ortheos (ortheos) wrote,
ortheos
ortheos

Categories:

Темже подмневся тако испрельститися

Всенощное бдение на Воздвижение доставляет ветеранам клиросного чтения невинное удовольствие. Особенно когда праздничный канон поручают мужу или юноше громогласному, но в кир Косме не искушенному. Собственно, невинное удовольствие начинается при мучительных попытках сего мужа прочитать слова, вынесенные в заголовок поста.  Дело в том, что они появляются внезапно и по своему эффекту подобны тому, как если бы кто-то шел-шел себе  ясным днем , любовался прекрасным чистым небом, а потом вдруг на него накинули темное одеяло и два раза долбанули по затылку бревном.


Собственно, эти четыре слова объясняют, почему славянский лучше современного русского. Четырьмя словами преподобный Косма Маюмский ухитрился выразить целый абзац текста. Ибо означают они "поэтому, когда другие вследствие таких его действий внутри себя посчитали, что он совсем из ума выжил и не в состоянии уже ничего различать". Церковно-славянский язык помимо всего прочего - очень милосердный язык. Если перевести его на русский, то чтобы выразить хотя бы часть его содержания, служба увеличится в два раза минимум.

А еще с этими словами связана древняя история , произошедшая с автором песни. Эта история рассказывается св.Никодимом Святогорцем в его великолепном "Толковании на канон св.Воздвижения". Помимо высоких мыслей и знаменитого артефакта в виде страничного рассуждения о духовном смысле .... блевотины (sic! святые отцы и викторианские барышни - совсем разные понятия) , там приводится и эта история.
Каждый, кто видел канон на Воздвижение, обратил внимание, что он очень странный. Обычно у канонов так : или он один, или их два - один одного автора, второй - другого. А канон Воздвижения один. Кроме девятой песни, на которой внезапно он становится двумя канонами. И вот как это все получилось. (далее в изложении автора, который дозволил себе некоторые вольности)

Во время жизни преподобного Космы он был в топ-10 на тогдашнем MTV. Тольков то время сочинители песен про заек и "обними меня скорей" были популярны только в публичных домах и нормальные люди их не слушали. Нормальные люди слушали кир Косму и кир Романа. Все хиты преподобного Космы разбирались в епархиях как горячие пирожки. Их мгновенно переписывали и распространяли не хуже проповедей св.Иоанна Златоуста. Но когда появился канон на Воздвижение,он помимо всеобщего дефицита пергамента вызвал еще и ступор, поскольку на греческом он вставляет в мозг не хуже , чем на славянском. Потому что знаменитое "византийское плетение" не просто передача мыслей ртом, а в полном смысле этого слова иконопись словами. Наверное , когда какой-нибудь епископ ,наткнувшись в первый раз на "подмневся тако изпрельститися", полчаса пытался это выговорить, как и нынешние молодые клиросные бойцы, пока с истерическим хохотом не хватался за голову и не начинал бегать между притихшими клириками.
   Итак , собственно, приезжает  как-то преподобный Косма в один из малоазийских городков. Стучится в окно пономарки . Паспортов тогда не было , фотографий тоже. Вот его и спрашивают :
- Здравствуйте, вы , ваше преподобие, собственно, кто будете?
 Тот, скромно потупившись и запахнувшись в монашеский иматий, тихо ответствует:
- Да вот, кир Косьма я. Некоторым образом.
  Пономарь хитро прищуривается одним глазом и говорит:
- Да ну ладно. Какой из тебя кир Косьма? Кир Косьма вообще такой святой, что весь светится и борода у него ВО!
- Не, я честно кир Косьма. Маюмский который.
- Чем докажешь?
- А вот дайте мне бумагу и чернила.
  Дал ему пономарь бумагу и чернила и смотрит. А преподобный как уселся на лавочку под греческой оливой, подумал чуть-чуть, прикусив перо - и как пошел, как пошел - кладет на пергамент строку за строкой. Закончил в десять минут - дает пергамент пономарю. Тот взял. Медленно прочитал по складам. Дошел до "преднизведеся, всеродне ны паки исправи" .Молча вытер испарину на лбу, сказал :
- Подождите, святой кир Косьма. Я ща.
  Открывает дверь в алтарь и говорит:
-Владыко святый, у меня тут две новости есть - одна хорошая, другая ... тоже хорошая.
  Владыко оторвался от греческого молитвослова и говорит солидно:
- Ну, говори, раз начал.
- Хорошая - к нам приехал святой Косьма.
- А другая... тоже хорошая?
- Помните, владыка, как вы нам после вечерни читали восемь песней канона на Воздвижение? У вас еще истерика была на "подмневся тако изпрельститися"?
 Владыка вздрогнул, тоже вытер греческую испарину и  кивнул.
- Так вот. Теперь их девять.
Tags: Секретные материалы
Subscribe

  • Эвалюция и искусственный идиот.

    Есть нечто общее у эволюционных попыткок изобрести самопроизвольные схемы самозарождения жизни и современного ИИ-безумия. Напомню старинную статью…

  • Будь технологичным - будь мусором.

    Так совпало (и это, очевидно, чистое совпадение) , что вместе с истерической пропагандой эпидемии и чудонановакцин из каждого утюга, перебивает эту…

  • Чипирование и цивилизация мусоргов.

    Есть одно важное отличие современного высокотехнологического общества от мира Божия. Мир Божий состоит из творения. Современное высокотехнологическое…

promo ortheos september 18, 2014 10:40 25
Buy for 10 tokens
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 27 comments

  • Эвалюция и искусственный идиот.

    Есть нечто общее у эволюционных попыткок изобрести самопроизвольные схемы самозарождения жизни и современного ИИ-безумия. Напомню старинную статью…

  • Будь технологичным - будь мусором.

    Так совпало (и это, очевидно, чистое совпадение) , что вместе с истерической пропагандой эпидемии и чудонановакцин из каждого утюга, перебивает эту…

  • Чипирование и цивилизация мусоргов.

    Есть одно важное отличие современного высокотехнологического общества от мира Божия. Мир Божий состоит из творения. Современное высокотехнологическое…