толпе избалованных и разодетых по последней моде столичных мальчиков, имеющих все, что им захочется, без особых усилий. Ущерб для гордости? Как бы не так!

В противопоставление "хай-кара" в студенческую моду вошла "бан-кара".
Банкара - バンカラ, 蛮殻, 蛮カラ - приблизительно "грубая оболочка, ", игра на близком звучании (для японского слуха, разумеется) и антитеза к "хай-кара". Мальчики стали утверждать, что драные обноски - это их стиль. Они не маменькины сынки, а независимые молодые люди, которые не проедают родительские деньги, а живут только на свое. Даже если это свое - минимальный минимум.

Драность и грязность одежды стала подчеркнутой. Размер и высота гэта - преувеличенными, чтоб помозолить глаза отличием от модных ботинок. Стричься и вообще ухаживать за собой считалось моветоном. Мальчики всячески выпячивали свою самурайскую сущность, хоть и без мечей. Говорят, что внутри своих группировок ребята пытались придерживаться некоторых постулатов самурайского кодекса чести.

"Настоящий самурай мужчина должен быть небрит, волосат и вонюч". Ну, по мере возможностей.
Красавчеги, а?

Мода оказалась живучей и привлекательной не только для тех, у кого реально не было возможности прилично одеваться. К началу 20го века "банкара" была вполне себе модным стилем, "мейнстримом" моды для юношей.

Характерные черты модного прикида типа "банкара": форменная университетская фуражка (обязательно! и обязательно помятая-потертая и со сломанным козырьком), черный плащ типа манто (можно заменить на хаори с гербами), гэта преувеличенного размера с толстыми лямками и высокими "каблуками", с черными таби или прямо на босу ногу. Под плащом могло быть кимоно с хакама, а могла и потрепанная университетская форма или нечто вообще неопределимое, но обязательно драное и грязное. Все это великолепие дополнялось нестриженными-нечесанными волосами (иногда и бородой), толстой палкой-тростью и изредка - канатом на шею в качестве украшения.

Вот примерно так.

Стиль одежды диктовал и стиль поведения: подчеркнуто грубый и бесцеремонный. Примерно в это время во многих японских университетах были заложены несколько диковатые традиции приветствия новичков и отмечания всяких праздников, вроде окончания очередного этапа обучения.

Например, ночью, надравшись пивом и прочим саке, промчаться по общаге в одном исподнем, колотя все попадающиеся стекла и круша все препятствия, как реальные, так и воображаемые.


И вообще, основательно и со вкусом погулять. Самураи мы или где?!

Убирали и восстанавливали все побитое и покрушенное сами же студенты. Но потом. А начальство, в целом, смотрело на это сквозь пальцы: надо же дать деточкам выпускать пар иногда. Пусть уж будут установившиеся традиции, хоть точно можно будет знать, когда ховаться.

Буйство банкара временно затихло на время активной милитаризации страны и Второй Мировой войны. Было не до того.
А вот где-то с 50х годов старая студенческая традиция начала возрождаться.

Банкара исполняют гимн университета на неофициальной церемонии посвящения новых студентов.



Группа студентов марширует в парк отмечать ханами. Справа - конкретно банкара. Это уже 60е годы прошлого века. Стащено из одного частного блога.
Оттуда же:

Банкара исполняют барабанные перестуки и танцы во время ханами.



Танец банкара в честь ханами.

Вероятно, банкара 50-60х были близки своим предшественникам времен Мэйджи и по духу, и по положению: мало кто мог позволить себе хорошую одежду, материальное положение подавляющего большинства было, мягко говоря, невысоким.
Но современные студенты следуют этому стилю уже явно только из любви к традициям.

Красаааава...


Модные мальчики.

В некоторых университетах студенты создают группы банкара, роль которых, в основном, похожа на чирлидинг: приветствия и поддержка своих университетских команд по самым разным поводам. Ну, и традиционные для университетов праздники вроде приветствия новеньких и прощания с выпускниками.


Оттакоэ, скажем. Нарядненько, а?



Или так.
Главное - чтоб одежка подранее была. Чем дранее и грязнее - тем наряднее. Торчащие из штанов полотенца-тэнугуи - это тоже часть образа, ноне практически обязательная.



Это Хоккайдо, Саппоро. Церемония (неофициальная) приветствия свеженьких студентов.

Ну, и до кучи:

Банкара Токио Дайгаку с разницей в 100 лет. Не очень изменились мальчики, а?

В Японии, однако, банкара любят. Большинство из этих диких и расхристанных мальчиков со временем стали вполне уважаемыми членами общества и почтенными отцами семейств.

"Бойцы вспоминают минувшие дни..."



Монумент банкара на площади около станции в Окаяме.


promo ortheos september 18, 2014 10:40 25
Buy for 10 tokens

Comments

( 3 comments — Leave a comment )
apovorotnev
Mar. 27th, 2014 09:49 am (UTC)
Спасибо! Очень интересно!
ortheos
Mar. 27th, 2014 09:52 am (UTC)
Да это автору спасибо, аз же репостер есмь
avielle
Mar. 27th, 2014 10:22 am (UTC)
Изъял.
( 3 comments — Leave a comment )

Profile

ortheos
ortheos

Latest Month

October 2019
S M T W T F S
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow