Представим себе счастливую семейную пару. И любят они друг друга . А для большей убедительности представим, что у жены очень серьезная неизлечимая болезнь ( например, инвалидность, не позволяющая ей вставать с постели) . И муж трогательно заботится о ней. Готовит ей кушать, стирает, читает сказки , укрывает одеялом и чмокает на ночь. ( никто не возбраняет , впрочем, наградить инвалидностью мужа , а трогательной заботливостью - жену .По вкусу).
Каковы чувства "ущербного" супруга по отношению к этой заботе? Особенно, если примем, что семья современная и жена понимает, что ни законы, ни Кант не удерживают ее супруга от того, чтобы найти себе другую - помоложе, покрасивее и здоровую, как конь. А только любовь Как ей воспринимать эти ежедневные одолжения в прямом смысле, за которые она не в силах никак отблагодарить?
Воспринимать заботу супруга как должное, или как его обязанность - было бы, согласитесь, свинством. То есть, будем считать, что инвалидность была не на голову.
Естественное чувство - это благодарность. Причем не "благодарность в сердце" ( Ты там в лепешку расшибайся, а я буду хрустеть на подушке чипсами и быть где-то там благодарен/рна. В сердце. Хочешь верь - хочешь, не верь). А благодарность ,выраженная словами и поступками. ( Обнять, прошептать на ухо "Любимая/ый, спасибо тебе, прости , я ничем не могу воздать тебе за твою заботу." И вообще связать миленький кавайненький шарфик).
Я слышу громкие возгласы "Это и есть благодарность в сердце! Это никакой не ритуал! Это от сердца! Она же не читает ему по служебнику молитвы на церковнославянском, составленные седым высохшим монахом 1000 лет назад?!" Истинные слова.
А теперь представим, что такая ситуация продолжается не месяц, и даже не год. А уже лет эдак дцать. В первые полгода ежедневные обнимания и шептания на ухо пойдут как по маслу. С душой, с горячим сердцем и обжигающим мятным дыханием. Где-то еще через полгодика они потеряют свою свежесть как для него, так и для нее. Еще через год эти ежедневные излияния благодарности от сердца ( не говоря уже о стопке шарфиков) станут как-то вязнуть на губах. Они станут привычкой. Они потеряют свою искренность. Не в состоянии человек ни чувствовать, ни воспринимать одну и ту же эмоцию постоянно в течение длительного времени. И эта благодарность станет своей противоположностью - лицемерием. Она будет натужно бормотать что-то о "прости, я ничем не могу тебя поблагодарить", а он будет отмахиваться, поскольку слушал это уже 365 раз и это уже немного надоело.
Чего делать? Попытка внести литературное разнообразие в выражение благодарности будет еще более фальшивой,чем без этого разнообразия. И , согласно представлениям людей "с Богом в сердце", в таких случаях никакой благодарности выражать уже не надо. И мы возвращаемся к варианту, когда забота ( ценность которой возрасла во много раз, поскольку, не ослабевая , продолжается уже длительное время) не находит никакого отклика, благодарности. Разве что сухое, неловкое "спасибо". Дилемма, каждый вариант которой - хуже другого. Или фальшивые ( не по отсутствию чувства благодарности, а по необходимости однообразным ее выражениям) слова благодарности, или полное их отсутствие.
А выход совсем прост - ритуал. Обряд. Обряд благодарности, созданный одновременно (пусть в шутку или в серьез). Те же самые слова и действия, но ставшие ритуалом. Это действительно тот случай, когда "слова от сердца" хуже ритуальных слов. Сердце человека не выдерживает длительных эмоций, на одном уровне, как тело - длительных нагрузок. И ритуал в этом случае - скорлупа, броня, защищающая чувства от истрепывания от постоянного обращения. Оба знают, что это ритуал, но что за ним стоит искреннее и неистощимое чувство благодарности. И это позволяет благодарности быть выраженной и принятой не 365 дней подряд, а 3650000 дней подряд. Ритуал позволяет, прикрываясь своей формой , своим каноном, как щитом, передать чувства, которые слишком тонки и глубоки, чтобы быть выраженными даже один на один. И тем более - когда один перед тысячами. И эти тысячи смотрят на тебя во все глаза. Невозможно искренне молиться "от сердца своими словами" на глазах тысяч людей, которые на тебя смотрят. Ритуал спасает от праздных и любопытных глаз. Совершая ритуал, епископ, священник, прячется в нем от чужих глаз. Прячет свою подлинную молитву. Ритуал, обряд для священников - та "клеть" , в которую надо зайти перед молитвой , и где запереть за собой двери, о которых говорит Христос. Не случайно люди , ведущие глубокую духовную жизнь, исполняют обрядовую часть бесстрастно и предельно "внелично". А вкладывание страстности и демонстрация своих эмоций при чтении молитв - как правило признак лицемерия.
Ритуал - это не лицемерие. Это лекарство от него.
P/S/ Св. Иоанна Кронштадтский и преп. Арсения Афонского в контрпример не приводить - кто может воскрешать мертвых и бегать за 30 километров на сгнивших ногах, чтобы причастить умирающего - их молитве не помешает никто и ничто.
Journal information