ortheos (ortheos) wrote,
ortheos
ortheos

Categories:

Священнодействие линии.

Я заметил у художников одну интересную деталь.
Им очень сложно работать в тишине и сосредоточении.
Им нужно или   чтобы играла музыка, или болтать друг с другом, или на худой конец, чтобы кто-то что-то говорил.

Их занятие само по себе доставляет им какое-то внутреннее томление и скуку, хотя без сомнения живопись занимает и внимание, и память,  и мышление.
Но все это не только не рассеивает томление , но даже усиливает его.

Преподаватели не только живописи , но и иконописи прямо советуют даже слушать хорошую музыку во время работы.
Многие же художники не мыслят себе творческого процесса без состояния наркотического и алкогольного опьянения.
Каковое состояние в первую очередь производится необходимостью купировать, исцелить это состояние внутренней пустоты и тоски при художественном процессе.

Это касается не только художников, но и других мастеров - резчиков , ювелиров, вышивальщиц, электронщиков, слесарей, обувных мастеров и т.д. Включенное радио или запущенный треклист - неминуемый спутник чуть не любой мастерской во время собственно мастерства.

Откуда берется эта скука?
Скука - боль, страдания души от отсутствия мысли, смысла.

В самом деле, даже готовая картина в большинстве случаев лишена всякого смысла.
Что говорить о тех линиях и мазках, которые художник совершает в течение нескольких часов или даже дней.
Они бессмысленны и поэтому некоторым образом лишены содержания и требуют опоры на нечто другое.
Это нечто другое-   "вдохновляющая" музыка, разговоры или любое, какое угодно информационное наполнение.
Как вариаент - состояние наркотического опьянения, которое не наполняет живопись смыслом,но на время отключает способность души страдать от тоски бессмыслия.

Давайте же посмотрим на чудный смысл простой   линии, проведенной  ли карандашом по бумаге, резцом по дереву или протянутой иглой через ткань вышивальщицы.



Блаженный Августин.
О граде Божием. Книга XI гл. 23-24

"В трех ответах, указанных мной выше, на вопросы о какой-либо твари:
кто сотворил ее,
через что сотворил и
почему сотворил, – в ответах:

Бог,
через Слово,
потому что – добро,

не содержится ли глубокое указание нам на саму Троицу, т. е Отца и Сына и Святого Духа? Или, быть может, встречается что-либо, не допускающее понимания этого в упомянутом месте Писаний? Вопрос этот требует продолжительной беседы и не следует ожидать от нас, чтобы мы объяснили все в одной книге."

"  Если божественная благость есть святость, то будет прямым логическим выводом, а не смелостью предположения, думать, что в повествовании о творениях Божиих, когда речь идет о том,

кто сотворил ту или иную тварь,
через что сотворил,
для чего сотворил,

некоторым таинственным образом выражения, возбуждающим наше внимание, дается нам уразумевать ту же Троицу.

То, конечно, Отец Слова, Кто сказал: "Да будет".
А что сотворилось, когда Он говорил, то, без сомнения, сотворено через Слово.
Выражение же «Увидел Бог, что это хорошо», достаточно ясно показывают, что Бог без всякой необходимости, без всякого соображения о какой-либо собственной пользе, но по одной Своей благости сотворил то, что сотворено, т. е. сотворил потому, что хорошо.

Для того об этом и говорится после творения, чтобы показать, что сотворенное соответствует благости, по которой оно сотворено.

Если под этой благостью справедливо понимается Святой Дух, то в творениях Божиих нам открывается вся Троица. Отсюда и в святом граде Божием, который в небесах состоит из ангелов святых, различается

начало,
образование
и блаженство.

Спросите, откуда он? – Бог просвещает его;
откуда его блаженство? – Богом наслаждается.

Существуя, имеет определенный вид бытия;
созерцая, просвещается;
прилепляясь, увеселяется.

Есть,
созерцает,
любит.

В вечности Божией получает крепость;
в истине Божией сияет светом,
в благости Божией радуется."


Итак, человек устроен так, что любую линию он воспринимает как путь.
Как движение из одной точки в другую.

Именно поэтому когда преподаватель композиции говорит о "движении" на картине, он имеет в виду выстраивание объектов по прямой или кривой линии.

Линия по своему происхождению это не объект. Это процесс.

Имеющий начало и конец, а также способ, особенность своего исполнения.
Линия на рисунке, линия в каллиграфии - это то, что направляет сознание человека по этому процессу, воспроизводит его при взгляде на нее.

Чем это отличается от музыки? От нотации мелодии?
Ничем.
У любой мелодии есть начало, конец и особенность исполнения.
Мелодия и линия - это одно и то же.

Но путь - это не движение ради движения.

Начинается он в своем начале не без причины, и заканчивается не без причины, и не без цели.

Бесцельное движение - это не музыка, не линия, не путь.

Это блуждание ,  хаос, тепловая смерть.
Начало линии имеет ВАЖНОСТЬ, конец линии имеет ВАЖНОСТЬ.
Движение по линии - переход от чего-то важного к другому еще более важному.
Если начало и конец ее неважны, линия не просто плоха - она бессмысленна.
Эта бессмысленность , это прорывающееся из царства бессмысленного движения- ада - страдание хаоса - и причиняет муку уму художника, непричастному смыслу линии.

Возьмем одинокую линию на чистом листе бумаги.

В чем же важность ее конца и начала?
Ведь ничего больше нет?
Значит, она бессмысленна?

И тут кроется беда европейского ума, проклятого печатью Возрождения.
Хроническая  неспособность отличить небытие от жизни и ничто от бесконечности.
Которая и счет начинает с нуля, а не с бесконечности.

Что изображено на чистом листе бумаги?
Наследник традиции Возрождения скажет - "ничего".
Наследник традиции Византии скажет "бесконечность".
Линия начинает свое бытие не в небытии.
В бесконечности.
Ее начало - бесконечность, и конец ее - бесконечность.
Это словно две смотровые площадки над бескрайним океаном бытия


В ее начале сосредоточена бесконечность , создавшая линию.
В ее конце сосредоточена бесконечность ,  которая здесь снова принимает ее.

В этих точках сосредоточено познание, осознание, ощущение вечности.
Начало линии - это осознание бесконечности самой по себе.
Конец линии - это осознание бесконечности после пройденного пути, восприятие ее уже в познании испытанного пути.

Бесконечность непознаваема без этой линии. И ее смысл, теплота и эмоциональный цвет раскрываются и познаются путем - линией, и сосредотачиваются в конце ее.

Подобие можно понять из музыки. Перед тем, как музыка начинается, существует тишина, безмолвие.
Когда мелодия заканчивается, остается тоже тишина.
Но это уже иная тишина. Окрашенная, измененная, раскрытая отзвуками пришедшей в благое окончание мелодии.

Тишина с   апплодисментами и криками "браво".
Что такое эти крики, эти апплодисменты?
"И виде Бог яко добро".

Чистый лист бумаги, чистая доска резчика, чистые пяльцы вышивальщицы - эта графическая бесконечность, без сомнения, есть икона, типос Бога.
Путь, линия без сомнения- это икона, типос человеческой жизни.
Окончание этой жизни есть без сомнения познание Бога через события и мысли пройденного жизненного пути.

Взглянем на сказанное блаженным Августином о творении .
Мы вдруг поймем, что он говорит и о линии.
Начало линии, место где кисть касается бумаги, резец погружается в дерево, игла входит в ткань: ""Да будет".
Само формирование линии, рез , движение нити через ткань - "И бысть".
Конец линии , конец движения резца, конец нити - "И виде Бог яко добро".

"Яко добро" это не только благо , это граница меры.
В японском языке до сих пор "кэкко дэс"  ("буквально, "Это хорошо есть") означает "хватит, мера достигнута".
Художник оканчивает линию, когда мера достигнута.
Резчик останавливает резец, когда мера достигнута
Вышивальщица останавливает протягивать нить, когда мера достигнута.
Почему достигнута?
"Виде яко добро".

Но не это только .


Начало линии - существование , природа, образ бытия. Ибо в начале художник выбирает словно некую природу - материал, которым проводится линия. Резчик- форму лезвия ножа. Вышивальщица - цвет и материал нити.

Протяжение  линии  - созерцание и просвещение. Тут пояснений не надо, все очевидно.

Конец линии - прилепление , присоединение.
Блаженство состоит в том, что конец линии соединяет ее с чем-то.
Одинокую линию - с бесконечностью.
В иконе, в картине, в резьбе, в вышивке-  с другими линиями.
И последнюю линию - с бесконечностью.

