ortheos (ortheos) wrote,
ortheos
ortheos

Category:

Патриархи и часы.

Ну вот , добрался и до этой животрепещущей темы.

Оказывается, святейший патриарх Алексий I терпеть не мог , когда священнослужитель носил на руке часы. Увидев часы на руке епископа, он отзывал его в сторону, требовал немедленно снять "это" . В некоторых случаях дарил тут же собственные карманные часы на цепочке. Сам патриарх Алексий I время смотрел только сидя в кресле и только тогда ,когда его никто не видел.

Святейший патриарх Пимен наоборот , ничего не имел против наручных часов , и с его примера так же носили наручные часы патриарх Алексий II и Кирилл.

Почему такой разнобой и вообще причем тут часы - носи на руке, не носи? А дело то любопытное. Начнем с того, что мода вешать в алтаре часы - очень недавнего прошлого. Собственно только после появления часов электронных. Маятниковые часы, которые были , наверное, единственным бытовым видом часов до революции, никак не могли использоваться в алтаре из-за постоянного стука. Но возможно разница между отношением , еще глубже, чем просто совершенствование конструкции.

Дело в том, что святейший патриарх Алексий I был человеком дворянского происхождения и дореволюционного воспитания. А в тонкости дворцового этикета входила такая деталь - на аудиенции с Государем НИКОГДА не смотрели на часы. Смотреть на часы в присутствии Государя считалось крайней степенью неуважения к нему. Как смотреть на часы во время свидания с любимым человеком.

В качестве исторического комментария - запрет смотреть на часы во время синагогального богослужения у иудеев является одним из самых строгих. Еще  в начале 20 века за этот незначительный поступок могли выгнать из синагоги. Более того, иудеям запрещалось быстро идти после моления, даже если они торопились домой.

Однако, насколько мне известно - на Афоне другая традиция, там часы являются частью богослужебных сосудов. Потому что афонские иноки сообразуют течение службы (особенно во время торжественных всенощных часиков эдак на пятнадцать) с ходом суточного времени.  Впрочем, мистическое  афонское отношение к священности самого времени  суток не есть что-то особенное , оно очевидно из Священного Писания, которое никогда не говорит о дате какого-либо события, но никогда не преминет упомянуть о часе его совершения.

К чему это все?  Наверное, к  "Кто различает дни, для Господа различает; и кто не различает дней, для Господа не различает." (Рим. 14,6)
Tags: просто так...
Subscribe

  • (no subject)

    "Массовая вакцинация от коронавирусной инфекции в России может стартовать в начале осени, при этом весь процесс может занять до девяти месяцев,…

  • Самоубийство Голливуда.

    Думаю, никто не будет спорить, что российское кино находится на последней степени деградации. Все сильнее раздаются и голоса кинокритиков про то,…

  • Победихомо, ракетами закидахомо.

    Президенту торжественно объявил начало новой гонки вооружений на тотальное уничтожение человечества. К президенту вопросов и претензий нет - он…

promo ortheos september 18, 2014 10:40 25
Buy for 10 tokens
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments