«Какие особые свойства усматриваешь ты в Махаяне, что так ею увлечен?»
Кумараджива отвечал: «Глубокая и чистая Махаяна утверждает, что все дхармы (буддийские заповеди-учения - Орф.) суть пустота.
Хинаяна же в этом отношении непоследовательна и привносит многие погрешности».
Наставник возразил: «Ты говоришь, что все без исключения есть пустота. Как же так? Можно ли отрицать дхармы в угоду пустоте? Так,когда-то один сумасшедший велел мастеру спрясть нить, и чтобы была она как можно тоньше. Мастер приложил все свое умение, и вышла нить такой тонкой, как если бы ее спряли из пылинок.
Однако сумасшедшему работа все-таки показалась грубой. Рассердился тогда мастер и со словами: ”Вот эта тонкая нить” 一 стал указывать в пустоту.
- Я ничего не вижу'*,—— удивился сумасшедший.
”Нить эта очень тонкая,——пояснил мастер» — я изготовил ее так искусно, что ни я сам и никто другой не смогут ее разглядеть”. Сумасшедший обрадовался и сполна заплатил ему за работу. Так мастер его одурачил, да еще получил вознаграждение. Твои пустые дхармы, Кумараджива, — это та же нить».
Кумараджива вновь стал приводить примеры, выстраивать их один за другим. Невзирая на трудности он вновь и вновь обращался к сутре, и по прошествии месяца Бандхудатта уверовал." (Хуэй Цзяо, "Жизнеописания достойных монахов" , с. 136)
Буддизм - это искусство целенаправленно сойти с ума при полном осознании не только сумасшествия, но и порочности этого сумасшествия.
Journal information