Го - это совсем не настольная игра в общепринятом понимании слова. Да, я знаю, что из него сделали клон шахмат и международных шашек , что есть международные федерации, что тоже есть всякие честолюбивые устремления гроссмейстеров и т.д. и т.п. Но роль, которую го занимает в японской культуре - совсем иная. Играть в го- это все равно , что ходить смотреть на клены, цветущую сливу или сакуру , первый снег или осеннюю луну. Го - это эстетическое восприятие вечности в текущем неповторимом мгновении. Мода записывать партии в го - из того же новодельного ряда , что мода фотографировать цветущую сакуру. Мастера никогда не записывали своих партий, потому то это разрушало всю суть го. Каждая партия неповторима и прекрасна, потому что она быстротечна, меняется на глазах и отойдет в вечность, не оставив следов. Это не медитация, не буддийские экзерциции, это именно предельно трезвенное, острое, эстетическое ощущение вечности и тленности, быстротекучести , исчезновения настоящего момента времени. Именно об этом сказка про рыбака, который засмотрелся на партию в го, а когда очнулся, оказалось, что он уже дряхлый седой старик.
UPD Сравнение го с музыкой не есть нечто истерически-экстатическое. Это явления совершенно одинакового порядка. Звук есть аудиализация деления линейного пространства - например, скрипач делит струну пальцем и извлекает резонансную частоту оставшейся части. Флейтист зажимает то или иное отверстие, деля воздушное пространство внутри флейты, которое издает собственную резонансную частоту. В го точно также пространство делится на части камнем, только это не линия, а два измерения. Соответственно , следующий ход в то или иное пространство есть извлечение неслышимого звука , представляемое только сознанием, и рационально невыразимое, как рационально невыразима музыка.
Journal information