ortheos (ortheos) wrote,
ortheos
ortheos

Categories:

Гарри Поттер и Смысл Жизни.


Гарри Поттер, собственно, был нужен для заманухи, и далее нам уже не потребуется (слышен звук выстрела и громкий крик).

А теперь займемся Смыслом Жизни.
Традиционно Поиск Смысла Жизни относится к вопросам сугубо философским. Когда диавол хочет , чтобы человек благополучно прошляпил что-то критически важное в своей жизни, он отдает это "что-то" на откуп философам, которые послушно выдают спектр взаимоисключающих мнений, после чего следует единственно верный ( как это кажется) вывод - что все эти мнения  фигня, каждый может думать как хочет.

На самом деле Поиск Смысла Жизни вопрос математическо-этический. Математический - потому что для успешного его нахождения необходимо всего два-три строгих логических вывода из всем известных фактов. Этический - потому что часть этих фактов имеют отношение к этике.
Чтобы долго не рассусоливать, сразу приведу, как Конан Дойл , два конца строгой логической цепочки.

Если человек считает, что беспомощных инвалидов, стариков и неизлечимо больных людей  не за что  убивать на месте, то Христос - единственный Смысл его жизни.

На первый взгляд, вывод непрозрачный и совершенно неочевидный, но это только на первый взгляд.

Существует ли смысл жизни? (  Автор выражает глубокое соболезнование поклонникам 42 и надеется, что когда-нибудь они поймут, что горе тем, чье мировоззрение формируют фантастические рассказы)

Свидетельство 1.
Итак.  Начнем с реально существующих объектов .  Человек, у которого есть 100 рублей , не задается вопросом - существуют ли в природе деньги. Такой вопрос задается только человеком, у которого денег нет и который никогда их не видел.

А теперь сравним этот факт  с другим - когда объект очевидно не существует. Например, вера в существование Деда Мороза. Кто задает вопрос  "существует ли Дед Мороз" - те , кто в него верит, или те кто в него не верит?  Первые. Ни один неверующий в Деда Мороза  не мучается вопросом существования Деда Мороза. Мучаются этим вопросом только дети, которые в него поверили.

Мы видим прямо противоположные схемы. Одна - для реально существующих объектов, вторая - для плода фантазии и воображения. Причина разницы очевидна и понятна. В первом случае объект сам собой подтверждает свое существование,это выражается в во втором он этого сделать не в силах.

А теперь посмотрим, к какой группе относится вопрос о существовании смысла жизни. Кто мучается этим вопросом? Люди, которые полагают, что в их жизни он есть, или кто не верит в существование смысла жизни? Ответ очевиден. Вторые.

Итак,из того, что этот вопрос свойственен только людям, не знающим смысла жизни, мы можем сделать очевидный вывод, что смысл жизни - реален.

Свидетельство 2.

Человек не в состоянии сделать ни одного неосмысленного действия. Даже не пытайтесь. Каждое действие имеет ясный и очевидный смысл. От зевания после пробуждения до чистки зубов перед отходом ко сну. Человек чешет нос, человек идет по улице, человек смотрит по сторонам - все это осмысленные действия. Вы не сможете придумать ни одного действия, которое не было бы осмысленным. Даже если вы сейчас абсолютно бессмысленно разобьете свое окно, чтобы доказать существование бессмысленных поступков , он будет глубоко осмыслен - его смыслом будет доказательство мне существования бессмысленных поступков. <i> Кстати, в этом прокол логической схемы  индуистов и буддистов. Любое действие, направленное на избавление от смысла и содержания, неминуемо имеет смысл и содержание , заключающееся в избавлении от смысла и содержания</i>

Мы используем слова "бессмысленный поступок" , например, о беспричинном убийстве или непонятно чем вызванной трате денег. Но эта "бессмысленность" - всего лишь бытовое употребление слова. Здесь имеется бессмысленность с точки зрения среднестатистического "здравого смысла" . Если мы честно проанализируем эти бессмысленные поступки , мы обнаружим в них смысл - избавление от дискомфорта , который вызван всплеском гнева, желанием обладать , желание ожидаемого наслаждения от процесса или сознания собственной крутизны  и т.д.

Итак. Каждое действие человека имеет смысл. Имет ли смысл совокупность всех его действий? Это не вопрос философии. Это вопрос элементарной теории множеств. Если каждый элемент множества обладает свойством А, то все множество обладает свойством А.  Если каждое действие человека имеет смысл, то жизнь, как мало того, что множество всех действий, так еще и само  по себе действие, не может не иметь смысла.

То, что это не сухие выкладки ума, не имеющие отношения к реальной жизни, а действительная ее суть , доказывают люди, которые внезапно узнают о неминуемой и скорой кончине.   Их поведение резко меняется, в их сознании очевидно для окружающих происходит "переоценка ценностей".  В разную сторону - одни ударяются в удовольствия, другие начинают усерднее делать добрые дела, третьи приводят свои дела в порядок, пытаются обеспечить близких и т.д., четвертые кончают с собой . Реакций много - суть одна. Неминуемый и очень резкий перелом в сознании, связанный именно с фактом существования жизни и ее близком прекращении.  Если смысла жизни нет, то такой перелом в сознании необъясним никоим образом.  Если смысл жизни есть, то перелом объясним очень просто. Человек осознает необходимость достичь цели жизни в кратчайшие сроки. И поведение после перелома определяется тем, как именно человек представляет смысл и цель жизни. Даже самоубийство объясняется очень просто - человек считает невозможным обладать смыслом жизни или достижения ее цели в оставшееся время, и прекращает жизнь в связи с ее бессмысленностью.  

Идем дальше?

Из свидетельства 2 , кстати, вытекает очень интересный строгий логический вывод. Что люди, которые заявляют об отсутствии смысла жизни, говорят неправду. У них самих этот смысл жизни есть. "Говорят неправду" вовсе не означает, что они сознательно лгут. Но лгут. Несознательно и  в первую очередь - самим себе. Когда человек действительно решает, что жизнь не имеет смысла, за этим следует необходимое и скорое самовольное ее прекращение. Когда человек жив, здоров и весел, но говорит, что в жизни нет смысла, в его жизни смысл есть. Просто он настолько неприятен при объявлении и этически отрицателен, что признаются в нем только люди , потерявшие  стыд. Этот смысл - пребывание в удовольствиях и минимум дискомфорта.

Дело в том, что поиск смысла жизни - еще и лингвистическая проблема. Практически всегда человек, который отрицает смысл жизни, путает - непреднамеренно, но целенаправленно - смысл жизни и цель жизни. Цель такого запутывания - именно отрицание смысла жизни. По факту, человек отрицает цель жизни, но расширяет это отрицание на смысл. Именно для того, чтобы существование скрытого смысла его жизни - стремление к максимальному удовольствию и минимальному дискомфорту - не разрушало стройную концепцию. Спросите - почему так крайне не хотят признавать этот скрытый смысл жизни? У него очень любопытные необходимые следствия. О них позже.

Может быть, разница между смыслом жизни и целью жизни не совсем очевидна. Приведу пример. Музыкант играет на пианино. У этого действия есть смысл, но нет цели. Нет цели с логической точки зрения, хотя в быту мы говорим, что музыкант играет с целью доставить удовольствие себе и публике. На самом деле цель - это достижение определенного состояния после произведения определенных действий.  Цель характеризует то, что после ее достижения не надо предпринимать никаких действий для ее достижения. Токарь точит заготовку с целью получить вал. Получив вал, он больше не точит его. Отправившись в Москву, вы прекращаете движение на поезде, достигнув ее. Вам нет необходимости ехать куда-то дальше.  Цель достигнута. Согласитесь, музыкант, который сыграл одну пьесу, чтобы доставить удовольствие публике, должен на этом остановиться, как токарь, выточивший вал. Ведь цель достигнута.Но он продолжает и продолжает играть - до тех пор, пока это перестанет доставлять удовольствие публике. Очевидно, что у игры на пианино есть смысл - удовольствие публики или музыканта, но нет цели - нет такого состояния, которое он хотел бы достичь.

Предупреждая возражения , разумеется, на самом деле, в музыке есть цель , о которой говорили Платон, Мор, св.Иоанн Дамаскин - возвышение души и прививание ей тех или иных качеств - мужества, нежности, и т.д., но на самом деле это только пример того, что одно и то же действие может иметь только смысл, а может иметь смысл,включающий цель. Музыкант в церкви, играющий на органе, имеет цель - исцеление души. Музыкант на диджей-топ-хоп-стоп-хип-энд-драм вечеринке играет исключительно для удовольствия публики, не преследуя никакой цели.  (вопрос получения денег за оба действия мы исключим в связи с существованием музыкантов обоих категорий, которые согласны играть и бесплатно), Например, физическое совокупление мужчины и женщины может иметь только смысл - получение удовольствия, а может иметь и цель - удовольствие и рождение ребенка, получение денег, получение информации , и т.д.


Каков же этот смысл?

Попробуем выяснить, каков же смысл жизни? Каковы его свойства?

Первый вопрос - смысл жизни присущ всем людям, или только некоторым? Ответ очевиден хотя бы из Свидетельства 2, которое , помимо существования смысла жизни доказывает и его всеобщность. Но к такому же выводу можно придти с другой стороны.  Итак, для начала, определим- обладание смыслом жизни - достоинство или недостаток? Предположим, что действительно, у людей , отрицающих смысл жизни, смысла жизни нет - ни скрытого, ни явного. Ответ нам дает Свидетельство 1. Существуют люди, которые перешли из одной категории в другую. Например, множество людей, бывших атеистами, приходя в Церковь, говорят , что обрели смысл жизни.  То есть утверждают прямо, что у них не было смысла жизни, а сейчас есть. С другой стороны , есть люди , которые были христианами, но перешли в лагерь атеистов ( например, всем известный автор математического научпопа Мартин Гарднер). Так вот, реальный факт ( я не говорю сейчас об истинности самих смыслов -факт - что люди так говорят, и факт, что они не пытаются изменить свой выбор) - первые говорят, что обретение смысла жизни стало для них приобретением.  И это очевидно, потому что  если бы это было потерей, то они всячески бы старались восполнить потерю - то есть потерять смысл жизни заново. В то время как вторые говорят о потере смысла жизни, как о печальной, но неизбежной необходимости.  И - самое главное - ПЫТАЮТСЯ ЕГО ВОССТАНОВИТЬ. Научная деятельность для Мартина Гарднера по его же признанию стала смыслом его жизни после потери веры во Христа.

Таким образом, и для тех и для других  наличие смысла жизни - преимущество, отсутствие - недостаток.


Далее, зададим вопрос : различна ли жизнь у людей ? Имеется в виду - не внешние обстоятельства, а ее свойства и ее суть. Если да, то у людей,  не имеющих смысла жизни,  сама суть, содержание жизни ущербнее , чем у людей, имеющих смысл жизни. Причем эта ущербность связана не с обстоятельствами рождения, не с происхождением , а исключительно ... с их мировоззрением. То есть, приняв, что основы бытия людей со смыслом и и людей без смысла   меняются при смене мировоззрения. Из этого неминуемо следует , что люди без смысла жизни "генетически" ущербны, и что "генетическая ущербность" происходит от их мировоззрения. С этим пунктом не согласятся ни те, ни другие. Таким образом, мы вынуждены считать, что свойства жизни одинаковы у всех людей. Следовательно, смысл жизни присущ как людям, которые утверждают его существования, так и те, кто его отрицает.

Вывод : смысл жизни присущ каждому человеку.

Достижим ли смысл жизни?

Вопрос достаточно простой. Природа человека такова, что признанная недостижимой цель или состояние не являются смыслом ни одного его действия. Тут опять очень важная лингвистическая тонкость. Есть вещи, которые мы называем недостижимыми, но тем не менее люди пытаются их достичь. На самом деле, эти действия являются достижимыми - для сознания людей, которые пытаются их достичь. Например, человек, который пытается поднять танк руками, делает это только потому, что считает эту цель достижимой. Люди, которые считают некое состояние или цель недостижимыми, никогда не предпринимают ни одного действия, чтобы достичь их. Я не баллотируюсь в президенты по той простой причине, что считаю, что для меня это недостижимо.  Недостижимо как из-за внешних препятствий, так и по причине отсутствия желания, которое тоже делает эту цель недостижимой.

Таким образом, важное свойство смысла жизни - как все остальные действия , цели и смыслы наших действий, он доступен и достижим.  Недостижимый смысл жизни смыслом жизни не является.

Связан ли смысл жизни с содержанием жизни  человека от рождения до могилы?

Иными словами, смысл жизни человека заключен внутри этой жизни или находится вне ее?
Второй не менее важный вопрос: находится ли смысл жизни человека внутри него или снаружи, нечто или некто вне его?

Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо поставить третий вопрос. Связан ли этот смысл жизни с физическими или умственными возможностями человека? Ответ вытекает из доказанной присущности смысла жизни каждому человеку, независимо от его возможностей. Учитывая то, что существует много людей, чья жизнь (иногда очень непродолжительная - например, умершие на N-й день младенцы) не оставляет никаких ни физических, ни умственных возможностей. Тем не менее, обладая одинаковой со всеми остальными жизнью, они обладают одной и той же ДОСТИЖИМОЙ целью жизни, ДОСТИЖИМЫМ для них смыслом жизни.   Нет, не зависит.

Вот здесь будет очень серьезное возражение. В доказательстве мы исходили из того, что содержание, суть жизни человека не зависит от внешних обстоятельств - богатства, красоты, здоровья, известности, удачливости, места и времени жизни. А что если зависит?

Вот здесь и стоит дилемма, указанная в начале поста. Если считать, что зависит, тогда жизнь неразвитых младенцев, бедных, больных, калек, умственно больных,  (в зависимости от того, что считать смыслом жизни)  - не имеет смысла. И все ее содержание составляет страдание. Страдание бессмысленное и бесполезное. Тут бессилен аргумент "во всем можно найти светлые стороны".  Какую бы вы ни придумали светлую сторону, которая, по вашему мнению,  должна составлять смысл жизни человека, я всегда могу привести в пример человека, который в силу внешних обстоятельств не в состоянии его достичь. Калека может заниматься искусством? Сумасшедший мизантроп не может. Слепоглухонемой не может. Слепоглухонемой может наслаждаться мороженым и чтением книг по Брайлю? Восьмидневный младенец, который с рождения лежит под капельницей и умрет через три дня - не может. Есть люди, в чьей жизни все физические и умственные возможности отключены. Например, люди в многолетней "вегетативной" коме и в летаргическом сне.


 И здесь уже не логический , а этический  базис для дальнейших рассуждений. Если их жизнь. содержание которой составляют только  страдания, -  бессмысленны и бесполезны, то их существование - это акт немилосердия и жестокости со стороны других людей. А незамедлительное убийство - акт милосердия.

И тут очень интересный уже опять логический   нюанс. Человек существо переменчивое. Сегодня он в коме, завтра он из нее вышел. Сегодня он инвалид, завтра - может перестать им быть (и такое бывало). Сегодня он невменяемый наркоман, через год он смог стать нормальным человеком. Имел он или нет возможность достичь смысла жизни - определится только тогда, когда эта жизнь закончится. И даже если мы решим, что убогие, сумасшедшие и калеки обладают бессмысленной жизнью, то мы солжем. Потому что будущее неопределено. Фактически, даже будучи злым , из-за времени  невозможно утверждать, что человек, под действием внешних обстоятельств лишенный возможности достичь смысла жизни, не имеет смысла жизни .

Итак - все люди обладают смыслом жизни, независимо от жизненных обстоятельств. Даже считая, что смысл жизни зависит от внешних обстоятельств , невозможно утверждать, что смысла жизни для кого-то не существует.

Является ли смысл  жизни одинаковым для всех или у каждого он свой?

Вопрос интересный, но решается тоже строго логически и однозначно. Чем отличается жизнь людей, которые считают смыслом жизни собирание марок от людей, которые считают смыслом жизни вечное спасение? Только содержанием мыслей. Более того, человек может на дню двадцать раз менять свое мнение о смысле жизни. Такие люди существуют. Меняется ли при этом смысл жизни ? Зависит ли он от мнения о нем человека в данный момент времени? Учитывая то, что мы установили, что у каждого человека есть смысл жизни, и то, что существуют люди, у которых нет никакого мнения об этом смысле жизни, единственный вывод - что смысл жизни не зависит от мысли человека в настоящее время. В противном случае у тех, у кого нет никаких мыслей по этому поводу, не было бы смысла жизни, что противоречит всему вышесказанному.

Смысл жизни неподвластен человеческому разуму. Он доступен ему, но не зависит от него. Здесь есть и этический аргумент. В противном случае садист, который считает смыслом своей жизни убийство и пытки людей и врач, который считает смыслом своей жизни их спасение от преждевременной смерти, одинаково полным образом достигали смысла жизни.

Теперь мы можем приступить к решению первых вопросов:

Является ли смысл жизни чем-то достижимым в этой жизни? Состоит ли он в самом человеке или это кто-то или что-то вне его?

Не существует таких состояний и целей в земной жизни человека, которые были бы общими для всех и не зависели от внешних обстоятельств его жизни, от состояния его душевного и телесного здоровья. Ни в самом  человеке, ни вне его.  Что бы вы не назвали - супружескую или материнскую любовь, науку, всеобщее счастье человечества и грядущих поколений, непрерывные удовольствия и наслаждения, исследования загадок и тайн и т.д., и т.п. - ничто из этого не удовлетворяет этому условию.

Единственный вывод из всего вышеизложенного, строго основанный на объективных фактах и свойствах человеческой природы :
Смысл жизни у всех людей есть, всеобщ, един для всех и каждого, и находится вне самой человеческой жизни.

К этому выводу можно придти еще быстрее и яснее, если мы примем, что

1. смысл жизни, состоящий из цели и состояния выше и лучше , чем смысл жизни, состоящий только из состояния. Вкусная и здоровая пища ( а тем более вкусное лекарство, исцеляющее от болезни) выше и совершеннее просто вкусной пищи.  Супружеская близость, совершаемая с целью рождения ребенка, выше и совершеннее, чем просто совокупление. Музыкант, который играет для того, чтобы , помимо удовольствия, сообщить людям  возвышенные мысли и чувства, выше того, который играет просто для удовольствия.
2. Что человек по природе стремится к наивысшему и наилучшему из доступного.
3. Смысл жизни является наилучшим и наисовершеннейшим из всего. В противном случае из пункта 2 следует, что человек обладал бы совершенно другим смыслом жизни.

Таким образом, смысл жизни должен включать цель жизни. Цель жизни всегда наступает после ее завершения. Цель любого дела достигается только после его завершения. Вал готов после окончания точения, торт готов только после окончания выпечки, книга, как цель, достигнута только после ее написания. Соответственно, ничто внутри самой жизни не может быть ее целью. Как ни одна операция и состояние во время точения  вала не может быть результатом точения вала. Единственный вывод - что цель жизни может быть достигнута только после ее окончания.

Смысл жизни у всех людей есть, всеобщ, един для всех и каждого, и находится вне самой человеческой жизни.

(конец первой части)
Subscribe

  • Академия наук пишет.

    "Историков давно вызывает вопрос, насколько достоверными источниками являются жития. По оценке известного русского исследователя П. Безобразова,…

  • Блаженный Августин о светском государстве.

    "Государство (республику) Цицерон определяет кратко, как дело res народа publica. Если такое определение верно, то римского государства не…

  • Марксизм как религия вечных мук.

    Сильная простуда сопровождается лихорадкой. То морозит так, что невозможно согреться ни под какими одеялами. То такой жар, что не холодно даже в…

promo ortheos september 18, 2014 10:40 25
Buy for 10 tokens
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 35 comments

  • Академия наук пишет.

    "Историков давно вызывает вопрос, насколько достоверными источниками являются жития. По оценке известного русского исследователя П. Безобразова,…

  • Блаженный Августин о светском государстве.

    "Государство (республику) Цицерон определяет кратко, как дело res народа publica. Если такое определение верно, то римского государства не…

  • Марксизм как религия вечных мук.

    Сильная простуда сопровождается лихорадкой. То морозит так, что невозможно согреться ни под какими одеялами. То такой жар, что не холодно даже в…