?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Оригинал взят у steam_carousel в продажная девка зороастризма
Я уже писал об этом с год назад одним абзацем, но сейчас в силу нескольких причин возвращаюсь к теме.

Интересно, насколько по-разному могут выглядеть разные исторические хроники, посвящённые одному и тому же событию.

Владимир Кожевников в монументальном (как минимум в отношении объёма) труде "Буддизм в сравнении с христианством" приводит такую историю из жизни самой мирной и позитивной религии в мире:

(царь Харша) "когда сделался неимеющим соперников царём, пожелав уничтожить учение Млечча (т. е. зороастрийцев), построил из одного только дерева большой монастырь; потом, созвав всех учителей, снабжал их всем нужным на протяжении многих месяцев и, собрав также все книги их учения, сжег всё (и всех, причём), сгорело 12 000 млеччских приверженцев... Благодарая такому истреблению, в продолжение ста лет, учение персов было в весьма малом ходу"

средневековый тибетский историк Дараната

Харша имеется в виду, видимо, этот: "Харша (полное имя — Харшавардхана) — царь, правивший в Сев. Индии ок. 606-647; последний из правителей, покровительствовавших буддизму. Прославился своей просвещенностью, прогрессивностью и веротерпимостью."

Более современный тибетолог Бронислав Кузнецов видит ситуацию, описанную в тибетском тексте несколько под другим углом и Харшей считает известного царя Ксеркса:

"Когда царь Шрихарша (Shri-harsha) стал царем, не имеющим соперников, то он захотел подавить все варварские учения. В стране Молатана и в соседних княжествах были построены из одного только дерева огромные храмы варваров — масита. Были созваны все учителя варваров (варварского учения), о которых заботились, (снабжая их) много месяцев всем необходимым. Были собраны также и книги их учения. Когда всех и все предали огню, то пороло около двенадцати тысяч приверженцев варварских учений...

Ксеркс пришел к власти, преодолев сопротивление других сыновей Дария. Может быть, именно это обстоятельство имеется в виду в тибетском тексте, когда говорится, что он "стал царем, не имеющим соперником". Возможно и другое толкование этих слов, а именно, что он был, с точки зрения индийцев, "монархом всего мира". Как бы там ни было, но эта самая власть и дала ему возможность осуществить репрессии по отношению к жрецам традиционной иранской религии.

Как полагают, мероприятия Ксеркса в области религии были направлены против сепаратизма родовой и жреческой аристократии отдельных племен и сводились к уничтожению культа родовых божеств. При этом они имели значение не столько религиозное, сколько политическое."


Б. Кузнецов, "Империя Ахеминидов и древняя иранская религия по тибетским источникам"

И указывает на ещё один, самый знаменитый, вариант описания и трактовки этих событий:

"Существует, кроме персепольской надписи Ксеркса, еще один документ, который имеет прямое отношение к Ксерксу и проводимой им политике. Я имею в виду Книгу Эсфири, в которой, как показали исследования последних лет, говорится не об Артаксерксе, как ошибочно полагали старые переводчики Библии, а о Ксерксе (Ассуэре) [97, с. 65]. Ксеркс называется Ахашвером в Книге Ездры (IV, 6).

В Книге Эсфири рассказывается о Мардохес из колена Вениаминова, иерусалимском иммигранте, поселившемся в Сузах. Мардохей был воспитателем и приемным отцом красавицы Гадассы (она же Эсфирь), оставшейся без родителей. Эсфирь, благодаря своей исключительной красоте, скрыв, по совету Мардохея, свою национальность, стала наложницей Ксеркса, а потом и самой любимой и главной его женой. Благодаря своей талантливой воспитаннице не менее блестящую карьеру сделал и сам Мардохей, сумевший занять второе место в государстве после самого царя.

В Книге Эсфири утверждается, что фактическим руководителем в стране был Мардохей, который "... вышел от царя в царском одеянии яхонтового и белого цвета и в большом золотом венце, и в мантии виссонной и пурпурной. И город Сузы возвеселился и обрадовался. А, у иудеев было тогда освещение, и радость, и веселие, и торжество. И во всякой области и во всяком городе, во всяком месте, куда только доходило повеление царя и указ его, была радость у иудеев и веселие, пиршество и праздничный день. И многие из народов страны сделались иудеями, потому что напал на них страх перед иудеями" (Книга Эсфири, VIII, 15—17).

Согласно этой книге, царь, по совету Мардохея, издал указ, который отдавал на смерть в руки иудеев "всех сильных в народе и в области, которые во вражде с ними, детей и жен, а имение их разграбить" (Книга Эсфири, VIII. 11). Далее, в том же источнике сообщается о страшной резне, которая была устроена на территории всей Персидской державы, причем на стороне царя в ней принимали участие князья в областях, и сатрапы, и начальники областей, и исполнители дел царских (IX, 16). Только в городе Сузы было казнено около тысячи человек, а общее количество убитых значительно превышало семьдесят пять тысяч человек (IX, 117).

Отдавая себе отчет в том, что источник, которым мы пользовались, является тенденциозным, все же нет никаких оснований полностью отрицать все факты, о которых в нём сообщается, тем более такие, которые совпадают с уже известными нам по другим данным. Ведь речь в Книге Эсфири идет об уничтожении "сильных", и не будет слишком большой смелостью допустить, что в их число не должны были попасть жрецы древних иранских культов. Напомним, что в тибетском тексте речь идёт именно о поголовном уничтожении жрецов.

Теперь вернемся к тибетскому тексту. Основной акцент в нем сделан на репрессиях по отношению к жрецам, в том числе и к брахманам, которые, как известно, почитали в основном одних и тех же дэвов. Общее число убитых (двенадцать тысяч человек) относится, видимо, почти целиком к индийским жрецам. Не по причине ли почти полного уничтожения всех индийских жрецов в указанных районах Индии в них со временем начнет процветать буддизм?

Вполне возможно, что дело обстоит именно таким образом, и более того: иранский царь только потому и смог занять столь значительное место в "Истории буддизма", что своей деятельностью в Индии он подготовил почву для последователей учения Шакьямуни."


Там же



P.S. В общем - два варианта. Если автор подвига Харшавардхана, то члены самой мирной религии на свете в труъ-тхеравадинском варианте сожгли 12 тысяч человек. Если автор подвига - Ксеркс, тогда оказывается, что буддийские источники не только историю царевича Иосафата приписали себе.
Buy for 20 tokens
Оказалось - не зря. Если вы пропустили, то я уже приступил строить фахверковый дом, а пока под него готовлю основание в виде фундамента. Не сговариваясь, две совершенно разные строительные компании предложили мне, для моего участка фундамент в виде - ребристая плита. Вот она Сперва…

Comments

( 3 comments — Leave a comment )
kovipe
Feb. 19th, 2014 09:35 am (UTC)
не подскажете, где можно почитать о заимствовании буддистами истории с царевичем Иосафатом?
ortheos
Feb. 19th, 2014 10:30 am (UTC)
У Кожевникова в двух томнике "Буддизм в сравнении с христианством". Таких выводов он не делает - просто приводит факты, что история о том, что Гаутама был сыном царя и о "четырех встречах" появляются только в Лалита Виштара (3 век ПО Р.Хр.), а в палийском каноне Гаутама говорит о своей жизни, что он пас коров своего отца. Последнее означает, что он никак не мог принадлежать к касте кшатриев ( не говоря уже о ранге раджи).
kovipe
Feb. 20th, 2014 04:45 am (UTC)
благодарю
( 3 comments — Leave a comment )

Profile

ortheos
ortheos

Latest Month

October 2019
S M T W T F S
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Tags

Page Summary

Powered by LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow