ortheos (ortheos) wrote,
ortheos
ortheos

Category:

Два знания.

Главный порок сциентизма - он не подозревает о существовании ДВУХ видов знания.
Из чего достаточно очевидно, что
1) он крайне глуп
2) его знания разрушительны.

О двух знаниях говорит Бог при творении Адама.
"И заповѣ́да Госпо́дь Бо́гъ Ада́му, глаго́ля: от­ вся́каго дре́ва, е́же въ раи́, снѣ́дiю снѣ́си:
от­ дре́ва же, е́же разумѣ́ти до́брое и лука́вое, не снѣ́сте от­ него́: а въ о́ньже а́ще де́нь снѣ́сте от­ него́, сме́ртiю у́мрете." (Быт. 2,16-17)


  Бог не знает лукавое. св.Августин говорит, что разница между знанием человека и Бога состоит в том, что человек знает существующее, а то, что знает Бог - существует.
Поэтому и Бог не знает лукавого, поскольку если бы Он знал лукавое, оно неминуемо было бы существующим.
А Бог зла не творит, поскольку не знает зла.

Что же тогда за древо разумети доброе и лукавое?
Уклоняясь от погружения в глубокое рассмотрение , мы просто констатируем, что есть иное знание - знание лукавого.
Которое разрушительно.

Потому что Адам, познавая доброе жил, познав лукавое, умер.

Святой Григорий Палама называет это "знание лукавого"  незнанием.
Обращаясь к сциентистам, он говорит так:
"людям, занимающимся спорами всю жизнь, охотящимся за знанием с помощью внешней учености и столь непомерно восхваляющим ее, ты, думаю, достойно и уместно дашь им понять, что «вы, любезнейшие, добываете себе этим не больше знания, чем незнания»" (Триады, 1 книга 2 гл https://azbyka.ru/otechnik/books/original/8848-%D0%A2%D1%80%D0%B8%D0%B0%D0%B4%D1%8B-%D0%B2-%D0%B7%D0%B0%D1%89%D0%B8%D1%82%D1%83-%D1%81%D0%B2%D1%8F%D1%89%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE-%D0%B1%D0%B5%D0%B7%D0%BC%D0%BE%D0%BB%D0%B2%D1%81%D1%82%D0%B2%D1%83%D1%8E%D1%89%D0%B8%D1%85.pdf)

Совершенно справедливо, поскольку беспорядок является не состоянием, а отсутствием состояния, смерть является не жизнью, а отсутствием жизни, ничто является не сущностью, а отсутствием сущности.
Впрочем, начало "Триад" исключительно точным образом характеризует и описывает второе знание - лжеименное, лжезнание
Толковать и сокращать сказанное св.Григорием  с моей стороны было бы крайней глупостью.

Мы же обратим внимание вот на что.
Знание есть не что иное, как отпечатлевание образа в сознании.

Мы говорим "Ты знаешь Васю Пупкина?"
И нам отвечают "да, немного знаю - видел его у Таньки".
Или "Отлично знаю, жили с ним в общаге".
Да даже в славянском и русском языке "зна-ние" и "зна-к" , "зна-мение", "зна-мя" - однокоренные слова.

Как образ, знание может быть хорошим и плохим , точным и примерным - в зависимости от соответствия первообразу.
Творение есть образ знания Божия.
Знание человека есть образ творения.
Следовательно, познавая творение, мы познаем Бога, о чем и Павел говорит "Невидимая бо Божия твореньми помышляема видима суть и присносущная сила Его и Божество".

Правильно?
На первый взгляд, да.
Но Триады св.Григория посвящены отвержению этого.


"Говорят, что наука, подобно откровению пророков и апостолов, тоже есть Божий дар, от нее в душе возникает знание сущего, она оттачивает познавательную способность, якобы высшую силу души, и избавляет душу от всякого зла, поскольку любая страсть вырастает и укореняется тоже от незнания; что наука ведет человека даже к познанию Бога, поскольку-де нельзя познать Бога иначе как через Его Творения, – услышав такое, я, правда, не очень-то поверил, ведь уже мой малый опыт монашеской жизни показал мне совсем противоположное, однако возразить им не смог, потому что говорят они как-то очень уж возвышенно:

«Не просто любопытствуем мы о тайнах природы, измеряем круг небес, исследуем упорядоченные движения светил, их схождения, расхождения и восхождения, схватываем вытекающие отсюда последствия и тем гордимся, – нет, но поскольку законы сущего заключены в божественном, первом и творящем уме, образы же этих законов есть в нашей душе, мы стремимся достичь их познания, чтобы приемами различения, умозаключения и разложения (анализа - Орф.) избавиться от печати невежества и таким путем при жизни, как и после смерти, хранить в себе подобие Творцу» . Поскольку тогда я побоялся, что не смогу правильно ответить, и смолчал перед ними, прошу теперь тебя, отец, научить меня словам в защиту истины, чтобы мы были готовы, по апостолу, «дать... отчет в нашем уповании» (1Пет.3:15). "

 Это познание Бога через образы творения св.Григорий Палама называет лжеименным знанием, разрушением, лукавым.

О как!
Что же ?
Неужели творение не есть образ Божиих мыслей, Его законов?
Несомненно есть.
Святой Дионисий Ареопагит об этом прямо пишет
" Говорят также, что Она в умах, в душах, в телах, в небе и на земле, вместе с тем Сама в Себе, в мире, вокруг мира, над миром, над небом, над сущим; Ее называют солнцем, звездой, «огнем», «водой», «духом», росой, облаком, самоцветом, камнем, всем сущим и ничем из сущего." (О Божественных именах гл 1, 6 https://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Areopagit/o-bozhestvennykh-imenakh/#1)

Что же , познавать Бога через творения - ложное знание?
Св.Апостол Павел говорит , что нет.

С чем же тогда спорит св.Григорий Палама?

Мы подошли к самому главному.
Что два знания - доброго и лукавого, лжеименнное и настоящее, крайне близки к друг другу, так что их на первый взгляд невозможно и различить.
Разница  - в порядке и беспорядке.

Настоящее знание - порядочное.
Лукавое - беспорядочное.

Знание настоящее, монашеское. св.Григория Паламы,  базируется на порядке Бога.
Знание ложное , не-знание, базируется на порядке оторванных от бога человеческих мыслей и понятий, на человеческом порядке, который есть беспорядок.

Св.Тихон Задонский в "Сокровище духовном" рассматривает творение - и Эйнштейн рассматривает творение.
Но там - Божественный порядок, каменный фундамент, у Эйнштейна - человеческий беспорядок, здание построенное на песке (это прямо говорит САМ Эйнштейн именно этими словами - "мы строим на песке")

Через подлинное знание распространяется порядок, Божий чин.
Через не-знание, через сциентизм распространяется не-состояние, беспорядок, "лукавое".

Хотя и то и другое смотрит на один и тот же предмет.

Tags: Чин, сциентизм
Subscribe

  • Ремня академику.

    Почти физически тошнит от переводов академика Лихачева. "Повесть о взятии Царьграда" В первом же предложении. В тексте: "В лѣто…

  • О явлении на кладбище Александро-Невской Лавры.

    Листая журнал melissa_12, чтобы быть в курсе последних бизнес-проектов "собора православных мирян" (не хочу пропустить момент,…

  • Завоевание.

    "Установился порядок, по которому повелевающий город путем мирных отношений налагает на покоренные народы не только иго, но и свой язык".…

  • Словарный запас

    咲花乃色 переводится как "цвета цветущих цветов".

  • Три языка.

    Сциентический язык интересен не столько сама по себе, сколько сравнением с двумя другими языками - обычным человеческим языком и языком Церкви.…

  • Раб рабов: пророчество или троллинг?

    Титул римского папы - servus servorum Dei Раб рабов Божиих. Как известно, первым добавил это выражение в титул римского епископа святой Григорий…

promo ortheos september 18, 2014 10:40 25
Buy for 10 tokens
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments