?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Пра фильмы.

Прочитал случайно у старца Паисия его совет - не пытаться все проблемы решить исключительно своими усилиями, своим разумом. Что делающий так понапрасну себя изводит, потому что на самом деле большую часть всегда делает Бог, а от человека требуется только спокойно исполнять то, что от него зависит, а остальное предавать Попечителю и Его Промыслу.  Люди, которые изо всех сил пытаются все выполнить одними своими усилиями и разумом, редко достигают успеха, потому что не оставляют места действия Бога, пытаются Его заменить собой. Что это некоторый пароксизм гордыни и неверия.

И тут я вдруг понял, почему до революции оптинские старцы не советовали никому читать романы и беллетристику вообще - даже самую чистую и благонамеренную, а после революции "синематограф" считался одним из диавольских искушений (см. например беседы протоиерея Валентина Свенцицкого, в котором он противопоставлял жизнь безбожников, толпами стекающимися в кино, и жизнь христиан, собирающихся в храм на молитву).  Дело вовсе не в "бесовских адских машинах". Дело в сюжете.

Сам сюжет что романа, что фильма за очень редким исключением имеет предпосылкой полное отсутствие Промысла. Если герой в фильме побеждает зло, то благодаря своим способностям, уму, учености. находчивости, иногда - совершенно случайном стечении обстоятельств. При чем эти способности всегда невероятны и опять же за редким исключением выходят за рамки даже высокого уровня, не говоря уже о средних. Фактически, человек после чтения романа или просмотра фильма приобретает ложную модель поведения, хочет он этого или не хочет. Неминуемо и невольно ставит себя на место героя , подсознательно задается вопросом- а как бы я поступил на месте его, находит, что его собственные способности далеко не достают до требуемых. И вывод какой? Промысла и Бога в той "реальности" , которые подкладывает сюжет - нет по умолчанию. Остается один выход - "превозмогай".

И вот, уже в реальной жизни человек начинает превозмогать. Сталкиваясь с аналогичной ситуацией  ( например, горькой обидой и несправедливостью), он подсознательно ищет тип , способ поведения в ней. И оно уже готово,сформировано беллетристикой или фильмами -  надо превозмогать. Не можешь превозмогать - составь коварный план и превозмогай. Все равно не вытягиваешь? Возьми дробовик и превозмогай. То, что реальность совсем другая - что верное поведение совсем другое - исполняй свое дело, а Промысел все вывезет на должную колею - он не примет, даже если знает. Потому что теоретические знания - это одно. "Пример из жизни" - совсем другое. Хорошо, если есть у человека под боком подлинный пример подлинного поведения в таких ситуациях. Если же нет - виденные в кино "примеры" будут намного ярче и побудительнее для души, чем катехизис.

Причем это касается не только мирян, обывателей. В своем дневнике св.Николай Японский пишет , что ему удалось сохранить кротость и терпение при встрече с одним очень сомнительным архитектором только потому, что накануне видел в театре сцену с возвращением Одиссея домой , и как он молча претерпел  нападки от своих же рабов. Это не в укор святителю - "Одиссея" и "Илиада" вещи все же не простые, если их изучали даже в византийских монастырях. Это к тому, что самые невинные на первый взгляд книги или фильмы   могут вылезти боком с самой неожиданной стороны. 
Buy for 20 tokens
Оказалось - не зря. Если вы пропустили, то я уже приступил строить фахверковый дом, а пока под него готовлю основание в виде фундамента. Не сговариваясь, две совершенно разные строительные компании предложили мне, для моего участка фундамент в виде - ребристая плита. Вот она Сперва…

Comments

( 9 comments — Leave a comment )
revoltp
Jan. 5th, 2014 04:04 pm (UTC)
Все может вылезти боком.
конечно, человек порой не делает того, что может и должен потому, что занят тем, что сделать не может и не должен (и часто и не нужно это делать, но человек считает своим долгом). с другой стороны, христианин не без основания может верить, что невозможного для него нет.
Если человек пасует перед явным злом, признавая зло необоримым, Бог ведь может и быть недоволен: "ты решил, что зло сильнее Меня? Ты должен был сопротивляться, и Я бы помог."
ortheos
Jan. 5th, 2014 04:06 pm (UTC)
Ну, так никто же и не говорит, что надо сесть и сложить ручки. Это называется "лень". Лентяям действительно Бог не помогает (хотя если лень проистекает от нападения страсти уныния, то часто и им помогает). Действительно , главный принцип - "сделай то, что зависит от тебя, остальное Я сделаю Сам".
revoltp
Jan. 5th, 2014 04:29 pm (UTC)
"...И мудрость отличить одно от другого"

Да, лень бывает и полезна, по крайней мере мне. Наверное, если бы не лень, я бы сделал больше противного.
(Deleted comment)
himanru
Jan. 5th, 2014 09:24 pm (UTC)
верно замечено: полное отсутствие Промысла в большинстве современных фильмов, книг; в произведениях - нереальные люди, нереальные ситуации, нереальные общения; отсюда - ложные выводы, ложные, неадекватные модели поведения, в целом - извращенная философия.
кстати, вместо Промысла часто предлагается действие безличной судьбы, либо творящих произвол злых и добрых сил какого-то местного характера, эклектика, синкретизм каких-то туземных верований и прочего, например, античности, даже элементов христианства, всё в одну кучу... - караул!
человека все более погружают в иллюзорный мир, он все больше утрачивает связь с реальностью (высшая реальность - Бог)
могу обосновать, что некритичный просмотр и чтение большинства современного ширпотреба - губительны для здоровья душевного, деструктивны для психики человека
avielle
Jan. 6th, 2014 01:47 am (UTC)
Для чистого всё чисто.
kovipe
Jan. 8th, 2014 08:34 am (UTC)
в некоторых фильмах всё же есть промысел например в фильме "Стромболи. Земля Божия"

Кстати та же ситуация с компьютерными играми - нет в них промысла, и это уже практика в отличии от фильмов.
ortheos
Jan. 8th, 2014 08:37 am (UTC)
Согласен. "гэймплэй" у игры, которая была бы как в реальности - ты все напортачил и накосячил, и тут появляется Некто и вытягивает тебя за уши из болота - был бы очень низкий )
keenest
Mar. 12th, 2014 01:01 pm (UTC)
да вы же сомневаетесь в божественном плане :)
что если Он специально сделал так чтобы человек посмотрел фильм (пусть и оторванный от реальности) только для того чтобы смог дойти до правильных выводов и поступил соответственно в грядущей непростой ситуации? :)
( 9 comments — Leave a comment )

Profile

ortheos
ortheos

Latest Month

October 2019
S M T W T F S
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow