ortheos (ortheos) wrote,
ortheos
ortheos

Category:

О нормальном теопасхистском выражении.

В свое время http://ortheos.livejournal.com/283850.html я был шокирован откровенной ересью, которую проповедует о.Феодор Лютостанский. Я не люблю ковыряться в ересях и богословствовать по причине несовместимости богословствования с Гинтамой , но это был уже настолько чудовищный случай, что реально  могло что-нибудь совсем бездушное возопить. В ответ я получил мягкий упрек, что это нормальное и обычное православное теопасхистское выражение. Словосочетание  "православное теопасхистское выражение" есть некоторый оксюморон, ну да ладно.

Собственно, совершенно случайно наткнулся на то, что по всему этому поводу думает Иоанн Златоуст, и что отцам Феодорам необходимо, когда они касаются таких предметов, крайне внимательно следить за своими словами. Так что никаких богословствований, только Златоуст.

"Образумься же, возлюбленный, и возвратись опять в прежнее состояние, отказавшись от этого нечистого мнения, которое принадлежит Аполлинарию и так называемым синусиастам[96]. Нечестивые учения всегда оказывают вредное влияние на людей неповинных, которые подобно нам живут в простоте. Эта книга принадлежит учителю их Аполлинарию; ты приобрел ее себе, и дурно сделал. Помня, впрочем, прежнее житье с нами твоей честности и видя из письма любви твоей, что ты, увлекшись их безумием, впал в заблуждение не только касательно таинства домостроительства, но даже и касательно общности имен, мы решились теперь, при Божием содействии нашей немощи, представить тебе ясное изложение учения об этом – в обличение неправого мнения тех, кто доставил тебе еретическую книгу, и в исправление твоей честности.
Итак, возлюбленнейший мой, когда ты называешь (Иисуса Христа) Богом, то исповедуешь в Нем то, что по естеству своему есть просто, несложно, неизменяемо, невидимо, бессмертно, неописуемо, непостижимо, и тому подобное. А называя Его человеком, ты обозначаешь в Нем то, что свойственно естеству немощному: Его алчбу, жажду, слезы над Лазарем, страх, пролитие пота, и тому подобное, чего божество чуждо.
Когда же ты называешь Его Христом, то выражаешь вместе и то, и другое в Нем: поэтому Христос может быть называем и страстным и бесстрастным – страстным по плоти, бесстрастным по божеству. То же самое, что о Христе, может быть сказано о Сыне, об Иисусе, о Господе, так как все эти имена суть общие и выражают собой оба естества, совмещение которых под ними и вводит еретиков в заблуждение, как скоро они имя Христос принимают вместо общего за собственное. Однако эти только общие имена и должно употреблять, когда исповедуешь таинство домостроительства. В самом деле, если ты скажешь, что пострадал в каком-либо смысле Бог, то скажешь невозможное – скажешь богохульство и уклонишься в нечестье манихейства и других подобных ересей; если же опять скажешь, что пострадал человек, то будет явно, что у тебя храм плоти – храм пустой. Без обитающего же храм не может и назваться храмом, так как тогда он уже и не есть храм." (225 письмо к монаху Кесарию, http://www.ispovednik.ru/zlatoust/Z03_2/Z03_2_36.htm#_Toc154042095 )
Tags: Рысь Атакуэ
Subscribe

promo ortheos september 18, 2014 10:40 25
Buy for 10 tokens
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 14 comments