Внезапно обратил внимание, что заповеди Десятословия рифмуются. По смыслу.
Внезапность эта , конечно, та еще , поскольку они с самого начала были разделены на две таблицы , что как бы намекает.
И даже Господь в Евангелии сказал, что в двух заповедях - любовь к Богу и любовь к ближнему - висят весь Закон и пророки.
Очевидно , что это относится к этому очевиднейшему разделению.
Но здесь есть интересная разница.
У католиков (и в нашей литературе и картинах начиная с XVIII века - века еврорабства ) на первой скрижали помещается четыре заповеди, на второй - шесть.

У иудеев же, кажется, на каждой скрижали - по пять заповедей.

(первая таблица слева)
Это вызывает совершенно не напрасный вопрос: "к какой заповеди - любви к Богу или к ближнему - относится почитание родителей?".
Поскольку же заповеди совершенно очевидно рифмуются между собой по смыслу (1-6, 2-7, 3-8, 4-9 ), то ясно, что и пятая заповедь рифмуется с десятой.
Поэтому почитание родителей - это заповедь любви к Богу.
Из этой рифмы можно сделать несколько интересных выводов.
Атеизм и любой "неправильноизм" - т.е. непочитание Единственного Истинного Бога - это грех убийства.
Только грех не против человека, а против Бога.
В самом деле.
Что делает убийца?
Он хочет, чтобы человека не было.
Поэтому убивает его.
Что хочет атеист?
Он хочет, чтобы Бога не было.
Поэтому, не будучи в силах убить Его, отрицает Его.
Что хочет язычник?
Он хочет, чтобы не было Бога , а были его боги.
Поэтому не будучи в силах убить Его, он отрицает Его.
(разумеется, речь идет не обо всех язычниках, а о сознательно отвергающих Христа)
Таким образом, когда кто-то говорит, что вот такой-то - очень хороший человек, хотя и атеист (язычник) - но добрый, нравственный и отзывчивый - он говорит "Такой-то очень хороший человек, хотя и убийца, но добрый, нравственный и отзывчивый".
Впрочем, безумный тред "добрых нравственных убийц" уже давно задан в европейской богомерзкой культуре (эй , добрый киллер-педофил "леон") .
Остальные заповеди тоже в рифме дают некий взаимный отблеск.
Заповедь против идолов сопоставлена с заповедью "не прелюбы сотвори"- и мы в самом деле видим у пророков постоянный этот образ :
Бог, как Жених,
Израиль, как невеста-прелюбодейца,
идолы - любовники Израиля.
"не приемли имени Бога Твоего всуе" - "не укради".
Т.е. имя Божие - это единственная подлинная ценность мироздания.
тут сразу вспоминается Августиново в "граде Божием"
"Два града эти - Каина и Небесный Иерусалим - нужно было охарактеризовать через их представителей:
Один - от убийцы и до убийцы (ибо и Ламех сознается двум своим женам, что он совершил человекоубийство (Быт. IV, 23));
Другой – через человека, который уповал призывать имя Господа Бога.
Ибо для странствующего в этом мире града Божия всё (притом самое существенное при условии настоящей смертности) Дело состоит именно в том, что представлено как добрая черта одного человека, которого родило воскресение убитого.
Этот один Енос изображает собою единство всего вышнего града, – единство, хотя еще не исполнившееся, но которое должно исполниться согласно этому предпосланному пророческому прообразу.
Итак, сын Каина, т. е. "сын владения" (какого, как не земного?), будет иметь свое имя в земном граде, который основан в его честь.
Он из тех, о которых поется в псалме: «Нарекоша имена своя на землях» (Пс. 48, 12).
Поэтому их ожидает то, о чем сказано в другом псалме: «Ты, Господи, пробудив их, уничтожишь мечты их» (Пс. 72, 20).
Сын же Сифа, т. е. сын воскресения, будет уповать призывать имя Господа Бога.
Это общество людей предызображено в следующих словах: «Я как зеленеющая маслина в доме Божием, и уповаю на милость Божию во веки веков» (Пс. 51, 10).
Пустой же славы имени, знаменитого на земле, оно не ищет:
«Блажен человек, который на Господа возлагает надежду свою, и не обращается к гордым и к уклоняющимся ко лжи» (Пс. XXXIX, 5)." (кн. 15, гл. 21)
Таким образом, и в Откровении спасенным дается имя Божие , как некое сокровище.
И таланты и мины, которые раздает Бог в Евангельской притче - тоже не имя ли Его?
Тут можно вспомнить и св.Игнатия Богоносца с именем Божиим, которое буквально было написано в его сердце.
И соответственно, пренебрежение к этому имени - это воровство.
Но воровство особое.
Воровство денег состоит в том, что деньги берет тот, кому они не принадлежат,
А воровство имени Божия состоит в том, что его берут всуе,
т.е. берут, но не применяют в дело (снова притча о талантах), т.е. без веры, просто так, суесловя.
Кстати, воровство чужих денег тоже обычно "всуе" - воры не могут потратить эти деньги на пользу, поэтому в основном прогуливают , пропивают, прожигают их.
Четвертая заповедь - о субботе - срифмована неожиданно с "не послушествуй на искреннего твоего свидетельства ложна" .
Эта неожиданность несколько проясняется тем, что заповедь о субботе касалась не только дня недели, но и юбилеев (седьмых и пятидесятых годов) , в которые происходило прощение всех долгов, возвращение наследственных имений продавшим их и освобождение рабов из народа Израиля.
Таким образом несоблюдение святости Божественных праздников является некоей формой лжесвидетельства на Бога (об этом и говорит апостол Павел, что если Христос не воскрес, то они - лжесвидетели на Бога) .
Т.е. если человек не соблюдает воскресенья , то он свидетельствует, что нет никакого Воскресенья.
Презирая Пасху - что Бог не воскресал.
Презирая Рождество - что Он не рождался.
Говоря, что не было Введения во храм Пресвятой Девы - что не было и Господа Иисуса Христа.
Потому что если воскресал и рождался, и входила, то праздники подобает соблюдать со всей заботливостью.
А почитание родителей - с не пожеланием чужого.
В самом деле ,желающий чужого, хулит собственных родителей, как не доставивших ему необходимого ( в отличие от чужих родителей).
И в жизни часто можно наблюдать, как человек, выросший в скромном достатке, в сердцах говорит скромным родителям - "я не хочу прожить свою жизнь в убожестве, как ты" - и после этого приступает не только к пожеланию чужого, но и к воровству (и прелюбодейству и убийствам)
Разумеется, это только заметки на скорую руку, но предмет рифмования заповедей крайне интересен для размышления.
Journal information