ortheos (ortheos) wrote,
ortheos
ortheos

Category:

Пра фильмы.

Прочитал случайно у старца Паисия его совет - не пытаться все проблемы решить исключительно своими усилиями, своим разумом. Что делающий так понапрасну себя изводит, потому что на самом деле большую часть всегда делает Бог, а от человека требуется только спокойно исполнять то, что от него зависит, а остальное предавать Попечителю и Его Промыслу.  Люди, которые изо всех сил пытаются все выполнить одними своими усилиями и разумом, редко достигают успеха, потому что не оставляют места действия Бога, пытаются Его заменить собой. Что это некоторый пароксизм гордыни и неверия.

И тут я вдруг понял, почему до революции оптинские старцы не советовали никому читать романы и беллетристику вообще - даже самую чистую и благонамеренную, а после революции "синематограф" считался одним из диавольских искушений (см. например беседы протоиерея Валентина Свенцицкого, в котором он противопоставлял жизнь безбожников, толпами стекающимися в кино, и жизнь христиан, собирающихся в храм на молитву).  Дело вовсе не в "бесовских адских машинах". Дело в сюжете.

Сам сюжет что романа, что фильма за очень редким исключением имеет предпосылкой полное отсутствие Промысла. Если герой в фильме побеждает зло, то благодаря своим способностям, уму, учености. находчивости, иногда - совершенно случайном стечении обстоятельств. При чем эти способности всегда невероятны и опять же за редким исключением выходят за рамки даже высокого уровня, не говоря уже о средних. Фактически, человек после чтения романа или просмотра фильма приобретает ложную модель поведения, хочет он этого или не хочет. Неминуемо и невольно ставит себя на место героя , подсознательно задается вопросом- а как бы я поступил на месте его, находит, что его собственные способности далеко не достают до требуемых. И вывод какой? Промысла и Бога в той "реальности" , которые подкладывает сюжет - нет по умолчанию. Остается один выход - "превозмогай".

И вот, уже в реальной жизни человек начинает превозмогать. Сталкиваясь с аналогичной ситуацией  ( например, горькой обидой и несправедливостью), он подсознательно ищет тип , способ поведения в ней. И оно уже готово,сформировано беллетристикой или фильмами -  надо превозмогать. Не можешь превозмогать - составь коварный план и превозмогай. Все равно не вытягиваешь? Возьми дробовик и превозмогай. То, что реальность совсем другая - что верное поведение совсем другое - исполняй свое дело, а Промысел все вывезет на должную колею - он не примет, даже если знает. Потому что теоретические знания - это одно. "Пример из жизни" - совсем другое. Хорошо, если есть у человека под боком подлинный пример подлинного поведения в таких ситуациях. Если же нет - виденные в кино "примеры" будут намного ярче и побудительнее для души, чем катехизис.

Причем это касается не только мирян, обывателей. В своем дневнике св.Николай Японский пишет , что ему удалось сохранить кротость и терпение при встрече с одним очень сомнительным архитектором только потому, что накануне видел в театре сцену с возвращением Одиссея домой , и как он молча претерпел  нападки от своих же рабов. Это не в укор святителю - "Одиссея" и "Илиада" вещи все же не простые, если их изучали даже в византийских монастырях. Это к тому, что самые невинные на первый взгляд книги или фильмы   могут вылезти боком с самой неожиданной стороны. 
Tags: Бредятина, Вещаю, в траппера просьба не стрелять, и что ? и ничё., черное и белое.
Subscribe
Buy for 20 tokens
Огромное количество страхов связанно именно с захоронением и переработкой бытовых отходов. Не секрет, что в последнее время это одна из самых тревожных тем. Невыносимый запах и плохая экология вокруг полигонов ТБО серьезно напугали людей. При этом тема со сжиганием мусора тоже не прижилась,…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 9 comments