ortheos (ortheos) wrote,
ortheos
ortheos

Categories:

Знание туда и знание обратно.

Часть первая

"Разве виноват художник в том, что его критик не способен воспринимать его мозаичные работы, сливающиеся во всей своей совокупности в одно прекрасное целое? Но ведь именно это и происходит с теми недалекими людьми, которые, не будучи в силах своим слабым умом объять всю совокупность и гармонию вещей, если что-нибудь причиняет им вред, и, по их мнению, этот вред велик, считают, что и во всем прочем царит великая мерзость.

Важнейшая причина этого заблуждения заключается в том, что





человек не знает самого себя. Чтобы познать себя, нужна большая привычка отвлекаться от чувств, сосредоточивать душу и удерживать ее саму в себе. А этого достигают лишь те, кто всякие раны мнений, наносимые течением обыденной жизни, или прижигают уединением, или излечивают, занимаясь свободными науками. Возвращенная таким образом самой себе душа постигает, в чем состоит красота универсума , правильно названного так от слова «унус» "единый" .

Подобная красота недоступна душе, которая обращена на множество отдельных предметов, с жадностью гоняется за нищетой и не знает, что ее можно избежать простым удалением от толпы.

Под толпой же я понимаю не людскую толпу, а толпу всего, что действует на чувства. И неудивительно, что душа терпит тем большую нищету, чем большее количество старается охватить.

Как бы ни был обширен круг, в нем есть одна средняя точка, к которой склоняется все, называемая геометрами центром, и хотя части его окружности могут быть делимыми бесконечно, в круге нет другой такой точки, от которой бы все прочие находились на равном расстоянии и которая господствовала бы над всеми, словно по некоему праву уравнения.

Выйди отсюда в какую-либо часть круга, и потеряешь все, чем множество держится в единстве. Так и душа, вылившись из самой себя, рассеивается в некоторой беспредельности и истощается до полной нищеты, поскольку ее природа принуждает ее во всем искать одного, а множество находить его мешает." (блаженный Августин, "О порядке").

Это точнейшее описания нечистого, пустого и ложного знания, которое представляет сциентизм.

Один и тот же предмет , одно и то же явление мироздания может быть познано двумя способами.
И хороший хозяин дома и хороший вор знают один и тот же дом и знают примерно то же самое, но в порядке и беспорядке их ума содержится то, что эти два знания направлены в разную сторону. Одно направлено на сохранение дома и на пользу его владельца, второе - на разрушение и на вред самому вору.

Это можно проиллюстрировать следующим примером.
Все мы учились в школе и решали на математике примерно такие примеры:




По такому принципу действует   нормальное знание.
Из нагромождения  несвязанных между собой фактов и явлений оно восходит к упоминаемой св.Августином простоте , центру.

Сциентизм же  представляет собой обратный процесс.
Берется нечто простое и разлагается путем анализа на составные части, каждая из которых изолируется от прочих частей, окукливается и  приводит цельное мировоззрение в хаотический набор слабо или никак не связанных с собой "законов".

Делается это при помощи того же знания, но в другую сторону.

Начальная 1 превращается в 2/2
Первая два превращается в 10-8, нижняя в 1+1, что делает уже невозможным операцию деления.
Затем 10 превращается в 2*5 - и уже невозможна операция вычитания.

Где предел такого "Знания"? нигде. Распад бесконечный.

Картина сциентизма совершенно такая же.

Единое цельное мировоззрение, единая цельная вселенная  разделяется на кучу всяких "ик". "Статика, кинематика, динамика, аэродинамика, гидростатика , гидродинамика, термодинамика, электростатика, электродинамика".
Которые совершенно никак не связаны или очень слабо между собой.
Но это еще не все.
Внутри каждой "ики" появляется 100500 внутренних подотделов, в которые сциентист окукливается. В каждом отделе своя терминология, свои "законы", свой язык. Чувак, который углубился в частные тонкости теории резания металлов при встрече с чуваком, который занимается кристаллической  структурой металлов - не смогут друг друга понять так же, как китаец не поймет датчанина.

