ortheos (ortheos) wrote,
ortheos
ortheos

Categories:

Троичное таинство ангельских и человеческих линий.

Чем чаще доводится прикасаться к оставленному святоотеческому наследию, тем больший ужас и отвращение вызывает у меня деятельность Вырожденцев.

Их восхваляют за "возрождение античной культуры" , в то время как их надо судить как убийц настоящей живописи и скульптуры и затем предать вечному забвению.

Вот глубина смысла простой линии, о которой начал говорить св.Августин, но потом словно антифон передает    св.Дионисию Ареопагиту.





"Говорят, что божественные умы движутся по окружности, когда их объединяют безначальные и бесконечные осияния Прекрасного и Добра;
по прямой – когда выходят во-вне для промысла о меньших, чтобы правильно все совершить;
и по спирали – когда, промышляя о меньших, продолжают неотрывно пребывать в том же положении относительно Причины тождества, Прекрасного и Добра, непрестанно двигаясь вокруг Нее по окружности.

Душе же свойственно,
во-первых, круговое движение: ей дарована способность входить в себя извне и единовидно сообращать свои умственные силы как бы по некоему кругу, что придает ей устойчивость, отвращает от множества того, что вне ее, и сначала сосредоточивает в себе, а потом, по мере того, как она становится единовидной, объединяет с единственно объединенными силами и таким образом приводит к Прекрасному и Добру, Которое превыше всего сущего, едино, тождественно, безначально и бесконечно.

По спирали же душа движется, когда соответствующим ей образом се озаряют божественные знания – не умственно и объединяюще, но словесно и изъяснительно, как бы смешанными и переходными энергиями.

А по прямой – когда, не входя в себя и не будучи движима объединяющей разумностью (то есть, как я сказал, по кругу), она выходит во-вне к тому, что вокруг нее, и затем извне, как бы от множества некиих разнообразных символов, возводится к простому и цельному созерцанию.

Причиной же, связью и целью таковых движений, и трех видов где бы то ни было происходящего чувственного движения, а еще гораздо раньше – обителей, состояний покоя и оснований каждого из них является Прекрасное и Добро, превышающее всякий покой и движение. Поэтому всякое состояние покоя и движения – из Него, в Нем, в Него и ради Него. Ибо из Него и благодаря Ему происходят и сущность, и всяческая жизнь и ума и душ; и ничтожность, равность и величие во всякой природе; все меры, соответствия сущего и гармонии; слияния, целостности и части; всякое единство и множество; соединения частей, единства всякого множества; совершенства целостностей; качество и количество; величина и необъятность; соединения и разделения; всякая беспредельность и всякий предел; все границы, порядки, чрезмерности, элементы, виды, всякая сущность, всякая сила, всякая энергия, всякое свойство, всякое чувство, всякое слово, всякое помышление, всякое прикосновение, всякое знание, всякое единство. И просто говоря, все сущее, возникая из Прекрасного и Добра, пребывая в Прекрасном и Добре, возвращается в Прекрасное и Добро."
(О Божественных именах, гл. 4 https://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Areopagit/o-bozhestvennykh-imenakh/#4)

Здесь неисчерпаемое море смысла как при отвлеченных рассуждениях, так и в практической деятельности.

Во-первых, оказывается , существует не один а два разных смысла линии, которые одновременно крайне схожи, но в то же время различны - и св.Дионисий не придумал для них забубенных терминов!

Бывает, оказывается, линия ангельская, а бывает линия человеческая - и различаются они состоянием сознания художника, который их изображает. Думаю, не слишком ошибусь, если предположу, что первые линии предназначены для иконописи, т.е. для образов священных и божественных первообразов, а вторые - для живописи, т.е. образов видимого творения Божия.

Очевидно, что любая   живопись на доске (двумерная)  состоит из сочетания прямых и изогнутых движений кисти (круговых , поскольку каждая кривая линия может быть представлена в виде сочетания нескольких круговых)

Но что за спиральная линия?
Это перспектива.
Перспектива имеет СПИРАЛЬНЫЙ характер, а не линейный, как учат Вырожденцы.
В принципе, я и раньше знал, что по сравнению с Византией и  даже древнерусскими иконописцами итальянские малеваки были бездарями и неучами ,поскольку из всего многообразия перспектив знали только одну, и то самую искаженную - просто она была самой простой.

Но что перспектива имеет спиральную основу -  я бы в жизни не догадался.
Имеется ли корелляция между знаменитой обратной перспективой икон и отличием ангельской спирали от человеческой в учении св.Дионисия Ареопагита?

Еще более примечательно то, что сказанное начиная с "исходят всякая сущность" - это чуть не слово в слово перечисление академических требований к живописной или графической работе.

И вот выясняется - что нигде, кроме Бога эти требования не могут быть выполнены в принципе.
И если не " изъ Того́ и Тѣ́мъ и въ Не́мъ вся́ческая" и не "Тому́ сла́ва во вѣ́ки. Ами́нь." - то все эти требования - пустой звук, не имеющий никакого смысла.

Но всего удивительнее во всем этом для меня невероятное согласие святых отцов. Которые не просто повторяют друг за другом одно и то же, но словно в одном хоре ведут разные голоса. Голоса то сменяют друг друга - один умолкнет, второй принимает тему. То идут параллельно, то две темы накладывают друг на друга, то даже идут в противосложении и контрапункте, представляя видимое противоречие, чтобы в нем передать то, что непередаваемо одним согласным описанием.

Это какая-то чудная полифония , но не звуков, а светозарных  смыслов и глубины истинного чистого ведения .
Причем если бы они были друзья или знакомые, как св.Василий Великий и Григорий Богослов или хотя бы жили в одно время или в одной стране.

Так ведь св.Дионисий Ареопагит - первый-второй век, грек в Афинах и Париже, св.Августин - четвертый-пятый век, латинянин в Африке, св.Григорий Палама - четырнадцатый век, грек в Македонии, св.Димитрий Ростовский и св.Тихон Задонский -  восемнадцатый век, Россия.

Как   может играть столь согласно оркестр ,в котором один музыкант преставился за 1600 лет до другого?
Если не потому ,что все они созерцали одни и те же Ноты - вечную и совершенную Истину? 

Tags: Златоуст атакует
Subscribe

promo ortheos september 18, 2014 10:40 25
Buy for 10 tokens
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments