Первая мера, подобающая блудному сыну, который пожелал прийти в себя - это мера времени.
Чудовищная и болезненнейшая рана человеческого сознания - это фиксация на некоем неопределенном будущем.
Выражается эта рана как во всем известных ложных задачах "начать с понедельника" или " с завтрашнего дня", так и в чудовищных преступлениях вроде всемирных завоеваний Наполеона или Александра Великого , направленных на стяжание материальных средств (на будущее ) , человеческой славы или власти.
Это страдание выражено в Евангельской притче о безумном богаче.
Безумие его не только в том, что он собирался многая лета кушать, пить и веселиться, в то время как жить ему оставалось конец дня.
Безумие его прежде всего в том, что эта фиксация, устремленность в фантомное, иллюзорное будущее - мука, и источник мук.
Безумный богач мучался желанием наслаждаться, и наслаждение поставлял в мучении.
Поэтому первое, чему учит Господь наш Иисус Христос - это ввести свое сознание в положенную для человека меру времени -
"Изыде человек на дело свое и на делание свое до вечера".
Конец жизни человека находится во времени когда он ложится спать.
"не пецытеся наутрей, утренний бо собою печется".
Даже попытавшийся ввести свой ум в эту меру - Евангельскую меру одного дня - испытывает чувство облегчения и прохлады, подобное стакану холодной воды во время лютой жары.
Жестокое же мучение это происходит
1) от недоверия Богу, отсюда
2) от упования на самого себя или еще глупее - на дядю Петю .
3) от великой глупости, которая не учится даже ежедневными разорениями и уничтожениями всех планов "на завтрашний день" или "на отпуск" или "на год".
4) от безмозглой упертости, когда никакие даже самое откровенные удары по лбу не в состоянии заставить гордеца порвать его "планы" и "схемы", которые уже откровенно наносят и ему и окружающим вред, но он прет, как осел дальше только потому, что он так запланировал.
5) от корня всех зол - гордого раздувания - во времени
От этого жестокого мучения происходит то, что люди ни одно дело не могут делать как должно.
Пришпоренное болью устремления в фантомное будущее сознание подобно взмыленному коню несется сквозь каждое дело, как через терновый куст, как через препятствие к достижению цели.
От этой муки происходят большая часть страхов - рака, антихриста, бедности, одиночества, войны.
Потому что все эти фантомные страхи обитают только в фальшивом, фантомном будущем - в излиянии за пределы своей меры.
В человеческой мере времени эти страхи не могут жить.
Есть множество людей, которые боятся обеднеть или заболеть в неопределенном будущем, но нет никого, кто бы боялся обеднеть или заболеть до вечера.
Хотя и совершаются , конечно, в действительности все эти вещи, но их сокрушающая человека сила опять же заключаются в фантомном ужасе фантомного будущего.
По этой причине святые отцы, введшие ум свой в эту меру, никакими болезнями и ужасами не сокрушались, но оставались веселы и спокойны.
Journal information