ortheos (ortheos) wrote,
ortheos
ortheos

Category:

Палея Толковая. Часть первая.

Начал читать сию Толковую Палею 15 века (  "издание" 1408 года - написана еще при св.Сергие Радонежском, но не на Руси, а в Византии, и скорее всего намного раньше)  Вроде как ссылается на святых отцов, но как у нас водилось на Руси - абсолютно без всякого ссылочного аппарата. Есть прелюбопытные предания . Никак не оцениваю их истинность или ложность, просто привожу.

1. Падшие ангелы составляли отдельный , 10 лик.
2. В книге Иова написано, что Творец землю повесил ни на чем. Наши современные толкователи выводят из этого места современное представление о положении Земли в космосе, не спорю, но в Палее более глубокое толкование. "ни на чем" - не в смысле , что "нет трех китов". а в смысле, бытие Земли не поддерживается никакими тварными законами, а напрямую Божественным Словом. "О земли же убо в Иове пишет , глаголя "Повешей землю ни на чем" - учит же ны ничтоже помышляти под нею исподи - ни стихия , ни планиды (здесь не планеты, а случай или гороскопы), ни ино что, но все повинуяся Божественному законному повелению. Подобно же сему и Давид певец рече в 103 псалме, "Основавы землю на тверди своей.  Виждь убо, яко вся свидетельствующу Богу, яко основаней быти и содержатися Божиим повелением.
3. Есть святые ангелы, управляющие морозом, снегом, мгле, туману, отдельный ангела на гром и отдельный на молнию, по ангелу на зиму и лето, и даже ангел тьмы ( не в смысле сатаны, а святой ангел, управляющий тьмой, как отсутствием видимого света. Таким образом, по Толковой Палее , зря дети боятся темноты. Ею тоже ангел управляет. )
4. Любопытное свидетельство о том, что "эволюция" - это не современное научное измышление, которого не было в древности ,поэтому святые отцы никак не могли с ним спорить. Вот текст  : "Тем убо глаголет великий Моисей, да возразит богохульныя уста, и вразумят, яко не о собе все самородено  бысть , но здание Владычнее являет. "
5. Произрастание растений без семян и без солнца есть прообраз бессеменного Рождества Христова ( поэтому и читается паримия из Бытия о сотворении на Рождество)
6. При том, что есть ангел облакам, Палея Толковая прекрасно знает о круговороте воды в природе "Воздушным убо водам море есть источник, греемое лучею солнечною, и собирает тенесть воденую и воспарением мглы, мгла же та, вознесена на высокия места бывает от облачного стеня остужаема в дождь претворяющеся и сходит на землю. И се яве есть : аще кто наполнит сосуд воды ти подгнещивает огнь под нь (кстати, славянское выражение  "вонь" - это не слово "в- онь" , это слово "во - нь", от древнего "в ни"), и долга варима водою пара та исходит. Тако убо егда воспарит теплотою Солнце и привлачает воду на воздух или от источник  или от рек, или от невидимым текущи волы, воспарением привлачая воду на воздух, и воздуха доблестью охлаждается."

7. Также Палея знает о фильтрации воды в горных породах.  "От начала морскаго под землею грядет вода, тескующися и приражающися по узким местам, да того ради горесть и сланость оставляет, исысаема перстию ,тонка и потребна исходящи является."
Нехило для "мракобесия "15 века, учитывая , что даже до Фрэнсиса Бэкона еще 100+ лет,
Нет, определенно , фраза "иссасываема перстью" по сравнению с "фильтруется породой" звучит, как как каденция Баха по сравнению со стуком молотка по водосточной трубе.

8. Безбрежная тьма космоса по Палее - это тень от "тверди", за которой сияет тот самый немерцающий свет первого дня.
9. Знамения и сроки, для которых были созданы солнце и луна - это спасение людей через Христа.
10. Фазы Луны - это знамение человеческой жизни. Рождение, возрастание в смерти, угасание и смерть - затем, воскрешение. Справедливости ради стоит сказать, что  в буддизме луна тоже символ, но не воскрешения, а переселения душ.
11.  К слову о системе Птолемея : "молвят же некие баснословцы, яко под землею течет солнце и со звездами. Иже бо древле создавше столп на высоте бывша и в суете ума своего соблазнишася, видевша светилника  и звезды , ова убо обращающая, мнеша клугрообратну быти небу.  Ин писание же не тако учит, ин тому самому небу никакоже движиму от восток к западу, ни круглообратней быти тверди... Рече бо писание - звездам и светилникома по воздуху словесными силами течение совершати."
12. Ангелы не изначала занимались движением солнца и луны, но после грехопадения человека занялись этим ,поскольку "автоматика" отказала,  занимаются ради человека. После воскресения и возвращения вселенной в первоначальное состояние, им не надо будет этого делать, ангелов освободят от управления материальным миром.  "Тварь свободится от работы истления" это означает, что "в скончание свободятся ангелы от работы службы тоя , юже творят ангели человека ради". "Яко же и Сам Господь  в Евангелии о скончании рече :"Тогда убо силы небесныя двигнутся и звезды, яко листвие падут с небесе на землю". Силы небесныя ангелы нарицает, а еже двигнутися им от службы их - свобоженым же бывшим ангелом , движущым звезды, пасти , рече , звездам на землю".
13. Звезды не просто для красоты. Одни направляют перелетных птиц, другие служат таинственным указателем рыбам, третьи - для гадов.
14. Солнце огромно , имеет три миллиона стадий  в ширину.  Планеты тоже огромны, а кажутся маленькими по причине большого расстояния.
15. Падающие звезды - это не сами звезды, а  облака, загорающиеся от  звезд.
16. Сатана пал в день творения Солнца, луны и звезд.  Он был главным над 10-м чином ангелов ,который был выше всех, главным над всеми ангелами до Михаила.  Фактически, восстание ангелов против Бога - это восстание "элиты".  Пал он, увидев прекрасную вселенную без жителей и захотев забрать ее себе.
17. Одни демоны пали в преисподнюю  - они ничего не слышат и не знают. Другие пали на землю - эти искушают людей. Третьи повисли в воздухе - эти устраивают мытарства.
18. Люди сотворены , чтобы составить новый десятый чин, названный "человеколюбивым".
19. Как кукушка подкладывает свое яйцо в чужое гнездо, так и апостолы подложили Евангелие в гнездо язычников.
20. "Есть же в человецех бесерменский ( басурманский) язык, понеже ересью Бахмита (Магомета) своего объяти суще, оставляют подружия (жен) своя и сами себя убо содомски смешают , того ради чистят свои оходы (слово то какое!) паче лица и сердца".
21. Четыре вида отречения от своей воли : мученичество, пустынничество, общежительная жизнь в монастыре и венчание на царство.
22. Почему Бог не благословил растения, звезды, твердь, море? Потому что им не угрожало ничего после грехопадения человека. А живые твари благословлены в предведении несчастий, которые им причинит человек, (как противоядие  от них).
23. Человек был сотворен последним , поскольку вселенная была домом, который готовился для него.
24. Творец устроил Совет в Троице перед сотворением человека "Сотворим человека"  ( а ангелов творил без совета) так как уже знал, что Слову надо будет воплощаться в человеческую природу.  То есть, как я понял, особый совет понадобился для создания отдельного "интерфейса" для воплощения, который и позволяет каждому человеку стать Его домом. Еще до падения Он превращает последствия падения в  особый дар.
25. Чуден Советник из книги пророка Исайи - это Слово, с Которым Отец советовался при сотворении человека. Удивительно, как складывается мозаика Рождественского богослужения, учитывая, что  сначала паримия на сотворение человека. а потом на повечерии - "Чуден Советник".
26. То , чего хотел диавол, - власти над сотворенным Богом миром - Господь вручает просто так самому последнему из Его творений - человеку. Отсюда лютая ненависть и зависть диавола по отношению к человеку.
27. Бог сотворил сначала мертвое тело, потом вдохнул душу ( в противоречие святым отцам, например, св.Серафиму, который говорит, что тело было живое и одушевленное)
.
Tags: Загадки Вселенной, История, Секретные материалы
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo ortheos сентябрь 18, 2014 10:40 25
Buy for 10 tokens
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 15 comments

Recent Posts from This Journal