Начало линии - и крепость , т.е. основа ее существования, фундамент
Продолжение линии - свет , поскольку она направлена
Конец линии - радость, поскольку входит и  вводит в покой.

Но это не все.
Блаженный Августин продолжает:

"В силу этого же и философы, насколько это можно понять, решили разделить систему философии на три части, или вернее – успели заметить, что она делится на три части (ибо не сами они установили, что это так, а скорее нашли, что – так), из которых первая называется физикой, другая логикой, третья этикой. В переводе на латинский язык имена этих частей так часто употреблялись в сочинениях многих, что они могут быть названы естественной, рациональной и моральной:" (гл. 25)

Таким образом
Начало линии - это "физика" (не путать со сциентической физикой), соответствие природе
Протяжение линии - "логика" , рациональность, разумность
Конец линии - "этика" , моральность, выбор максимального блага.

Читаем дальше.

"Так же точно и для каждого человека-художника, чтобы он мог что-либо создать, ставятся три условия: природа, искусство, польза; природа измеряется природными дарованиями, искусство – знанием, польза – плодом. Я знаю, что слово плод указывает на употребление*****, а польза – на пользование, и что между ними то различие, что то, что мы употребляем, доставляет нам удовольствие само по себе, безотносительно к чему-либо другому; а то, чем пользуемся, то нужно нам для чего-либо другого. Поэтому временными вещами скорее следует пользоваться, чем употреблять их (для удовольствия), чтобы получить право наслаждаться вечными. Не так нужно делать, как некоторые развращенные, которые желают употреблять (для удовольствия) деньги, а пользоваться Богом: не деньги тратят ради Бога, а почитают самого Бога ради денег. "


Начало линии - природа. То есть где она располагается зависит от природы - как художника, так и изображаемого.
Протяжение линии - искусство , т.е. как проводить линию - это искусство художника.
Конец линии - польза. Т.е. линия оканчивается так, чтобы соединяться и совмещаться в гармонии с будущими линиями.

Начало линии - дарование. Спросите у любого художника - почему он начал писать именно в этом месте а не в сантиметр левее - он не сможет ответить. Здесь некое "слепое пятно" человеческого разума. Поскольку причина его не в разуме художника.  начало линии -  дарование, приходит к нему извне.

Протяжение линии - знание. Мы уже говорили о том, что знание есть икона, отпечаток познанного. Протяжение же линии и формирует образы иконописи и живописи.

Окончение линии - плод. Как вкус яблони сосредотачивается в яблоке, как радости любви сосредотачиваются в рожденном ребенке, так вкус и радость линии сосредотачиваются  в ее конце. Плод это то, что является одновременно венцом, целью, и в то же время началом нового, началом новой жизни. Конец линии - это венец линии, ее цель, но в то же время и начало нового - поскольку именно здесь происходит польза, присоединение и сообщение с другими линиями и с бесконечностью

и наконец,
"Без всяких фантазий и без всякой обманчивой игры призраков для меня в высшей степени несомненно, что я существую, что я это знаю, что я люблю." (гл.26)
Начало линии - существование.
Протяжение линии - ведение, знание.
Конец линии - любовь.

Любой аспект из этой вселенной смыслов настолько тесно связан с остальными, что неминуемо ведет их за собой все, и приводя вместе с ними к созерцанию Самой Троицы без сомнения не просто прогоняет и истребляет муку бессмысленности от хаотичности линий и движений художника, но и в силах превратить любое мастерство в священнодействие с единственной и блаженной целью, ибо и сама иконопись, живопись, вышивание , резьба, каллиграфия и все что только ни делает человек - не что иное как такая же линия, имеющая начало, протяжение и конец.


Tags: Златоуст атакует, Секретные материалы
Subscribe

  • "Явление на кладбище Иоанна Кронштадтского" - 2.

    В конце февраля - было ли описываемое Клаудом Роммелем явление св.Иоанна Кронштадтского на кладбище в действительности или оно выдумано (им самим или…

  • Дна нет.

    @Олимпийский комитет России (ОКР) и официальный экипировщик олимпийской команды России ZASPORT провели презентацию экипировки для сборной России на…

  • Как княгиня Дашкова бивала пруссаков.

    "Русские всегда прусских бивали" - говорил незабвенный Александр Васильевич Суворов. Но среди всех многообразных и многочастных способов,…

promo ortheos september 18, 2014 10:40 25
Buy for 10 tokens
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments