Юриспруденция утверждает, что законы бесполезны, если нет неизбежности возмездия за преступления.
С этим никто не спорит.
Но почему?
Это связано с природой страха.
Страх это не ожидание несчастья.
Это ожидание неизбежного, неминуемого, того, что должно произойти.
Недаром существуют не только неприятный, злой страх, но и страх добрый благой.
Например, чистая девушка, которая выходит замуж, испытывает страх , но не такой страх, как перед привидением.
Страх - это ожидание изменения, связанного с неизбежным появлением иного порядка, отличного от текущего.
страх испытывают дети, когда в первый раз идут в детский сад или школу.
Таким образом, страх Божий - это не страх наказаний , страх ударов и бичей.
Это ожидание неизбежного , неминуемого проявления Иного Порядка, отличного от порядка, который организует в своей жизни сам человек.
И изменения, которое вызовет этот Иной Порядок.
Страх злодея, страх боли, страх наказания - это страх разрушительного изменения от Иного Порядка.
Страх жениха, страх священнослужителя - это страх созидательного , благого изменения от Иного Порядка
Отсюда и знаменитые слова пророка Давида о нечестивых:
"Несть бо им изменения, яко не убояшася Бога".
Ожидание изменения (страх) производит изменения.
Неожидание изменения (нет страха) не производит изменения.
Начало Премудрости - страх Господень.
Премудрость - это то, что изменяет человека.
Многие испытывают недоумение - почему несмотря на многократные и искренние исповеди , в их жизни не происходит никакого изменения, и грехи остаются те же (от них же первый есмь аз)
Ответ простой:
Нет СТРАХА Божия.
Страх не просто производит изменение , это и ЕСТЬ изменение.
Чуть ли не все знают , что "покаяние" по гречески - "метания" (читающий "метанойя" - латентный эразмаст) , т.е. "изменение ума".
Чуть ли не каждый священник на исповеди говорит, что покаяние состоит в изменении своей жизни.
Получается, что СТРАХ перед Богом и покаяние если не одно и то же, то крайне связанные вещи.
Нет же страха Божия по одной простой причине.
Что нет глубокого убеждения в неизменности и неминуемости Его Слов и Определений.
То ли будет то ли нет, а может простит, да и вообще кто знает, что у Него на уме?
А может вообще все химия и законы кирхгофа.
В свою очередь, это отсутствие глубокого убеждения (или вернее, глубокое убеждение в отсутствии воздаяния) происходит от того, что очень редко отмщение и возмездие следует сразу за совершением преступления.
Соблудил, своровал, сделал гадость - и тишина. Ни грома , ни молнии.
А это убеждение - результат глупости.
В самом деле, если бы Бог совершал возмездие за преступление сразу за преступлением , то КОГДА же было время для изменения?
Когда же раскаяться, если бы сразу прилетало в лоб за каждый грех?
Когда Церковь благодарит Бога за то, что дал человеку покаяние , она благодарит именно за это время .
В самом деле. Блаженный Августин говорит, что время - это мера изменения.
Само время появилось вместе с изменяемым.
А для неизменяемого времени нет.
Поскольку же покаяние -это изменение , и страх - это изменение.
То само время - некоторым образом покаяние .
И некоторым образом, время - это страх Божий.
Время начинает действовать, приносить пользу когда человек воспринимает страх Божий.
Не случаен оборот славянской речи "Он ходил во страхе Божием".
И наоборот, человек, не имеющий страха Божия, не изменяется, и для него времени благого словно нет вообще.
Это некая сатанинская пародия на вечность.
Соляной столб Лотовой жены.
------------------
И самое главное - неожидание изменения вовсе не уничтожает изменения. Изменение делается неожиданным, т.е. внезапным, катастрофическим.
Journal information