И это не только не предел, это даже не начало. Ибо и в теории резания и в структуре металла сциентист изобретет еще бесконечное количество изолированных ячеек "для узких специалистов", причем будет глубоко убежден, что он погружается в элементарные основы вселенной и приближается к тайнам мироздания, в то время как это всего лишь фантомные пузыри его воображения.
С таким же успехом чувак, превративший 1 в  (2*5-36/4)/((17+3)/20+1) может считать, что он добрался до элементарных основ единицы.

Причем эти фантомные пузыри имеют вполне экспериментальное происхождение.
В нашем примере    единица превращается  в бред путем вполне "законных" операций, так и сциентист превращает целостное понимание вселенной  в сциентический бред путем ... научной аппаратуры.

"Законы природы" , которыми он так гордится - это на самом деле внутренняя логика измерительных устройств и прочих железяк , которые он использует. Они играют роль арифметических операций, которыми "единица"  мироздания превращается в двухэтажный неудобоваримый монстр. 

В результате погружающийся в сциентизм человек, делая научную карьеру, неминуемо засасывается в водоворот "узких знаний", своей специализации вроде "особенности эволюции задних плавников у окуневых" , в которой он пребывает в воистинну адском одиночестве . Потому что даже если он встретит второго такого же "специалиста" и они поговорят на одном языке о важном для них , то уже на следующий день они для того, чтобы продвигать науку дальше , пойдут каждый в свою сторону и спустя некоторое время окуклятся каждый в своем частном вопросе эволюции задних плавников и перестанут понимать друг друга, потому что каждый окуклившийся заковывает себя в свою собственную терминологию, которой никто кроме него не понимает, как в паутинный кокон.

И это не процесс созидания научного знания- это процесс распада, истощания, изнеможения души. Смерти сознания,  разложения. В этой смерти единое целое разлагается на множество, и каждый кусок множества ухватывает собой часть сознания, растаскивая его.

Неприятные ощущения или даже муки, которые многие испытывают при изучении физики и математики в школе - именно от этого, от распада сознания, которое одновременно рассекается на множество частей и в то же время должно эти части удерживать.

Как если бы человека резали на куски, которые он судорожно пытался бы руками прижимать обратно, чтобы не растерять свое тело.

Такова в общих чертах картина бесовского нечистого беспорядочного знания сциентизма.

Какова же чистая , действительная наука?

Очевидно, что она - противоположна.
Что она не изобретает бесчисленного и никак не ограниченного количества терминов, призванных исключительно попытаться зафиксировать существование ложного фантома сциентического знания. Она наоборот, из существующего многообразия  обычных общих слов уразумевает и стремится к цельности, единству, делая в своем совершенстве ненужными слова, как ненужны слова искренне любящим друг друга людям.
Настоящая наука ищет бесконечного распада на   -измы и -ики, а наоборот, соединения , понимания единства и гармонии казалось бы несвязных между собой явлений и предметов.
Устраняя необходимость в словах и давая понимание в целостности она производит то, что люди говорившие на разных языках вдруг начинают понимать друг друга.

Разница между сциентизмом и настоящей наукой - это разница между Вавилонским смешением и Пятидесятницей.

И поэтому она невозможна без Бога, а без Бога невозможно настоящей науки, возможен только сциентизм.
В сциентизме же невозможно понятие Бога, потому что появившись, само это понятие немедленно начнет разрушать окуклившиеся коконы , уничтожать фантомы и их термины, собирать в целое -ики , выводя окуклившихся на свет,
Что  они и  ненавидят, потому что и окуклились потому, что возлюбили тьму.

Я как-то по глупости сказал, что такой науки еще нет.
Она есть и давно.
Строго говоря, все Священное Писание и вся святоотеческая традиция - эта наука.

Но тот, кто хочет увидеть настоящую науку в ее совершенной форме, тот не может пройти мимо "Сокровища духовного от мира собираемого" св.Тихона Задонского.

Tags: сциентизм
Subscribe

promo ortheos сентябрь 18, 2014 10:40 25
Buy for 10 tokens
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments