ortheos (ortheos) wrote,
ortheos
ortheos

Category:

Как Иван Грозный и Троицкий монах друг друга разыгрывали.

В 16 томе "Русской литературы" под редакцией Лихачева превеселая повесть о том, как Иван Грозный познакомился с канонархом Свято-Троицкой Сергиевой Лавры.

"Царь Иван Васильевич приехал в Сергиев монастырь ко бдению.
И услышал на клиросе хорошего певца, а царь и сам был горазд попеть.
И послал к нему своего боярина спросить : "Ты , старец, откуда"?

Боярин пришел, сотворил молитву, а старец ответил аминь.
"Царь де Иван Васильевич велел тебя спросить - "Откуда ты, старец?"
А старец обвел себя глазами и отвечал - "Да я отовсюду старец".
Возвращается боярин  и говорит : "Государь, не смею сказать,  но чернец ответил, что он отовсюду старец -  и спереди и сзади".

Тогда царь опять послал того же боярина спросить : "Где пострижен?"
Боярин по чину с молитвой опять спросил - "Где пострижен?"
А старец поднял клобук и показал на голову - "Здесь пострижен".
Боярин сказал об этом царю, тот и говорит- "Ну точно голова у него стриженая".

Как начали читать шестопсалмие, царь сам пошел к старцу. Сотворил молитву - а старец ему "Аминь" не отвечает. Царь постоял-постоял да и пошел обратно.

Начали петь "аллилуйа" , царь опять сотворил молитву , и старец с промедлением ответил "Аминь".
Царь молвил: "Что же ты давеча не отвечал?"
"В церкви кого-то одного нужно слушать. Или чтеца или тебя".
Царь поднялся на клирос и все монахи расступились, только головщик(этот старец) не пошевелился.
И как приспело петь полиелей, старец не начинал петь, так что царь начал сам "Хвалите имя Господне".
А когда закончил , ему старец сказал - "только "су" умеешь" и царь ушел с клироса.

Тут пришло время читать Пролог.
Царь попросил архимандрита, чтобы книгу положили вверх ногами и задом наперед. А читать велел через архимандрита тому старцу.
Старец вышел читать , открыл книгу и начал нести белиберду. Сказав два-три слова,  "И Богу нашему слава", пошел и по пути сказал - "Чтоб де чисто было в глазах  у того, кто книгу так положил".
А положил уставщик по приказу архимандрита. И царь об этом веселился.

После всенощной царь приказал архимандриту поставить для старца меда и пива, чтобы тот напился и проспал заутреню. А утром - праздник св.Иоанна Богослова.

Отбили часы, и царь пошел подслушивать - что творится в келье у головщика. А там клирошане веселятся -  все пьяные, "масло колотят" (у Лихачева это толкуется как игра в азартные игры на щелбаны, но скорее всего это  ссылка на поговорку "ведьма масло взбивает" - про перемежающийся дождь и солнце, в том смысле, что то братаются, то ругаются). И первый из них - тот самый головщик.

Царь пошел и без благословения архимандрита приказал звонить к всенощной. И пошел царь в храм, прежде чем звонить закончили - а там уже на клиросе чинно стоит головщик. Царь подошел , сотворил молитву и говорит: "Чернец! Ты бес или человек? Только что сказали что ты пьяный,а ты на клиросе стоишь". А старец отвечает: "Бес не может измениться от зла к добру, а человек изменчив по природе и самопроизволен. Может себя перекладывать от зла к добру и от добра ко злу".

На другой день государь после обеда глядел в окно, а тот головщик идет с погреба вдвоем с другим старцем, и несут по кувшину пива. А как подошли к окну, так начали драться. И во время драки один от другого побежал, а тот запустил ему вслед кувшином- и кувшин разбил, и пиво пролил. И царь веселился. Тут один старец другому говорит - "А чего мы с тобой подрались?" А другой отвечает - "Понятия не имею". Тогда один посмотрел на Церковь и сказал "Пресвятая Троица, помилуй нас" - все до конца. И попросив друг у друга прощения, пошли дальше.

А царь уехал из монастыря и приказал архимандриту его беречь.
А старца вызвал к себе в Александровскую слободу и так , что не быть ему не пешему , ни конному, ни в платье, ни нагому.
И тот старец отправился в путь с клирошанами. А как подошли к слободе, велел головщик всем монахам надеть на себя сети, и друг друга потащили на закорках , переменяясь. А царь смотрел сверху и дивился разуму старца. И велел их посадить за столом и раздать им ложки с длинными стеблями, чтобы нельзя было себе в рот уноровить.
И тогда старцы начали друг другу еду через стол ложками давать. Царю донесли и он опять удивился разуму их.

После многого кушанья велел царь спросить - "Сыты ли"?
Они отвечали - "Сыты!"
Тогда повелел царь принести им свой царский пирог. И они его весь съели.
Царь говорит: "Что ж вы, старцы, лжете, что сыты, а пирог весь съели?"
А головщик ему отвечает: "как бывает дом полон людей, а тут царь идет и кричат   -" потеснитесь, дайте дорогу царю!" Так и пирог царский.

Царь вызвал его к себе и говорит: "Я наказал архимандриту о тебе позаботиться. Чем тебя пожаловать?"
Тот отвечает: "Государь, монаху немного надо. Только три: тепло, мокро и мягко".
Бояре дивились, что он такую чушь перед царем несет. А государь ответил : "Да нормально он просит. Тепло - это келья, мокро - это выпить вдоволь, мягко - хлеба мягкого".

И приказал архимандриту жаловать его больше всех братий."

Tags: История, Секретные материалы
Subscribe

  • Характеристика.

    "Он сделался безмерно богат посредством беззаконий и святотатства, выпрашивания у братьев и запугивания их. Он обманывает потерпевших…

  • Высшего себе не взыскуй.

    Эводий - блаженному Августину: "Согласись, что довольно часто, когда я спрашивал тебя о чем-либо важном, ты останавливал меня каким-то…

  • Благо ми есть, яко смирил мя еси.

    iso_ortheos закрыт и удален. Причина: не по сеньке шапка.

promo ortheos сентябрь 3, 2020 11:11 35
Buy for 10 tokens
Наконец закончил , если можно так выразиться, перевод "Шести книг о музыке" блаженного Августина. Перевод делался для себя, поскольку полный перевод госпожи Двоскиной издательства московской консерватории ( не хулю, а привожу причины своего перевода) 1) дорогой 2) в малом количестве…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments