ortheos (ortheos) wrote,
ortheos
ortheos

Categories:

Порядок и ужасы

Страх Божий отличается от страха бесовского.
Но оба имеют некоторым образом общую природу.
Его основа в человеческом чине , том, что называется "обычный", "обыденность".
Бытие, свойственное человеческой природе, вызывает у человека покой и мир.

Страх вызывает созерцание иного порядка.

Даже ангельская природа, не говоря уже о Божественной, имеет свой собственный необычный чин, порядок.
И соприкосновение с этим порядком вызывает ужас.
Когда душа некоторым непостижимым образом переходит из своего человеческого чина в этот новый высочайший чин, это называется "экстасисом" - "выходом". В этом состоянии человек становится восприимчивым к божественным откровениям, свойственным ангелам.

Ужас же вызывается тем, что это состояние опасно для человеческого падшего существования - об этом и говорит Бог, что никто из людей не может увидеть Его и жив быти.

Бесовский ужас тоже вызывается соприкосновением двух порядков  - обыденного человеческого и бесовского беспорядка, бесчиния.
Собственно говоря дешевый "талант" клепальщиков энтертеймента ужасов типа Стивена Кинга состоит не в чем ином, как в произвольном извращении порядка обыденных вещей.
Это извращение порядка и вызывает ужас, ощущение чего-то страшного и опасного, т.е. присутствия беса.

Хрестоматийный пример.
Само кладбище по себе не только не вызывает ужаса, но семантически имеет положительный и светлый смысл (клад-кладбище).
Ночь сама по себе не вызывает ужаса.
Девочка, белое платье и скакалка не вызывают ужаса ни по отдельности ни вместе.

Но уже сочетание ночи и кладбища вызывает тревогу , поскольку в нормальной обыденной человеческой жизни человеку на кладбище ночью делать нечего. (если это не сторож)

А вот девочка в белом платье , прыгающая ночью со скакалкой по могилам, уже определенно вызывает при минимальном художественном выражении ужас - потому что в нем извращены логические связи порядка.

Человеческий ум словно невольно ищет порядковые, чинные связи между этими объектами и не находит его в обыденной сфере. И делает подсознательный вывод о том, что порядок разрушен и извращен - что является признаком присутствия зла.

Недаром бесы и пугают подвижников совершенно таким же способом - вспомним гроб с встающим покойником, который обнаружил преподобный Серафим Саровский у себя в пустынной келье. Первое нарушение порядка - неизвестный гроб. Второе- встающий покойник, который должен быть неподвижен (по порядку)

Все произведения того же Стивена Кинга , вся индустрия ужасов  построена именно на эксплуатации этого нехитрого приема - берется любая вещь, любое явление, в ней извращается порядок, к этому прикручивается какое-нибудь убогое объяснение - и в массы, в тираж.

Недаром многие, если не все, признаются, что в фильмах ужасов всегда страшны "атмосфера", т.е. извращение порядка, но сама злая сила блекла, а  сюжет как правило крайне скучен и банален.

Это в свою очередь вызывает мысль о том, что любовь к ужасам есть любовь к беспорядку, к извращению в порядке, т.е. к нечистоте.
Видимо с этим связано  то, что индустрия ужасов идет параллельно индустрии блуда, и в некоторой точке соединяется с ней.
На это наслаивается и то, что червь блудной страсти ищет не столько самого услаждения блуда, а сопровождающих его сильных эмоций, которые он пожирает.
А эмоция страха одна из самых сильных эмоций.

Tags: Чин
Subscribe

promo ortheos сентябрь 18, 2014 10:40 25
Buy for 10 tokens
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments