ortheos (ortheos) wrote,
ortheos
ortheos

Categories:

Ложь Аристотель во спасение

Претензии нецерковных людей на то, что этика у них точно такая же , как у христиан, имеют определенный недостаток. Их на самом деле очень много, но один очень любопытен. Дело в том, что есть такие формы истины и лжи, которые не просто недоступны для них, но просто противоречат рациональному мышлению. В качестве результата, некоторые проявления истины отвергаются ими, и наоборот, перед определенной разновидностью лжи они полностью беспомощны и 100% уязвимы.

Потому что бывает такая ложь, которая с точки зрения формальной логики является истиной. И бывает такая истина, которая с точки зрения формальной логики является ложью. Рационально дать определение этим разновидностям очень сложно. Единственный способ получить о них представление - это примеры. Христианам о лжи, которая является формально истинным утверждением, известно из Священного Писания.

В книге Иова диавол говорит про Иова сущую формальную правду. Однако лжет. Диавол , говоря Христу "бросься с крыла храма и ангелы понесут тебя" , "скажи камням , и они станут хлебами" - говорил сущую формальную правду. Однако лгал. Диавол в бесноватой, громко возвещая об апостоле Павле и Силе "Эти люди возвещают нам путь спасения" говорил сущую формальную правду, однако был немедленно изгнан апостолом. Почему? Потому что это была ложь. Причем ложь очень страшная, потому что с логической , рациональной точки зрения , она вообще не уловима и не познаваема.

Есть и бытовые примеры такой "правды", являющиеся 100% высококачественной ложью. Например, сбывшиеся астрологические прогнозы, фальшивые откровения гадалки, которая рассказывает всю подноготную о клиенте, предварительно выспросив ее у соседей, за некоторую формальную истину даже отправляют в тюрьму ( шантажист не говорит ничего, кроме формальной правды).

Точно так же и есть нечто, формально ( с рациональной точки зрения) являющееся ложью, но реально , онотологически являющееся истиной. Например, Раав , которая солгала, спрятав соглядатаев Израиля, и была не только спасена от временной смерти, но получила жизнь вечную и место в родословии Спасителя. Или аналогичный поступок священномученика Горазда Чешского, который таким образом формально солгал гестапо, укрывая В ХРАМЕ даже не соглядатаев, а убийц - агентов сопротивления . Причем формально солгал дважды - во-первых, своим поступком оправдав это деяние. А во-вторых - когда взял на себя вину, поскольку он этого не делал.

Отличить такую ложь от правды и такую правды от лжи для людей вне Церкви просто невозможно. Единственный их критерий отличия истины от лжи - бытовая логика, формализованная Аристотелем - отказывается работать на таких фигурах высшего пилотаж.А другого Критерия - Истины Божественной, Которая есть Сам Бог, у них нет.

И как же они выходят из положения? Методом, еще более худшим, чем их положение. Они объявляют, что в некоторых случаях лучше солгать, чем сказать правду. И тут начинается самое интересное. Критериев-то отбора таких случаев у них нет. И фактически, пытаясь разобраться в таких недоступных для аристотелевой логики и этики случаях, они вынужденно приходят к этическому индифферентизму. Потому что фразой "иногда лучше солгать, чем сказать правду" полностью размывают этическую границу между ними. И уже каждый начинает решать - какие это случаи. Для кого-то такой случай - ограбить банк, чтобы дать деньги жене и детям. У кого-то такой случай - отправить соседа в ГуЛАГ, чтобы послужить Партии и Родине. Для третьих - служить отчизне , выбивая пытками признательные показания. Как только исчезает граница - исчезает этика вообще.

Нет и не может быть этики вне Христа. Потому что нет и не может быть критериев отличия истины от лжи без таких критериев.
Tags: Рысь Атакуэ
Subscribe

promo ortheos сентябрь 18, 2014 10:40 25
Buy for 10 tokens
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment